Юрий Мавашев Юрий Мавашев Афганистан рискует стать очагом большой региональной войны

Трудно себе представить, что Пакистан, рискующий потерять всё, и Китай, рискующий потерять многое, просто будут ждать у моря погоды, а не сделают ставку на свержение власти в Афганистане. А если к этой увлекательной игре присоединится Индия?

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

44 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

15 комментариев
28 ноября 2013, 08:31 • Авторские колонки

Юлия Гусакова: Глобусу вопреки

Юлия Гусакова: Глобусу вопреки

Над всеми ржавыми кораблями чужих и своих надежд, над ежедневным предательством и безответственностью, случайностями и непониманием, над ошибками и обидами – мутное, сквозь смог и тучи, стоит, как прибитое, солнце любви.

В обычном российском городе живет обычной жизнью Виктор Сергеевич Служкин, умеренно пьющий мужчина средних лет с высшим образованием. Ни денег, ни перспектив. Дочка у него. Жена любимая, Надя, но пилит и не дает. А лучшему другу, помощнику депутата Будкину – наоборот, глазки строит, веселится с ним и хохочет. И дает. Лучшему-то другу.

Все в этом фильме стоят голенькие и ничего не скрывают

Учительница немецкого так Служкину понравилась, что, ее до дома провожаючи, забыл дочку из детского сада забрать, корил себя – так и та Будкину дала, а с горемыкой нашим влюбленным только из отмщения выспаться собралась. И все вокруг Служкина как-то не вовремя, вкривь да вкось через авось... Неудачник.

Устроился учителем географии в школу – подростки жестокие каждый урок высмеивают, досаждают, плевать на всю эту науку хотели (как, впрочем, и любые обычные подростки). Мелких проблем и страданий у мужика – воз и маленькая тележка. Обычная человеческая история. История про любого. «Географ глобус пропил».

Удивительно талантлив и автор книги Иванов, и режиссер Велединский. Мне кажется, им удалось сделать нечто редкое, почти невероятное – произведение, которое не пытается поиметь зрителя в мозг. Произведение без морали и вывода. Сюжет не заваливается. Ни в отважное борцевание с суровой российской действительностью не заваливается, ни в рукопожатный поход эффективных менеджеров в светлое будущее, где «Россия могла бы быть второй Финляндией».

Да не могла бы. Потому что Россия – это Россия. И в фильме Велединского это видно яснее некуда. Не заваливается фильм и в обратную сторону – в «какую страну просрали» и героическое склеивание империи из ржавых обломков.

Фильм аполитичен. Даже хитрован Будкин, помощник депутата, вполне себе симпатичная личность. Он не обличен – но и не возвышен. Стоит пред нами, голенький в своих порывах, глупый, трогательный, милый и смешной. