Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
4 февраля 2013, 22:30 • Авторские колонки

Владимир Мамонтов: Про Вольтера

Владимир Мамонтов: Про Вольтера

Вольтеру приписывается готовность умереть за убеждения другого, даже если он, Вольтер, их не разделяет. Ну, в том смысле, что он, Вольтер, был готов отдать жизнь, чтобы другой мог свободно свои взгляды высказывать, равно как и Вольтер – свои.

Прожил Вольтер 84 года. Что означает в контексте обсуждаемой темы ровно одно: жизнь Вольтера в этом бою не понадобилась. Обошлось. Гибли люди – и гибли буквально миллионами – совершенно не за это. Красивая фраза сильно пережила автора.

И теперь ее, красивую фразу, повторяют все кому не лень, вдохновляемые, как мне кажется, не только и не столько перспективой реально хоть чем-то пожертвовать, а примером Вольтеровского долголетия.

Ты за права человека – или против курения? Ты за демократию – или против гомосексуализма?

За короткое время текущая общественно-политическая практика предложила нам, зачаткам гражданского общества в этой дикой стране, маленько поумирать за: право сироты быть усыновленным в США, право матерщинника материться, право курильщика курить, право гомосексуалистов проповедовать свои ценности открыто и без ограничений. И всякий раз находились вольтерьянцы, которые говорили: я сам не гомосексуалист, боже мой. Вот жена-красавица. Вот детишки – вылитый папа. Но и не экскаваторщик какой. А потому насмерть стоять буду: хочет человек так – пусть. Хочет этак – тоже пусть, поскольку демократия. Целоваться я с ними не буду, увольте, все имеет свои пределы, но руку подать – пожалуйста! Я ж не Кристофер Вальц. Да и они не Ди Каприо. Из последнего фильма Тарантино.

Красиво? Красиво. Радужное сообщество аплодирует, подмигивает и всячески оказывает ненужные базово, но надстроечно приятные знаки внимания, записывает в сочувствующие и прогрессисты. Друзья и коллеги по ориентации тоже в целом не отворачиваются. А на злобных православнутых хоругвеносцев, которые трындят, что речь об оголтелой пропаганде гомосячества среди невинных детишек, можно внимания не обращать. На теток с устаревшими прическами, которые с думских и прочих трибун талдычат о голубой опасности, – тоже. Охранители, что с них взять. Ограниченные люди.

Был я тут на одном диспуте, который касался закона о запрете матерных слов в средствах массовой информации, на сценах и экранах. Поразило меня, что за свободу нецензурного высказывания насмерть стояли не пьяный бомжара, гламурная принцесса, бывший замминистра горнорудных дел и ботан, восполняющий словами из трех–четырех букв фатальную нехватку альфа-самцовости. Такая команда, если бы она подобралась, защищала бы право крыть по матушке органично. Нет же! За свободу ненорматива стояли: профессор в очках, писатель нежных рассказов об имманентном (или эксплицитном, вечно я путаю), женщина-искусствовед и бывший депутат Государственной думы от ряда фракций.

Если ты за свободу – разве можешь быть против свободного хождения матерщины вплоть до театра и детсада?

И говорили они следующее: нет, сами мы материть никого не собираемся, ни со сцены, ни в печати, разве что совсем маленько, с забибикиванием и только тех, кто с нами не согласен, но как такое осудить? У кого язык повернется? Однако же закона про запрет матерщины мы умрем, но не допустим. Почему? А потому, что гадина ползет медленно, прикидывается ужом. Она сначала запретит говорить со сцены слово... Ну, скажем, пуй. А потом окажется, что вся страна уже мордовский лагерь. Все газеты – «Правды». А на телевидении – сплошной кооператив «Лебединое озеро». Умрем, а «Озера» не допустим. Всяческому пую – да, да, да. «Озеру» с ГУЛАГом – нет, нет, нет.

