Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
30 января 2014, 11:11 • Авторские колонки

Егор Холмогоров: Инъекция византизма

Егор Холмогоров: Инъекция византизма

Разумеется, не имеет смысла быть «западниками», чтобы дать поработить себя Западу. Запад и сам отлично придет и вас поработит, если вы будете смотреть на него азиатскими глазами снизу вверх.

После публикации этой статьи в газете ВЗГЛЯД автор подвергся как незаслуженным восторженным похвалам, так и целому ряду нападок, связанных с упреками в мнимом «принижении» уровня развитости древней славянской цивилизации и «низкопоклонстве перед Западом».

Социальная теория сталинской эпохи противоречила социальной практике

Многим, особенно евразийцам и последователям Кургиняна, очень не понравился тезис о том, что именно Византия позволила России и русским перескочить через фазовое отставание от стран западноевропейского ядра.

Для того чтобы оспорить этот тезис, моим оппонентам приходится безбожно занижать степень развитости структур цивилизации в Западной Европе, делать вид, что до римлян не было кельтов, что римлян тоже, в общем, не было... Игнорировать римские города по Рейну, Лондиний и Эборак в Англии, кельтский субстрат всех французских городов.

А с другой стороны, им же приходится безбожно завышать уровень развития славян в дохристианский период. Именно славян, а не Руси, дело в том, что на Руси христиан было множество с самого начала её истории, собственно, все и заиграло с того, как росы пришли под Константинополь, а вскоре в первый раз обратились за крещением.

Приходится выдумывать всевозможные летающие корабли древних русов, откапывать фальшивки типа «Велесовой книги» и сочинять прочий бред, ничего общего с нормальной историей не имеющий.

При этом, что важно, этот бред абсолютно бессмысленный. Он лишь унижает и наших предков и нас. Нам зададут вопрос: «Хорошо, если славяне – древнейшая цивилизация на свете.

Если все изобретения, включая паровоз, айфон и Бенедикта Камбербетча Запад украл у древних русов, то почему вы сейчас находитесь в таком ничтожестве и потолок ваших проблем – это буйства гастарбайтеров, закрывающиеся провинциальные роддома и проделки телеканала «Дождь»?» Можно, конечно, нелепо бормотать про заговор и кругом враги, но вот только та же Византия очень долго успешно справлялась и с заговором, и с вражеским окружением.

Одна кургинянная дама вообще договорилась до того, что, оказывается, я утверждаю, что «Владимир XII века был дикой окраиной», в то время как весь мой текст – объяснение того, почему Владимир XII века не был дикой окраиной, хотя должен был бы ею являться по всем линейным законам развития цивилизации.

Тут интересен методологический аспект проблемы – охранительский ура-идиотизм требует отрицать проблему – в частности, фазовое отставание, и делать вывод, что его не было. Вместо того чтобы показывать механизмы решения этой проблемы, позволяющие нам оказываться на передовых рубежах, как это делаю я.

Когда накапливается негатив, я показываю, как его можно преодолеть. Они вынуждены отрицать негатив – аля-улю – мы лучше всех, а потому он остается непреодоленным.

Здесь, кстати говоря, проявляется системный порок советской версии истмата «краткий курс-стайл» – любое развитие должно быть имманентным. Никакой диффузии и культурных влияний не допускается.

Каждый развивается самостоятельно, и кто отстал – тот отстал. Эта схоластика в общественных науках находилась, как мы знаем, в разительном противоречии с советской практикой индустриального рывка, бывшей чисто диффузионистской – хлеб и картины в обмен на станки, американские инженеры, копирование боевой техники как знаменитый фортель по превращению «Летающей крепости» в Ту-4.

Социальная теория сталинской эпохи противоречила социальной практике, скрывала её, зато теперь принимается недалекими людьми за чистую монету.

Разумеется, не имеет смысла быть «западниками», чтобы дать поработить себя Западу. Запад и сам отлично придет и вас поработит, если вы будете смотреть на него азиатскими глазами снизу вверх.

Имеет смысл быть «западниками», чтобы не дать поработить себя Западу.

Для начала нам нужно признать, что наш народ и страна заслуживают лучшей жизни, имеют право на самосохранение и развитие, являются для нас абсолютной ценностью. Русский человек должен жить вольно, сытно, защищенно и иметь все возможности для творчества и для деятельности духа. Это и есть славянофильство.

Скажем, сегодня нам надо осознать своё критическое отставание от Запада в сфере развития социальных и правовых институтов, технологий обеспечения качества жизни. Нам надо осознать, что отставание в социальных технологиях и социальных науках уже дает и обратный эффект на промышленные и военные технологии, в которых мы так героически догоняли, догнали, превзошли, а теперь вновь отброшены назад. Это осознание подлинного положения вещей и есть западничество.

