Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Удачный год для правых евроскептиков

В 2025 году правые (иногда и левые) евроскептики, выступающие против вооружения Украины и разрыва с Россией, успешно выступили на выборах. Люди устали от того, что «системные» политики поставили внешнюю политику вперед внутренней на фоне явных трудностей внутри Европы.

3 комментария
Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

41 комментарий
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

10 комментариев
13 августа 2013, 15:30 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Побочный эффект

Иерей Димитрий Фетисов: Побочный эффект

Меня довольно часто искушает одна мысль. Наверное, неправильно в колонке исповедоваться, но подозреваю, что та же мысль искушает и многих моих неравнодушных соотечественников и братьев по вере. Вам когда-нибудь хотелось ударить ближнего?

Нет, пусть не в лицо, и даже не в «душу», как говорили у нас во дворе пацаны, а хотя бы встряхнуть маленько? Да, я грешен – не часто, но иногда возникает такое желание: когда не просто видишь полнейшую мерзость, а приходится с ней непосредственно соприкасаться.

Бог, если бы захотел, мог бы в один миг сделать всё человечество покорным

Предпоследний раз я пришел в исступление, едва сдержавшись, когда прыщавые подростки в городском парке запели матерную песню как раз в тот момент, когда мы с женой и тремя детьми проходили мимо их лавочки. Ну а последний раз, когда мне пришлось сильно разозлиться, длится уже несколько недель подряд – с тех пор как я, будучи в отпуске, живу в сельской местности.

«Боже мой!» – восклицаю я с августиновским драматизмом, каждый день созерцая пьяные физиономии деградантов, слоняющихся по селу и требующих на водку. Поначалу это забавно – как будто бы попал в фильм про Афоню, но потом, когда Афони каждый день, агрессивно матерясь, выпрашивают 20 рублей и пугают своим видом детей и жену, ты понимаешь, что попал ежели не в ад, то в почти безвыходную ситуацию.

А какой выход? Пересказать невменяемому человеку Нагорную проповедь? Смысл? Протрезвеет и даже не вспомнит. Действительно встряхнуть, вспомнив уже подзабытую с юности систему Кадочникова? Про это вообще страшно подумать – священник в большей мере, чем все остальные члены Церкви, должен быть похожим на Христа, для него рукоприкладство – лишь способ превратиться в посмешище бесовское.

Если поставить вопрос ребром, то получится следующая дилемма: оправдывает ли цель средства? Может быть, правы уважаемые мусульмане, решающие подобные вопросы крайне просто – по ветхозаветному? Взять да и запретить, а за нарушение придумать чего-то там устрашающее...

Нет, все же неправы. Мы знаем, что Бог, если бы захотел, мог бы в один миг сделать все человечество покорным, но Он этого не делает. Ведь устранив тот самый камень – свободную волю человека, который Он не может, а точнее не хочет поднять – Он превратит нас из людей в роботов, почти неспособных ни на что созидательное.

Посмотрите на те социумы, где всевозможными устрашениями вполне избавились от пьяных рож, чем они характерны – в значительной степени творческой бесплодностью. У них нет Рахманинова, Кустодиева и Циолковского. Не хочу никого обижать, но факт остается фактом: христианская цивилизация при всей кажущейся беззубости – самая плодовитая.

А наличие этих людей, так неправильно распорядившихся своей свободной волей, необходимо с любовью потерпеть и простить. До определенного предела, конечно.

Таков уж побочный эффект христианской свободы.