Нет, погодите, говорят им разные отсталые ревнители-охранители, вы что, белены объелись? (Это они фигурой речи «белены объелись» первое пришедшее в голову заменяют, демонстрируют народно-креативный подход.) Ведь ненормативная, грязная, смрадная лексика, которая лезет из всех щелей, если чего и боится, так вас – писателей, умеющих без нее обойтись, а припечатать. Профессоров, которые скорее умрут, чем скажут: «Пошел на пуй, голубчик». А от вас вообще, гражданка искусствовед, странно такое слышать, потому что губки у вас бантиком и вы еще вполне розан. Нет, ответили, искривившись, бантики. Комплиментом не купишь, свобода дороже. И гордо поджались.

Особенно трогательно идут бои за свободу курения. Что я должен делать и говорить в безупречной вольтерьянской логике? А вот что: первое – решительно отмежеваться. То есть сказать: сам-то я не курю. И в моем случае это будет сущая правда. Но дальше, если не хочу попасть в отстойник к хоругвеносцам, теткам с прическами, депутатам-попугаям и прочим унылым сторонникам тотальных запретов, латентным сталинистам и прочим маргиналам, я обязан ритуально промямлить: но я, как Вольтер, готов отдать свою жизнь, чтобы вы поскорее сдохли от ваших глупых сигареток. Получается какой-то оксюморон (или синекдоха, путаю все время), но обращать на это внимание не стоит. Вы сделали все правильно, свобода дороже. Трындите это с убежденным видом – и наплюйте на рак легких. Авось он случится не у вас.

Умоляю: только не начинайте доказывать, что, куря, вы себя губите. Во-первых, на вас озлобятся, я это знаю по близким. Во-вторых, оцените собственный общественно-политический вес и вес табачного лобби. Именно оно, лобби (табачное, антицерковное, голубое, сирототорговое), прокладывает этот либеральный мейнстрим, когда ты не можешь что-нибудь вякнуть против вящей глупости, не очутившись тут же в пособниках кровавого режима и замшелых мракобесов. (Хотя бывают ли иные? Нет, оставлю, уж больно симпатично получилось: этакий леший с плакатом «Нет однополым бракам и курению в общественных местах».)

Не стану вспоминать, как та же модель работала с «Пусси Райот» (сам-то я в храме ногу не задираю, но закону об оскорблении верующих – нет, поскольку свобода дороже). И только с законом о сиротах все оказалось несколько иначе  когда ты по-вольтерьянски изготовишься выполнить тот же вольт, оксюморон получится жутковатый: сам-то я никого не усыновил. Но с легким сердцем провожаю деточек на чужбинушку: так им лучше будет. Да, чуть не забыл добавить ритуальное: свобода дороже.

Справедливости ради скажу, что сам-то я против этого закона – раз, и против увязки его с «актом Магнитского» – два. При этом в детдом за сиротой я не пойду, кишка тонка, не готов, признаюсь. Но и маршем идти из дурно понятого вольтерьянства с такими же, в большинстве словесными, радетелями за сирот тоже не хочу.

Потому что это ошибка, ловушка и ложный выбор, в хомут которого меня постоянно заталкивают. Ты за права человека – или против курения? Ты за демократию – или против гомосексуализма? Если ты за свободу – разве можешь быть против свободного хождения матерщины вплоть до театра и детсада?

Что радует? Все вышеописанное – предмет спора всё-таки небольшой, шумной, творческой и нервной части народонаселения. Социология безжалостна: подавляющее большинство страны, видя, куда жизнь заворачивает, приветствует запрет и гомосексуальной пропаганды, и мата в СМИ, а также не желает оскорбления верующих и торговли сиротами. Но этот явственный голос тонет подчас в ожесточенных спорах тех, кому хоть сирота, хоть сигарета – всё орудие в их непрекращающейся борьбе.

Позвольте в этот раз не цитировать Вольтера? Спасибо.