Юрий Мавашев Юрий Мавашев Афганистан рискует стать очагом большой региональной войны

Трудно себе представить, что Пакистан, рискующий потерять всё, и Китай, рискующий потерять многое, просто будут ждать у моря погоды, а не сделают ставку на свержение власти в Афганистане. А если к этой увлекательной игре присоединится Индия?

3 комментария
Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

42 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

15 комментариев
17 апреля 2013, 12:42 • Авторские колонки

Василий Колташов: Плохая нефть

Василий Колташов: Плохая нефть

Нефть вела себя в феврале-апреле очень нехорошо. Она теряла в цене и заставляла нервничать всех, кто связывает с ее поставками на мировой рынок будущее своей экономики.

Почти со 118 долларов за баррель в феврале черное золото марки Brent опустилось до 100 долларов к 15 апреля. Минимум 2012 года составлял 92 доллара, и возврат к нему является нежелательным не только для России. Однако наряду с проблемой существует и причинно-следственная связь «неприятного факта» с процессами в глобальном хозяйстве. Положение таково, что эмиссия доллара и евро, субсидирование банков по всему миру не позволяет уже нефти удерживаться на прежней высоте.

Надеяться на нефть не стоит. У нее есть два способа обесценивания

Запуск в США третьей программы «количественного смягчения» помог нефти выкарабкаться с очередного дна. Она сделала это неуверенно, не так, как это происходило в 20102011 годах. Новый спекулятивный бум достиг своего пика в начале года. Вершина оказалась не такой высокой, как во время ценового подъема черного золота в первой половине 2012 года. В марте прошлого года нефть марки Brent стоила 125 долларов за баррель. Таким же был пик 2011 года в апреле. В целом же на протяжении двух последних лет эффективность финансового допинга неизменно снижалась. А главное, призрак всеобщего кризиса не исчезал.

Спад в экономике Евросоюза в 2012 году продемонстрировал расширение базы кризиса. Второй после США рынок сбыта подтвердил: выздоровление не наступило не только в странах юга еврозоны, но «греческая» или «испанская» распространились на более северные государства. Плохие перспективы Италии не вызывали сомнений уже в начале прошлого года, но прогноз подобного развития событий для Франции и Германии многим казался странным. Он продолжает реализовываться. Влияние европейских хозяйственных проблем на сырьевой рынок не стоит недооценивать. Если дела США выглядят плохо, то положение в Евросоюзе – еще хуже.

Надеяться на нефть не стоит. У нее есть два способа обесценивания. Она может оставаться номинально дорогой, но валютная эмиссия снижает её реальную цену. Денежные знаки в современной экономике отличаются от денег прошлого тем, что почти не имеют стоимости, хотя рынок золота дает возможность понять «металлический вес» бумаги. Но если США и ЕС менее активно печатают деньги? В это случае становится чрезвычайно сложно поддерживать банки, потери которых от проблем в реальной экономике только возрастают. «Жесткая экономия» как способ перераспределения средств от трудящихся, малых и средних предприятий к банкам все более расширяет зону своего применения. Но это увеличивает базу кризиса.

Номинальное падение нефти, снижение цен на нее есть нормальный ответ рынка на кризис. Ответ этот звучал в 20082013 годах много раз. Он был услышан и понят. Но американские и европейские финансовые верхи решили, что глобальный кризис можно побороть, ничего принципиально не меняя. Одно необходимое биржевое падение превратилось во множество незавершенных, отложенных падений.

США и Евросоюзу приходилось отводить угрозу глобального биржевого краха каждые полгода. Она никуда не исчезала, лишь переносясь на будущее. Однако денежные инструменты становились все менее надежными. Сокращались также возможности их применения. Реальные доходы потребителей в странах первого мира сокращались. Мировой кризис как будто оставался под контролем. Но он не переставал существовать и развиваться, просто зона его активности не находилась постоянно на фондовом и сырьевом рынках. Кризис проявлялся на них время от времени. Так продолжалось до настоящего времени, когда он снова ворвался в биржевое пространство.

Угроза, которую несет падение цен на черное золото в 2013 году, не отличается принципиально от аналогичной угрозы в 20092010 годах. Тогда усилия ФРС США заставили рынки оживиться. Сегодня средств может не хватить. В лучшем случае при щедрой поддержке банков и слабом ухудшении в реальном секторе ведущих стран цены на нефть удастся вернуть на уровень 110115 долларов за баррель. Возможно, они останутся на уровне 100 долларов. Плохая нефть не станет от этого хорошей, ни для тех, кто поставляет её на мировой рынок, ни для потребителей нефтяных продуктов. Ситуация вообще вряд ли может существенно улучшиться.

России придется жить в условиях некомфортных (нестабильных, самое малое) цен на нефть. Весеннее биржевое падение это не случайность, а важный сигнал. И он не прозвучал еще до конца. События могут принять драматический оборот. Но, поскольку падение на рынках сигнализирует и о проблемах финансового сектора, то США и ЕС будут принимать обычные меры. Они предложат банкам новую государственную помощь. Условия её, видимо, будут более жесткими, чем прежде. В результате рынок может застыть: падение цен на черное золото остановится, но восстановление цен будет слабым или нулевым. В такой ситуации стоит еще раз подумать о политике развития внутреннего рынка России и его защите.

Кризис оказался совсем не таким, как его представляли себе многие вначале. Он растянулся во времени: неолиберальные рецепты борьбы с ним сработали лишь как замедлитель процессов. И нефть не будет вести себя так хорошо, как в период стабилизации 20102011 годов. Об этом нужно помнить. Проблемы же в Евросоюзе, США, Китае и других странах не позволят об этом забыть.