Станислав Смагин Станислав Смагин Донбасская девочка, возвращайся домой!

Доводилось много общаться с теми, кто пережил украинскую оккупацию, видеть тела тех, кто не пережил, брать в плен и допрашивать тех, кто ее осуществлял. Одни из оккупантов питали к населению открытую злобу, другие, обычно насильно мобилизованные, относились нормально, а думали в основном, как бы побыстрее смыться.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Безопасность государства важнее доходов от мигрантов

За один год мы имеем уже второй теракт, где украинские спецслужбы вербуют трудовых мигрантов из Средней Азии в качестве исполнителей. «Крокус» – и вот теперь убийство генерала Кириллова.

20 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские и армяне всегда разговаривают о главном

Популярную поговорку «правительства приходят и уходят, народы остаются» мы не раз слышали от наших новых армянских друзей. На самом деле она не очень утешительна; достаточно вспомнить болгар, которые одновременно называют нас «братушками» и голосуют за антироссийских политиков. Не хотелось бы, чтобы так получилось с армянами.

17 комментариев
14 августа 2013, 09:15 • Авторские колонки

Кирилл Мартынов: Твиттер из мертвого дома

Кирилл Мартынов: Твиттер из мертвого дома

Ректор МГУ Виктор Садовничий руками пресс-службы университета завел себе Твиттер. И мгновенно стал популярным поводом для шуток. Почему лучший вуз страны не может решить элементарную задачу в интернете?

В середине августа, времени традиционных русских катастроф, случилась у нас неожиданная радость. Московский университет, кузница лучших кадров страны, оплот всякого нашего вольнодумия, передовой ударник международных рейтингов вузов, решил стать еще ближе к народу. Аккаунт в Твиттере завел себе бессменный лидер организации – ректор Виктор Садовничий.

Тут на сцену вылетела разъяренная пресс-служба МГУ и начала давать комментарии. Лучше бы она, ей-богу, этого не делала

К сожалению, это доброе начинание не обошлось без некоторых накладок. Началось все с пустяка: твиттер-версия Садовничего подписывала каждую свою реплику знаком копирайта, за которым следовали инициалы и фамилия автора. Выглядело это чрезвычайно комично, напоминало об одной истории с барельефом, о которой ниже, а также демонстрировало, что автор Твиттера понятия не имеет, как все это работает и для чего нужно. В течение всего дня 13 августа микроблогеры страны развлекались, придумывая различные пародийные твиты от лица ректора главного российского вуза. «Ты просишь меня о помощи, но делаешь это без должного уважения, ты даже не называешь меня доном. (с) В.А. Садовничий», «Что вы скажете выпускникам МГУ? – Два кофе-латте с собой, пожалуйста. (c) В.А. Садовничий», «Обожаю запах напалма по утрам! (с) В.А. Садовничий» – вот только некоторые каламбуры из числа прошедших мою внутреннюю цензуру.

На этих шутках, наверное, все могло бы и закончиться и о Твиттере (с) В.А. Садовничего ветреный микроблогерский народ благополучно бы забыл. Но тут на сцену вылетела разъяренная пресс-служба МГУ и начала давать комментарии. Лучше бы она, ей-богу, этого не делала. «Вся информация вводится пресс-службой университета и утверждается ректором. Официальная страница носит живой и динамичный характер, постоянно обновляется и изменяется», – сказала РИА «Новости» Татьяна Вишневская, руководитель пресс-службы университета, советник ректора.

О, вам, уважаемый читатель, знаком, конечно, термин «фейл». Так вот эта реплика Вишневской была фейлом образцовым, для учебника. Прежде всего, обратите внимание, нам пояснили, что твиттер-Садовничий действительно создан в МГУ, причем там считают, что этот выход на публику вполне удался и даже может быть особо отмечен как нечто, носящее живой и динамичный характер. Иными словами, сложись оно иначе и не будь у пресс-службы МГУ таких опытных и трудолюбивых сотрудников, знатоков современных форм коммуникации, Твиттер Садовничего мог бы быть совсем другим. Вялым и статичным.

Тут же нам дали понять, что Виктору Антоновичу до забот рядового микроблогера нет никакого дела и что тыкать пальцами в кнопки смартфона, набирая 140 знаков, ему не по чину. Поэтому его Твиттер ведут специально обученные люди на зарплате. То есть, как я понимаю, госуниверситет за деньги налогоплательщиков нанял артель мальчиков и девочек, которые постят веселые и мудрые мысли ректора Садовничего. Мы за это платим и нам же как бы и хорошо, потому что в прежние времена гражданам пришлось бы идти за мудростью ректора далеко, в библиотеку, к сборнику изречений и речей. А теперь все тут, компактно, отобрано и под рукой, почти даром. Жаль только, что руководство артели не знает: в твиттер-сообществе очень плохо относятся к тем случаям, когда от лица живого человека записи ведут какие-то третьи лица, да еще и по заранее заготовленному цитатнику. Так не принято.

Если эти несложные задачи оказываются неразрешимыми, то что происходит в нашем Московском университете, во всех остальных сферах, где решения принимают те же люди?

