Зеленский оскорбляет не только Орбана, который может создать его режиму немало проблем по линии ЕС, но и Трампа, который 20 января станет самой могущественной фигурой в западном мире и от которого во многом зависит судьба самого Зеленского и майданной Украины.
0 комментариевАнтон Крылов: Итоги года: Слишком много истерик
Люди перестали видеть что-то странное во фразе «никогда такого не было, и вот опять». Рубль падал в 2008-м и 1998-м. Одни страны возвращали и теряли территории – успешно и не очень. Все было, все прошло, все началось снова.
Прошедший год, безусловно, относится к тем, которые входят в историю, которые помнят и через сотни лет. Спроси сейчас любого человека со средним или высшим не историческим образованием, что происходило в 1912-м, или в 1818-м, или в 1609 году – вряд ли ответит. А про 1914-й, 1812-й и даже 1612-й, скорее всего, вспомнит.
Забыто отношение к религии и сексу, забыты спорт и музыка, забыто все, кроме «Скажи мне, чей Крым, и я скажу, кто ты!
Вот так же будет и с 2014-м через пару сотен лет. Если, конечно, к тому времени сохранится человеческая цивилизация в нынешнем виде. Третья мировая будет последней войной нашей цивилизации, а то и всего человечества в целом. Любой, кто этого не понимает – или дурак, или самоубийца, или и то и другое вместе.
Всех восточноевропейских школьников старших классов надо в обязательном порядке возить на экскурсии в Хатынь – чтобы не возникало вопросов о том, была ли возможна «третья воюющая сторона» во Второй мировой и были ли коллаборанты «борцами за свободу»? Сожженные заживо украинскими эсэсовцами белорусские крестьяне очень внятно и доходчиво дают ответ на этот вопрос.
А вот лидеров стран – обладательниц ядерного оружия стоит возить на экскурсию в Хиросиму. Чтобы посмотрели и задумались – стоит ли демократизация отдельно взятой далекой страны стертой с лица Земли собственной столицы и дальнейшего вымирания всего человечества в условиях ядерной зимы?
Или все-таки стоит позволить жить людям в других государствах так, как им хочется, и решать проблемы, неизбежно возникающие с соседями, без вмешательства третьих стран?
Международная политика, несмотря на то, что ее участники носят костюмы и вообще обычно являются пожилыми благообразными мужчинами, по своей внутренней логике мало чем отличается от уличной драки. Любое отступление расценивается как слабость, предложение остановиться и поговорить со стороны более слабого расценивается как полная капитуляция.
Майдан-Сочи-Крым-санкции-рубль – основные итоги этого года понятны, но по поводу Майдана и Крыма единого мнения нет и быть не может (фото: SERGEI ILNITSKY/EPA/ТАСС) |
Оступившегося сшибают с ног, упавшего – затаптывают. Тот, у кого есть нож, диктует свои условия тому, у кого только голые кулаки. Тот, у кого есть автомат и связка гранат, диктует условия всем остальным.
В лучшие времена драка происходит по правилам – «до первой крови», «двое дерутся – третий не лезь», в худшие – все наваливаются на одного и бьют до смерти. Так, например, произошло с Югославией – единственной страной, которая гипотетически могла бы составить конкуренцию Германии или Франции в объединенной Европе.
Больше всего обладатели автомата и связки гранат не любят, когда кто-то нарушает установленные ими правила игры. Потому что в этом случае и у других может возникнуть соблазн отказаться от участия в массовой драке и заняться своими делами.
Показательно, что играющие по правилам диктатуры и даже абсолютные монархии с полным отсутствием прав человека, вроде Саудовской Аравии, никого не интересуют. Аналогично никого не интересуют нищие африканские режимы, со всем их каннибализмом по отношению к политическим противникам и женским обрезанием. Но стоит кому-то сделать хотя бы шаг за красные флажки – и все, демократизация неизбежна.
