Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
28 ноября 2014, 12:11 • Авторские колонки

Василий Колташов: Больше всех на рынке жилья пострадает тот, кто не продаст

На рынке масса жилья без будущего, но каким бы долгим, тяжелым и разрушительным не оказался этот «второй» кризис, будущий экономический подъем и изменение вкусов поставят вопрос о новом качестве квартир.

Две волны падения курса рубля в этом году породили два периода активизации спроса на жилье. Дважды в начале года – прошлой зимой и теперь – квартиры эконом-класса привлекали покупателей, хотя общее состояние рынка продолжало ухудшаться.

Долгие годы продавцы были уверены, что идеальная фраза для успешного ведения бизнеса: «Берите что есть, или оно еще подорожает

Процесс сделался заметным еще в 2011 году, а в 2012–2013 годах созрели предпосылки для снижения цен. Однако произвели их не продавцы. Кризис обвалил рубль и опустил цены.

1

В ноябре ЦБ показал, что может стабилизировать курс российской валюты, и немногочисленные покупатели ринулись словно из засады на подешевевшее жилье. В центральной России они обошли безумно дорогую Москву и начали делать покупки в ближнем Подмосковье. Здесь их старания не перекрыли общий провал, но создали у некоторых продавцов иллюзию возвращения рынку активности.

Оба оживления спроса в этом году носили остаточный характер. В 2015 году рынку предстоит существенно просесть. Продажи, вероятно, будут на самом низком уровне со времен провала 2009 года. Но, даже сознавая такую перспективу, некоторые застройщики стараются сыграть на повышение и припугнуть потенциального покупателя тем, что ему придется заплатить больше, если он не поспешит. Ажиотажа это, естественно, вызвать не может. В лучшем случае – ворчание.

Но если продавцы нового жилья уверены в том, что сделают хоть какие-то продажи, то откуда могут взять такое чувство мелкие продавцы, остается загадкой. Многие из застройщиков способны на скидки, хотя и стремятся всеми силами их избежать и удержать цены в рублях без изменений или даже повысить их. Сохранение единства цены продажи и цены выставления на продажу (о чем мечтают застройщики) будет ослаблять спрос. Но горизонт этот приблизится уже в начале следующего года, который будет кризисным для всей экономики.

2

Про столичных и подмосковных мелких продавцов нужно сказать отдельно. Они скорее удивлены проблемами рынка, чем готовы к ним хоть как-то адаптироваться. Поведение их напоминает то, как реагировали на ценовые колебания амстердамской и лондонской бирж в XVII веке купцы-московиты. «Опять басурманы иноземные сговорились. Не хотят цены давать за наш товар, так мы и вовсе продавать им не станем! Пусть все хоть гниет», – примерно так говорили друг другу отечественные продавцы, никак не тянувшие ни капиталом, ни умом на гордое имя негоциантов.

А может быть, все можно переждать? Может, это наилучшая стратегия?

В современном ребусе с покупкой и продажей жилья есть важная составная – это динамика потребительских запросов.

Огромная часть выставленного на продажу жилья, что в столице, что в других крупных городах – это квартиры в старых домах (не классического покроя), с изношенными трубами, с неисправимо неудобной планировкой и маленькой площадью. Новые квартиры порой имеют такие же недостатки.

Больше всех на рынке жилья пострадает тот, кто не продаст (фото: SERGEI CHIRIKOV/EPA/ТАСС)

Причем самый главный из них станет всем очевиден гораздо позднее – это преобладание однокомнатных квартир.

3

Бедность толкала людей на покупку «пусть небольших, но своих квартир». Инвесторы-спекулянты верили, что «однушка» – квартира с залом, но без спален – есть самое лучшее вложение. Более всего строили именно этого формата жилье, заставляя иностранцев удивляться: «Почему при таком обилии пространства у этих русских такие маленькие квартиры? И почему именно их создают больше всего? Неужели не ясно, что семья в такой квартире обитать не может?» Ответ прост. Спрос людей определял формат предложения и выбор спекулянтов.

В эконом-классе жилья (если этот термин допустим) в годы подъема и в 2010–2014 годах максимальным форматом квартиры была «трешка», квартира с двумя спальнями и залом. Продавцы мебели и отделочных материалов даже давали удивительные советы, как нужно ее использовать «современным образом», дабы в жилище этом могла разместиться семья с несколькими разнополыми детьми. В числе идей были внутренние перегородки (отсеки), кровати в два яруса и просто цветовые разграничения личного пространства.

За прошедшие со времен кризиса 1998–1999 годов полтора десятилетия накопилось огромное количество жилья без будущего. На рынке его масса, но каким бы долгим, тяжелым и разрушительным не оказался этот «второй» кризис, будущий экономический подъем и изменение вкусов поставят вопрос о новом качестве квартир.

Старое жилье, как советского типа, так и более позднее, вряд ли будет востребовано. Покупать его будут дешевле, а уже сделанная кем-то отделка вовсе не будет казаться адекватным основанием для повышения цены за старую квартиру.

4

Конечно, даже в Москве продавцы делают ставку на бедность покупателя. Из-за нехватки у него денег и дороговизны кредита застройщики не делают отделку. В этом есть и плюс, поскольку предполагаемая ими планировка комнат чаще всего ужасна. Так, некоторые россияне с новыми квартирами размещают кухню в коридоре, спланированном необычайно просторным, получая дополнительную комнату. Это тем более разумно, что «мокрые места» архитекторы строительных компаний располагают далеко от окон. Получаются темные кухни, в которых окна нужны лишь как старинный аналог вытяжки.

По поводу кухонных стереотипов в планировке новостроек народ размышляет давно. Существует две версии. Первая, что архитекторы – это люди весьма богатые, не знакомые с кухнями вообще и потому не понимающие специфики их планировки. Другая версия состоит в том, что они попросту являются недоученными кретинами.

Но, скорее всего, оба объяснения ошибочны. А виной всему пренебрежение к покупателю. Долгие годы продавцы были уверены, что идеальная фраза для успешного ведения бизнеса: «Берите что есть, или оно еще подорожает».

Оно уже не подорожает. Могут пройти многие годы, прежде чем цены на жилье в долларах приблизятся к нынешнему – уже пониженному уровню.

Причин несколько. Одна из них – это снижение мировых цен на нефть, которое может еще продолжиться под влиянием уже идущей революции в энергетике. Наша экономика будет долго адаптироваться к новому миру, а тем временем передовые архитекторы предложат новые форматы жилья. И они будут конкурировать с морем однокомнатного хлама в старых домах.

***

Привычка – очень опасный советчик в экономике. Она совсем плохо помогает в периоды, когда хозяйственная система резко меняется. А все обстоит именно так. Ни продавцы жилья (даже сами застройщики), ни держатели инвестиционных квартир не представляют, насколько сильные ветры родились в мировой экономике после 2008 года.

Все живут старыми представлениями, а мелкие продавцы даже грезят ими. И если умные застройщики найдут способ сбросить свой товар, то маленький гордый своей «уникальной квартирой» продавец может пересидеть покупателей в надежде на новое – посткризисное время.

Далекое же посткризисное время не будет повторением прежних периодов экономической жизни. Ныне же стоит помнить, что больше всех на рынке жилья пострадает тот, кто не продаст. А застрянут с нереализованной недвижимостью очень многие. И это будут не только маленькие продавцы, но и инвестиционные ленивцы.