Осознав отставание, нам нужно сделать выбор в том смысле, чтобы признать это отставание не своей «вечной особенностью» и «украшением нашего образа жизни», а именно отставанием, негативным эффектом, требующим снятия. Когда говорится о нашем «евразийском выборе» или о «самобытной русской цивилизации», то, к большому моему сожалению, в нашей реальности разумеются совсем не уникальные черты культурного и исторического развития России.

Нет, «самобытными» чертами в нашей публицистике объявляются правовой нигилизм, воспевание начальственной плетки, пренебрежение правом и достоинством человеческой личности. Однажды вот доплели языком до «евразийского типа коррупции».

И вот для категорического отвержения всей этой дремучей азиатчины, от которой отказывается уже и вся Восточная и Юго-Восточная часть Азии, и необходимо говорить о европейских началах русской цивилизации, базирующейся на античном наследии и уважающей человеческую личность, свободу воли, приоритет права над властью начальника, технологический подход к решению проблем вместо человекозатратного. Это и есть европейский выбор.

Затем, нам нужно найти определенную технику преодоления этого отставания, способ «пробежать столетие в десять лет, иначе нас сомнут». Мы можем развивать соответствующие технологии сами, можем их заимствовать у Запада, можем у Китая и Японии, можем прибегнуть к технологии «возрождения», тем более что в социальной сфере это легче, чем в научной или технологической. Это и есть подлинный византизм.

России сегодня нужен Большой Гуманитарный Скачок в сфере юриспруденции, социальной организации, гуманитарных и общественных наук.

В сегодняшней реальности «византизмом» как технологией было бы вливание в наше общество целого пласта оригинальной культуры, который бы запустил мультипликатор порождения новых смыслов и остановил бы интеллектуальную деградацию.

Я вот в последние годы, из-за того, что у меня часто бывает сужение сосудов и недостаток кровоснабжения мозга, иногда прокалываю себе курс актовегина – бычьей крови – резко улучшающей кровоснабжение, хотя и болезненной. Где взять эту дозу «бычьей крови» для нашего общества в целом?

У себя самих не возьмешь – это совсем другая процедура.

Где взять извне?

У ислама? Там нечего брать. И к тому же съедят.

У Китая? Там брать есть чего, но та же опасность – съедят при этом.

У Запада? Опасность, что съедят – меньше (как бы ни пугали наши азиопцы обратным), но она, несомненно, есть. Технология взятия отработана (хотя петровский и талинский примеры показывают, что этот импорт стоит нам очень дорого, так что иногда себя не окупает). Брать есть чего.

Но проблема в том, что то, что нам нужно – те социальные и гуманитарные системы – на самом Западе переживает не самое лучшее время. Там живое слишком смешано с трупным ядом социального и антропологического разложения.

Я не говорю, что Византия – единственный шанс, но византийский ренессанс был бы интересным вариантом.

Резкая активизация этого пласта. Греческий в школах. Внесение Прокопия, Анны Комниной, Хониата в канон русской образованности. Юстинианизация нашего права.

У нас образованный человек вырос в кругу, где слова Геродот, Аристотель, Александр Македонский что-то значат. И он же вырос в кругу, где слова Никита Хониат, Алексиада, Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий, Юстиниан не значат ничего.

То есть я бы для начала в школе ввел бы годовой курс «История Византии» наравне с «Историей Средних Веков», которая всё равно замыкается исключительно на Западной Европе. И посмотрел бы на результат.

Мы убедились в 2008-м, когда вышел фильм отца Тихона, и в январе 2014 года, когда полмиллиона человек пришли к византийской реликвии – Дарам, что при нажатии сюда получается взрывной эффект. Мы сами не понимаем, как это работает. Но эффект получается.

У человека с реально византинизированным сознанием включаются новые системы смыслопроизводства, новые точки отсчета и пласты.

Хватит ли этого – не знаю. Слишком много столетий прошло с момента ликвидации Византии. Слишком многого в её опыте нет, а есть только, к примеру, у Запада. Но у греков и римлян тоже не было многого из средневекового опыта, что не помешало культурному и ментальному взрыву Возрождения.

Помимо прочего надо торопиться, пока наши западные друзья не сделали эту инъекцию византизма себе. Они явно к этой мысли подбираются. Тут достаточно поглядеть на книгу стратегического советника Рейгана Эдуарда Люттвака «Византийская стратегия». Пока мы тупим, там люди подошли к делу всерьез.

Так что я, по крайней мере, обдумал бы эту тему, если у нас еще есть кем и чем думать.

Источник: 100 книг