И тут нас успокоили, что работают-то профи под непосредственным и личным контролем ректора. То есть, резюмируем. Садовничий официально завел себе Твиттер, который он сам не ведет, но при этом за который отвечает своей репутацией. Хуже не придумаешь, Татьяна Вишневская.

Вишневская на этом не успокаивается, однако, и добавляет, что «аккаунт не личный, а официальный», именно поэтому там появляются высказывания и цитаты как самого Садовничего, так и других уважаемых людей. И после этой фразы уже становится как-то не до шуток. Садовничий как индивид, оказывается, существует как бы в двух ипостасях. Одной ногой он стоит в личном, а другой – в официальном. И лично он находится сейчас, наверное, где-то у себя в кабинете, а официально, руками девочек и мальчиков, вбивает цитаты великих в окошечко браузера. Может быть, многомерный Садовничий на самом деле не человек, а компания, лицо не только научное, но юридическое? Это многое бы объяснило в его официальном бытовании в Сети.

Есть еще более страшная догадка, проговаривать которую вслух даже не хочется. В Твиттере хватает аккаунтов мертвых людей, Николая II, например, или даже Даниила Хармса. Их ведут, конечно, какие-то другие люди, не Николай, не Даниил, они состоят из цитат – и в этом смысле они вполне официальны и находятся под непосредственным руководством. Полное совпадение с творчеством Татьяны Вишневской! Что же случилось с ректором МГУ? Что случилось с самим МГУ? Но не будем делать здесь никаких предположений от греха подальше.

Пиар-проект МГУ в течение дня 13 августа разваливался как карточный домик. Вишневская еще блистала своим знанием сетевой культуры, жалуясь информационным агентствам на троллей, а официальный Твиттер Садовничего уже обвинили в плагиате (что ж, оформлять цитаты пресс-службу МГУ тоже не учили). После чего пресс-служба выкинула белый флаг. Записи из Твиттера Садовничего начинают стремительно пропадать. К утру 14 августа этих записей осталось только девять, включая ретвиты – среди которых ретвит фейкового аккаунта Путина, а также афоризмы в духе «Талант и есть наша суть (с) В.А. Садовничий», на первый взгляд не отличимые от шутки. Вероятно, еще через некоторое время в пресс-службе МГУ узнают, что такое фейковые аккаунты, и удалят неудачный ретвит, а за ним и странные афоризмы. Может быть, МГУ вообще не готов пока к Твиттеру? Ноша оказалась непосильной? Странно об этом говорить, конечно. Все-таки лучший вуз страны.

Нужно отметить, что Виктор Садовничий подошел к этому ответственному рубежу – Твиттеру – не с пустыми руками. В научной и образовательной среде он известен как блестящий ученый, академик с мировым именем и эффективный менеджер. А вот в интернете на слуху в основном история с открытием в Главном здании МГУ «барельефа В.А. Садовничему», а также грустное видео, в котором ректор занимается с трибуны устным счетом на проценты (тут уж, пожалуйста, без ссылок). И вот теперь мы узнаем, практически из первых рук, что талант и есть наша суть. А представители университета названивают по редакциям интернет-изданий и требуют, чтобы Виктор Садовничий превратился в заметке в Виктора Антоновича – потому что в этом вся правда. Шах и мат, интернет-тролли.

Очень любопытно представить, как принимаются такого рода решения – о создании официального, но не личного Твиттера ректора, наполненного отборным контентом из книжечки. Я предполагаю, что для этого был создан специальный оперативный штаб. Много месяцев он занимался мозговыми штурмами, а в итоге было порождено единственно правильное решение. Вышел специальный рескрипт. Побежали мальчики и девочки. Какой-то головастый парень (дева) записал(а) заслугу себе. Университет отчитался о проделанном пиаре.

Я бы хотел ознакомиться с резюме Татьяны Вишневской, о которой на сайте университета – увы – нет ровным счетом никакой информации. Создается впечатление, что Вишневская совершенно профнепригодна, что в свою очередь бросает печальную тень на лучший вуз страны, негативно отражается на рейтингах и проч., и проч. В общем, вот что я предлагаю обсудить: почему умные люди из МГУ, обладающие гигантскими человеческими и материальными ресурсами, не в состоянии в 2013 году решить такую, казалось бы, элементарную задачу, как адекватное освещение своей деятельности в социальных сетях? Ведь ничего эзотерического в этом нет, и нанимать «гуру» за гигантские деньги тут совершенно не обязательно. Есть пособия, написанные для новичков – «Твиттер для чайников» – и все такое. И если эти несложные задачи оказываются неразрешимыми, то что происходит в нашем Московском университете, во всех остальных сферах, где решения принимают те же люди?

Еще один вопрос носит более общий характер. Всегда ли хорошо, когда политик (а Садовничий по своему значению в российской системе образования, безусловно, относится к категории политиков) присутствует в Сети? Может быть, некоторым это просто не нужно, не к лицу? В конце концов, можно быть хорошим ректором, и не имея ни официального, ни личного аккаунта в Твиттере. Верно, похоже, и обратное.

..............