***
Майдан-Сочи-Крым-санкции-рубль – основные итоги этого года понятны, независимо от того, как к ним относиться. То есть всем понятно, то Сочи – это хорошо, ослабевший рубль и санкции – плохо. По поводу Майдана и Крыма единого мнения нет и быть не может.
Менее очевидные, но от того не менее зримые итоги-2014 – это радостная готовность к дегуманизации и доминирующая самоидентификация через сферу геополитического. Забыто отношение к религии и сексу, забыты спорт и музыка, забыто все, кроме «Скажи мне, чей Крым, и я скажу, кто ты!» И если отношение к Крыму не совпадает, то все, собеседник перестает быть человеком, чудесным образом моментально перевоплощаясь в «колорада», «вату» или «укропа».
Сколько друзей стали врагами, сколько украинско-российских семей перестали общаться, и это не говоря о тысячах погибших в Донбассе, Киеве, Одессе, Мариуполе...
Фильмы о Великой Отечественной за десятилетия прошли заметную эволюцию – в ранних советских фильмах гитлеровцы представлялись однотонной черной массой, в более поздних режиссеры старались найти человеческое в отдельно взятых немцах и показать все ужасы войны на примере конкретного человека. Нынешние противники не готовы видеть человека на противоположной стороне в принципе.
И если на передовой такое отношение – залог выживания и сохранения психического здоровья, то в «Фейсбуке» это явный признак сумасшествия.
Вот, например, свежий крайне показательный тред про журналистку Екатерину «Какая зарплата у Сечина» Винокурову. Патентованные либералы заявляют о киноидной модификации красивой девушки из-за того, что она отказывается мыслить в двузначных категориях «Крымнаш – Крымненаш».
Добровольный отказ от дарованного Богом видения многоцветности мира – тоже яркий признак уходящего года. Люди с высшим образованием легко переходят в дискуссиях на мат и феню, отличить кандидата наук от человека с незаконченным средним образованием можно разве что по правильному использованию мягкого знака в глаголах.
В матерных глаголах, разумеется. Хотя некоторые неграмотные выучили модное слово «дислексия» и вообще перестали следить за правописанием. К слову, дислексия – это неумение читать. Неумение писать – это дизорфография. Впрочем, читать они тоже не умеют: по набору «знаковых слов» делают вывод о предполагаемой мысли автора и дальше уже спорят с фантомами собственного воображения.
***
Еще одна примета года – люди перестали видеть что-то странное во фразе «никогда такого не было, и вот опять». Рубль падал в 2008-м и 1998-м, не говоря уж о галопирующей инфляции начала 90-х. Одни страны возвращали и теряли территории – успешно и не очень.
Ссорились веками жившие в мире народы – по собственной дурости или при помощи посторонних доброжелателей. Потом мирились. Все было, все прошло, все началось снова – история вообще любит ходить по спирали, поворачиваясь к наблюдателю разными сторонами.
Но почему-то именно в этом году очень громко раздавались истеричные вопли: «Россия впервые нарушила международное право!», «Рубль ужасно рухнул и не выкарабкается!», «Русские и украинцы рассорились навеки!», «Россия окончательно утратила все шансы на развитие и скоро превратится в Молдавию!» (почему, кстати, в Молдавию? Впрочем, неважно).
Эта истеричность отчасти понятна у юных 20-летних хипстеров, которые еще недавно ходили в школу. Но когда с подобными заявлениями выступают помятые жизнью 40–60-летние дяди и тети, снова возникает вопрос об их адекватности. От прожившего большую часть жизни человека ждешь умения сопоставлять текущие политические события с историческими фактами и не прогнозировать в ежедневном режиме скорый конец света, подобно лидерам тоталитарных сект.
Жизнь, как известно, это миг между прошлым и будущим. А вовсе не миг, зависший в безвоздушной пустоте. После окончательной победы Сил Добра над Силами Зла жизнь не заканчивается, а только начинается. Более того – никакой окончательной победы не бывает в принципе. Помните об этом.
С Новым годом!