Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

10 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

0 комментариев
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
19 декабря 2013, 09:40 • Авторские колонки

Владимир Березин: Дети юга

Владимир Березин: Дети юга

Фильм «Оттепель» – это жизнь мажоров, богемы того времени. Эти люди не озабочены неурожаем, не стоят в ночной очереди за мукой. Они не крестьяне, что плачут о гибели своих деревень, признанных неперспективными.

С «Оттепелью» в кавычках, то есть с сериалом «Оттепель», приключилась очень интересная история. Он стал самым обсуждаемым сериалом из тех, что могут обсуждаться. Нет, конечно, ситкомы типа «Ворониных» или «Универа» тоже обсуждаются – и на лавочках у подъездов, и в Сети, но речь идет именно о настоящих разборах и спорах.

Казалось, еще ничего, еще чуть-чуть – и счастье в кармане, 20 лет – и этот мир станет прочным навсегда

Интерес этой истории в том, что в первую очередь обсуждается историческая память, а сериал не инструмент, а повод.

Конец пятидесятых – начало шестидесятых – довольно странное время в советской мифологии. Каждой эпохе, и не в последнюю очередь благодаря кинематографу, была присвоена простая картинка – индустриализация, коллективизация, репрессии, Отечественная война, застой, перестройка. Причем казалось, что в 1937 году вовсе ничего, кроме расстрелов, не было, меж тем понятно, что было всякое – как и в войну цвели яблони, люди любили друг друга, рожали детей, болели, умирали от гриппа, в общем, происходило много всего «частного», не «общего».

И если военный быт нам известен (верее, мы думаем, что мы его знаем – с его карточками, пайками, похоронками и полосками бумаги крест-накрест на оконных стеклах), то есть время, когда быт этот не прописан в общественной мифологии. Это два периода: середина тридцатых, когда вроде уже нет ярости прошлого десятилетия и нет еще какого-то коллективного 1937-го, и та самая оттепель.

Режиссер «Оттепели» может сколько угодно объяснять: «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», – все равно оттепель – политическое, вернее, намертво привязанное ко времени явление. Неважно, что снято, – важно, что видят зрители.

Про это недолгое время известно, что Гагарин полетел в космос, Хрущев ругался на художников, а мы чуть было не подрались с американцами из-за Кубы.

Меж тем произошло много всего интересного: Хрущев, к примеру, придумал новую форму управления «Советы народного хозяйства» – и много лет спустя, стоя в очереди в магазине, я дивился на надпись на весах «Тюменский совнархоз». Случился голод на Волге, большие неприятности в сельском хозяйстве, и, наконец, стремительно менялся мир – сыпалась как карточный домик мировая колониальная система, и все негры были в гости к нам.

При этом не просто помнившим войну, а воевавшим было лет по сорок, по нынешним меркам – молодые люди. На этом фоне быстрых политических движений то, что через двадцать лет мы будем жить при коммунизме, было совсем не очевидной бессмыслицей. Чем черт, как говорится, не шутит. А это ведь именно тогда было обещано.

Потом течение политической жизни подуспокоилось, а нам осталось придуманное Ильей Эренбургом название для его романа «Оттепель». Ну и его же стихотворение 1958 года:

Да разве могут дети юга,

Где розы плещут в декабре,

Где не разыщешь слова «вьюга»

Ни в памяти, ни в словаре (...).

Да разве им хоть так, хоть вкратце,

Хоть на минуту, хоть во сне,

Хоть ненароком догадаться,

Что значит думать о весне,

Что значит в мартовские стужи,

Когда отчаянье берет,

Все ждать и ждать, как неуклюже

Зашевелится грузный лед.

А мы такие зимы знали,

Вжились в такие холода,

Что даже не было печали,

Но только гордость и беда.

И в крепкой, ледяной обиде,

Сухой пургой ослеплены,

Мы видели, уже не видя,

Глаза зеленые весны.

Фильм «Оттепель» – это, конечно, жизнь мажоров, вернее, жизнь богемы того времени. Это люди, что не озабочены неурожаем, не стоят в ночной очереди в городе Горьком за мукой, и не крестьяне, что плачут о гибели своих деревень, признанных неперспективными. Поэтому совершенно справедливо сравнивают этот фильм с его американским аналогом (он есть).

Да только оптика людей постарше все равно личная – они высматривают в изящных обводах «Москвичей» и «Волг» надежды того десятилетия.

А оно было высшим взлетом СССР – и, казалось, еще ничего, еще чуть-чуть  и счастье в кармане, Гагарин ведь в космосе, а семья в новой пятиэтажке, двадцать лет – и этот мир станет прочным навсегда.

Главное в сериале как раз это, и неважно, точны ли его детали. Разве в наших воспоминаниях о детстве мы не путаемся в цене на мороженое? Разве потом не спорим до хрипоты о том, как ходил трамвай?

Зритель постарше ищет в истории кинематографических людей, что снимают вполне советское кино, ссорятся, курят, как не курят в нынешнем кино, пьянствуют и ведут аморальный образ жизни (по тогдашним понятиям), свою мечту. Те, кто помоложе, – как раз и есть дети юга.

Мы можем обсуждать марки автомобилей и юбки колоколом, снять фильм про это, а ненароком догадаться о жизни в том времени – не можем.

Что нам до их веры в коммунизм с человеческим лицом? Как понять чувства людей, что молча гладят косяки полученной в «хрущобе» отдельной квартиры? Как вообще это все?