Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
1 апреля 2013, 11:12 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Откаты никто не отменял

Александр Разуваев: Откаты никто не отменял
@ из личного архива

Бонусы – это мотор экономического роста, основная мотивация для тех, кому родственники или родители не оставили квартиру на Тверской или процент акций Газпрома в несколько миллионов долларов.

В пятницу Владимир Путин предложил ограничить «золотые парашюты» для топ-менеджеров. Соответствующее заявление он сделал на съезде Общероссийского народного фронта.

Простые граждане всегда в итоге платят за жадность жирных котов с Wall Street

Тема бонусов не нова и стала очень популярна на Западе после краха Lehman Brothers осенью 2008-го. Тогда мировой финансовый сектор оказался в жестком финансовом кризисе и получил массированную поддержку правительств и центральных банков. Без нее он бы просто обанкротился. Тогда все сразу вспомнили о значительных бонусах, которые выплачивались руководителям ключевых подразделений до кризиса, при этом в некоторых структурах бонусы выплачивались даже в кризисное время. Фактически налогоплательщики обеспечивали высокий уровень заработков финансистов в кризис.

Естественно, тема бонусов касается не только финансового сектора, но и других отраслей. Просто бонусы финансистов любят обсуждать больше всего. Для начала открою военную тайну: в современном капитализме все люди делятся на две неравные категории – те, кто имеют, и те, кто не имеют активов. Люди, которые имеют активы, крупные пакеты акций и облигаций, элитную недвижимость и т. д., могут позволить себе практически все, не работая. Другая, значительно большая половина, вынуждена работать. При этом в большинстве случаев их заработка, даже по привилегированным специальностям, хватит только на достойную жизнь, но не позволит покупать активы. Ипотека – это проблема, с которой сталкивается средний класс не только в России, а во всем мире.

Естественно, данный расклад радует далеко не всех. Прорваться из одной категории в другую практически невозможно. Но мир меняется, постиндустриальная экономика дает свой шанс. И имя этому шансу – бонусы.

Как известно, любой бизнес основан на двух факторах – труде и капитале. При этом в новой экономике, финансах, интернете, высоких технологиях и т.д. человеческий фактор является решающим. Зарплаты в любой компании всегда имеют некоторую вилку, однако реальный и уникальный вклад в бизнес, в прибыль компании обычно компенсируется бонусом. Бонус может выплачиваться акциями, но обычно это наличные. Для примера: никого не удивляет, когда успешный управляющий на рынке акций или на рынке Foreх зарабатывает больше президента его финансовой компании. Все просто: его бонус привязан к прибыли, как сработал – так и получил.

Есть также такое понятие, как «золотые парашюты». Они являются общепринятой мировой практикой. Такие бонусы обычно закреплены в трудовом контракте. Обычно «золотой парашют» выплачивается при досрочном расторжении контракта или в случае увольнения в результате недружественного поглощения компании. Фактически данная практика является гарантией защиты интересов ключевых сотрудников от различных малоприятных ситуаций.

Так устроен современный мир, который нравится далеко не всем и который, как мы увидели, в том числе не нравится нашему президенту. И здесь надо поднять главный вопрос – за чей счет банкет, кто, в конечном счете, оплачивает огромные бонусы и «золотые парашюты»? Ответ прост – хозяева бизнеса или основные акционеры. В конце концов, все деньги любой компании принадлежат ее собственникам.

Сразу напрашивается вывод, что частные акционеры пускай ведут себя как хотят, но в государственных компаниях бонусы должны быть жестко ограничены. Однако не все так просто. Мы хорошо помним 90-е годы, когда все более или менее профессиональные кадры ушли из государственного сектора в частный. Для России это особо актуально, у нас чиновничий капитализм. У нас даже два основных инвестиционных банка теперь государственные. За исключением Роснефти и Сбера наши госструктуры, мягко сказать, не особенно эффективны. И ограничение бонусов может сделать ситуацию еще хуже.

Однако проблема имеет и макроэкономический аспект. Постоянная погоня за прибылью ведет к росту системных экономических рисков. Что в итоге может привести к системному кризису, который будет решаться за счет всего государства, т.е. простых граждан. Так, к сожалению, не раз бывало в мировой истории. Простые граждане всегда в итоге платят за жадность жирных котов с Wall Street. Здесь всегда вопрос к регулятору. Интересы государства всегда выше интересов личности или отдельной корпорации, в свое время об этом забыл Юкос.

Поэтому мое мнение, что все в целом надо оставить как есть. Бонусы – это мотор экономического роста, основная мотивация для тех, кому родственники или родители не оставили квартиру на Тверской или процент акций Газпрома в несколько миллионов долларов. Однако если бонус сильно превосходит аналогичную выплату у конкурентов, это как минимум повод для расследования – откаты в России никто не отменял.