Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

28 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

22 комментария
1 мая 2013, 12:00 • Авторские колонки

Владимир Березин: Танки в городе

Владимир Березин: Танки в городе
@ из личного архива

Репетиция парада раздражает обывателя тем, что в его полную свободного выбора жизнь вторгается чужое решение. Но свободный выбор – это иллюзия, нет никакого свободного выбора.

Парады моего детства проходили поздней осенью – было холодно, зеваки толпились в талой каше, потому что снег не всегда успевал прижиться в большом городе. Вырвавшиеся из рук шарики метались по улице, норовя попасть под гусеницы. Но я довольно быстро покинул ряды москвичей, что встречали день Великой Октябрьской социалистической революции в городе, два праздничных дня – 7 и 8 ноября – продолжали школьные каникулы, которые было обидно тратить в городе.

#{image=715455}Поэтому происходившая задолго до этого репетиция становилась парадом для меня и окрестных мальчишек. Никаких объявлений, разумеется, не было – и при свете дня никто не репетировал. Просто поздно вечером ты вдруг слышал, как начинают дребезжать стекла в чешских книжных полках. Этот дребезг становился ритмичнее, но ты уже не слышал его – ты скатывался вниз, к подъезду, в черноту улицы, которая была наполнена сладким дизельным выхлопом.

Танки шли ровной чередой – в сырой темноте, более грозные, чем в сам праздник.

Прошло много лет, и детский восторг успокоился. Поэтому можно спокойно рассуждать, что раздражает людей в репетиции парада.

Да, город перекрыт, и мне понятно раздражение водителя скорой помощи по этому поводу. Наверняка это не в радость еще каким-то службам, но я слышал много слов ненависти от людей обычных, вовсе не торопившихся с лекарствами к больному. Пробки в городе бывают часто, и репетиция Нового года немногим легче репетиции парада.

Репетиция раздражает обывателя тем, что в его полную свободного выбора жизнь вторгается чужое решение. Но свободный выбор – это иллюзия, нет никакого свободного выбора, человек все время сталкивается с чужими решениями. Конечно, ездить на танках по Москве каждую пятницу было бы несколько обременительно – и для горожан, и для военного бюджета. Никакой радостью зевак, что посадили детей на плечи, частые репетиции не оправдать. Но и ругать граждан за любовь к военной технике на параде тоже как-то неосмотрительно – это вроде как запретить детям играть в войну.

Нетерпимость к праздничным танкам как-то неумна. Но и отчаянная любовь к ним – родом из детства.

Всегда можно найти что-то среднее. Это Виктор Гюго в «Отверженных» написал знаменитую фразу о том, что свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого. Там герой, правда, ссылается на французскую конституцию 1791 года, где эта фраза звучит несколько по-другому: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому».

Военные парады с их репетициями тут хороший пример: в них есть некоторое неудобство и одновременно традиция, в них есть народная радость и бюджетные деньги, которые все считают.

#{image=715701}Свобода не смотреть военный парад, как и его репетиции, кончается там, где начинается свобода людей, которым парады нравятся.

Нет, я встречал одного человека, который уверял меня, что парады проводятся в Москве не просто так, а для репетиции военного переворота. Спорить я не стал, но военная польза от парада мне как-то сомнительна. Дважды на моей памяти по Москве ездила, стреляя, бронетехника, и никакого опыта многолетние парады в эти движения не привнесли.

Кроме того, по самой своей сути, армия должна уметь входить в города безо всяких репетиций. Маршал Жуков как-то не просил у обер-бургомистра Берлина порепетировать прохождение техники по Унтер-ден-Линен. Этот обер-бургомистр, поди, был бы рад, если «тридцатьчетверки» переместились куда-нибудь в Алабино, да было поздно. Поделом: не надо было самим в Алабино на танках ездить.

Я бы исходил из того, что и парады, и репетиции должны быть. Традиции цементируют общество, танки твоей страны вообще не должны внушать ужаса. Особенно когда движутся недолго, по расписанию и пару раз в году.

Вот танки чужой страны – другое дело.