Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
13 октября 2014, 11:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Россия, которую мы обрели

Михаил Бударагин: Россия, которую мы обрели

Из донецкого ада отечественный пользователь массовой культуры возвращается в рай, и «Солнечный удар» Никиты Михалкова проводит нас по всем бунинским закоулкам этого Эдема. Но слышится где-то вдали хруст.

Фильм «Солнечный удар» Никиты Михалкова обсуждают куда более осторожно и мягко, чем его же «Утомленных солнцем – 2». Режиссера критикуют, иногда – очень жестко, но хвалят куда чаще, путаясь во временах и символах и не разбирая подробностей.

Из донецкого ада Россия возвращается в рай

Вот короткий хамский выкрик, вот – хвалебный отзыв, в котором блоковская «Незнакомка» снова перестает быть проституткой (а она, конечно, проститутка и есть, иначе с чего бы ей шататься ночами по пригородным шалманам?) и превращается в персонажа страдательного.

Михалкова и его картину еще отругает арт-тусовка («вкус» не тот и прочие не интересные интеллигентские страдания), но массовый зритель примет фильм хорошо, и именно эта осенняя премьера много позже будет знаменовать наше общее возвращение к главной теме десятилетия.

Искусство имеет смысл, я думаю, лишь тогда, когда по нему можно сверять часы: и не важно, фантастика это, любовный роман или фильм о Терминаторе. Если же задача художника состоит в том, чтобы просто сделать что-нибудь вычурное, чтобы потешить самолюбие, то забудут завтра же, как забыли – сколько ни возвращай – поэта Михаила Кузмина, который был местами интересней Блока.

Просто у Блока в белом венчике из роз впереди – Иисус Христос, а революционеров 12, как апостолов, и по поэме мы сверяем начало новой великой страны. По Кузмину сверять нечего. Хорошие он писал стихи или плохие – уже неважно.

Литературоведы разберутся.

«Солнечный удар» – игра в бунинское отчаяние по России, которую мы потеряли – плох в множестве деталей, но точен в главном, в интонации. Тогда, до революции, пишет Бунин, вторит ему Михалков, и любилось иначе, и дышалось легче, и аллеи были темнее.

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Кадр из фильма «Солнечный удар»

Пришли большевики, все испортили. За эту верхнюю «до» Михалкову все простится, и тут режиссер точнее всех критиков чувствует, когда и зачем нужно петь.

Оглянемся вокруг. Новороссии не будет, командиры ополчения договариваются о разграничительных линиях, армия России сворачивает полевые кухни, что стояли в Ростовской области, восстаний против Киева нет ни в Харькове, ни в Мариуполе, история снова остановилась, люди вернулись с виртуальной войны, всех простили, обнялись и принялись обсуждать отношения, как обсуждали их триста лет.

Но что-то, конечно, не так, как вчера.

Разговоры те же, а память о том, что была Новороссия, была, трудно изжить. Михалков, берущий в союзники Бунина, помогает вспомнить твердо и насовсем, что французские булки хрустели окрест, а прекрасные крестьяне на сенокос шли, пока барин кофий кушал.

И тут каждый представляет себя барином. Россия, которую мы потеряли (а теперь так чудесно обрели) – там же все были чеховские студенты и бунинские военные, страдающие от ветра с Волги.

Это вам не Моторола, это красиво.

Не было ни Цусимы, ни Ленских расстрелов, ни 1905-го, ни подпольных марксистских кружков, кругом развивалось, ширилось, цвело – из донецкого ада Россия возвращается в рай, и Михалков проводит зрителя по всем закоулкам этого никогда не существовавшего Эдема.

Война закончилась, добро пожаловать домой, и если кто-то подумал, что домой – панельные пятиэтажки спальных районов, то это совершенно ошибочная мысль. Домой – это коллективное обсуждение того, как выдать замуж Аграфену из соседнего отдела, мечты о лакеях и юнкерах и разговоры об особом нашем пути (и тут пригодится конфликт с Европой и США).

Михалков умен и точен, он выступает ко времени и к месту, бьет в самое больное и попадает в цель. Потому и не важно, хорош его фильм или плох, правильно ли все это снято и точно ли передан Бунин – все это обсудят три критика и останутся друг другом довольны. А зритель запомнит из «Солнечного удара», что до революции было красиво.

И сделает себе красиво, как сумеет, здесь и сейчас. Может, хоть Аграфену замуж выдаст, и то дело, а там и свадьба, все в белом, кортеж, фотографии в псевдоимперском стиле, шампанское и хруст французской булки.

Хруст, хруст, хруст.

Но это другой хруст. О нем напишет современник Бунина в самой главной книге нашего детства:

«А когда мы уходили, то опустился он на пол, приложил ухо к тяжелому камню холодного пола, и, ты поверишь ли, о Главный Буржуин, улыбнулся он так, что вздрогнули мы, буржуины, и страшно нам стало, что не услышал ли он, как шагает по тайным ходам наша неминучая погибель?..»