Юрий Мавашев Юрий Мавашев Афганистан рискует стать очагом большой региональной войны

Трудно себе представить, что Пакистан, рискующий потерять всё, и Китай, рискующий потерять многое, просто будут ждать у моря погоды, а не сделают ставку на свержение власти в Афганистане. А если к этой увлекательной игре присоединится Индия?

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

44 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

15 комментариев
4 июня 2013, 19:22 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Проконсул Кавказа

Александр Разуваев: Проконсул Кавказа
@ из личного архива

Четвертого июня 1777 года родился русский генерал, герой Отечественной войны 1812 года, проконсул Кавказа Алексей Петрович Ермолов. И при жизни, и после смерти он был, пожалуй, одним из самых опальных генералов российской истории.

В историю он вошел прежде всего как покоритель Кавказа. Россия всегда воевала на Кавказе жестко, однако такого террора, как при Ермолове, на Кавказе в девятнадцатом веке больше не было. В двадцатом веке его однозначно переплюнул только Сталин.

Неудобной оказалась фигура Ермолова и в наше время

В советских учебниках истории войне на Кавказе уделялось очень мало внимания, она не очень вписывалась в пролетарскую дружбу народов. И единственным способом узнать собственную историю для русских в конце прошлого века стало пережить ее снова. У двух чеченских войн было слишком много общего с событиями девятнадцатого века. Возвращаясь к тем событиям, стоит сказать, что Россия была вынуждена начать кавказскую войну, чтобы обеспечить безопасность транспорта в населенное христианскими народами Закавказье, а также положить конец грабежам и похищениям людей. При этом вряд ли русские действовали жестче, чем испанцы, французы или англосаксы в своих колониях.

Следует также напомнить, что лишь после того как Империя частично вернулась к ермоловской практике, ей, пускай на время, удалось замирить Кавказ. На Кавказе попытки к компромиссу и милосердие почти всегда воспринимаются как слабость. Это отмечали еще ближайшие сподвижники Чингисхана в далеком средневековье.

Вопреки распространенному мнению, опала Ермолова была вызвана не жесткими действиями против горцев, а связями с декабристами и слишком усердной борьбой с воровством и коррупцией в войсках. Злые языки говорят, что роковой донос на проконсула Кавказа написал знаменитый писатель и дипломат Александр Грибоедов. Так или иначе, Ермолов был слишком неудобен для царского престола. В некоторых источниках даже указывается, что пленный Шамиль от царя получал пенсию пожирнее, чем была у Ермолова. Романовский престол редко чтил своих героев, как закономерный итог – в злополучном феврале 1917 года просто не нашлось желающих его защищать. В отличие от власти, в девятнадцатом столетии русское общество в целом восхищалось суровым и опальным генералом.

А за преждевременную отставку Ермолова Россия заплатила жизнями своих солдат и офицеров, а также получила дополнительный фронт в Крымскую войну. Длительная кавказская война в значительной степени подорвала бюджет Империи, что в итоге заставило неповоротливое царское правительство начать ускоренную модернизацию, отменив крепостное право и начав переход к капитализму.

Неудобной оказалась фигура Ермолова и в наше время. Причина аналогична той, что была в советскую эпоху. Слишком неудобный и слишком русский персонаж для многонациональной России, который явно не особо выигрышен в рамках действующей линии по очередному замирению Кавказа. Я не сомневаюсь, что на современном Северном Кавказе есть достаточно патриотов России, которые не испытывают никакой симпатии к Ермолову. У них для этого есть серьезные основания. Однако не стоит забывать, что не менее серьезные основания чтить своего героя есть у нас – русских.