Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

24 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
20 июня 2014, 15:20 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Кому темная вода

Михаил Бударагин: Кому темная вода

21 июня родился Александр Твардовский, русский поэт, редактор, первым рискнувший напечатать Солженицына, автор главного советского военного образа. Василий Теркин из частушки и прибаутки дорос до национального эпоса.

Сегодня, когда споры о войне в разных ее контекстах не утихают, когда призрак новой войны пугает или, наоборот, прельщает, стоит сказать о главном труде Твардовского о «Василии Теркине», «книге про бойца без начала и конца»: все этот текст проходили в школе, все знают – чего уж, Теркин-то, все же понятно.

Русский солдат уходит не в смерть, а в бессмертие

Все ли?

Балагур идет сквозь войну, играет на гармони, рассуждает об ордене и медали, весело беседует с генералом – и все это написано так, что невозможно не выучить наизусть. «Переправа, переправа...» – «Теркин» сознательно написан так, чтобы запоминаться сразу, с ходу, без лишних усилий. Но подкупающая простота поэмы может ввести в заблуждение: речь идет об очень важных вещах.

Все так очевидно, что сложности образа Теркина – словно бы специально никто не прячет. Вот он – весь на ладони.

Вот он – обычный солдат, «обыкновенный», «в каждой роте есть и в каждом взводе». Твардовский повторяет эту простую мысль так настойчиво, что Теркин действительно сливается с шинельной массой, да все никак не сольется.

Потому что приходит (глава «Два солдата») к старику и старухе и ведет с ветераном Первой мировой, империалистической, войны задушевные солдатские разговоры. И оказывается, что война была не за царя, а русская, обычная, наша, война. Против немца. Теркин чинит пилу и заводит часы («Но куда-то шильцем сунул, / Что-то высмотрел в пыли, / Внутрь куда-то дунул, плюнул, – / Что ты думаешь, пошли!»), запускает остановленное время, чтобы и этот старый солдат, который ни на какой фронт уже не пойдет, встал у него за спиной. Солдат солдату брат, за царя ли воюем, за советскую власть, а все – за Родину.

Теркин, кроме того, журит старуху за спрятанное сало, буквально повторяя знаменитую «Кашу из топора», а это – уже допетровское время. Только солдаты все те же.

«Книга про бойца» (Фото: ИТАР-ТАСС)

«Книга про бойца» (Фото: ИТАР-ТАСС)

История закручивается на новый виток. С немцем, которого Теркин берет в плен, наш солдат бьется – правильно – как Пересвет с Челубеем, лицом к лицу, почти обреченный. И, конечно, побеждает, хотя готов и проиграть. И тут Твардовский перестает шутить, голос автора звучит совсем иначе:

И какой ты вдруг покорный

На груди лежишь земной,

Заслонясь от смерти черной

Только собственной спиной.

Обыкновенный солдат, Теркин идет на войну, как на работу (опубликованный Твардовским в «Новом мире» «Иван Денисович» Солженицына так же ведет себя в лагере: неприятно, конечно, но жить можно – «с войны не взыщешь ни в каком уже суде»), и работает на совесть. Сбивает самолет из винтовки, даром что не донецкий ополченец. Почему бы и нет, в самом деле?

Война – кошмарна, ни Твардовский, ни его герой не питают никакой радости от того, что нужно вставать утром, идти и убивать людей. Врагов, но людей, фашисты в поэме не демонизируются, детей живьем не едят, просто они – вестники смерти.

С ней Теркин прямо сталкивается дважды, уходя еще глубже, в былины, в русский героический эпос. В главе «Смерть и воин» он, как Аника-воин, персонаж одноименного сказания, встречается со Смертью лицом к лицу и выдерживает с ней длинный диалог, почти соглашаясь добровольно отдать душу.

Одно условие ставит наш солдат, условие, которое не смог сформулировать Аника-воин. Вот оно:

Александр Твардовский (Фото: ИТАР-ТАСС)

Александр Твардовский (Фото: ИТАР-ТАСС)

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце ее, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний,

В праздник славы мировой,

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Дашь ты мне в тот день немножко

Погулять среди живых?

Дашь ты мне в одно окошко

Постучать в краях родных?

И как выйдут на крылечко,

Смерть, а Смерть, еще мне там

Дашь сказать одно словечко?

Полсловечка?

Смерть говорит «Нет», и Теркин отказывается от заманчивого предложения закончить страшное умирание. Его спасает похоронная команда, двое подручных Смерти, которые под конец рабочего дня выносят бойца с поля боя.

Но смерть появляется и раньше, в той самой главе «Переправа», где Теркин отправляется во тьму, на правый берег реки (вспомним многажды встречающийся образ реки как рубежа между мирами – только Харона у Теркина нет, все сам), возвращается, выпивает живой воды (спирта то есть, но что нужно вышедшему из ледяной воды солдату, чтобы жизнь вернулась?) и просит огоньку еще подбросить.

В загробный мир ходи со своим огоньком, там не дадут.

Русский солдат уходит не в смерть, а в бессмертие, не в землю, а в слово, не в темную воду, а в память и славу.

Теркин воскресает каждый раз, когда «бой идет святой и правый», хотя сам Твардовский говорит об этом в шутку, в главе о двойнике нашего героя, представляющегося – при живом-то Теркине – легендарным солдатом, появляется безымянный старшина, который решает возникшую проблему так, как нужно:

Что вы тут не разберете,

Не поймете меж собой?

По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой,

Слышно всем? Порядок ясен?

Жалоб нету? Ни одной?

Разойдись!

И я согласен

С этим строгим старшиной.

Я бы, может быть, и взводам

Придал Теркина в друзья...

В войне нет ничего хорошего, пишет Твардовский, но и бегать от войны нельзя, утверждает «Василий Теркин», книга не «про бойца», а про то, как именно за спинами всех, кто воевал, воюет и будет воевать за Россию, вырастает великая история – от каши, сваренной из топора, до дороги на Берлин, от Пересвета до военного гармониста.

Где-то там – где Смерть окажется побеждена окончательно – будущее, в котором больше не придется воевать. Этому будущему и посвящен «Василий Теркин», главная наша книга о победе истории над трусостью повседневности.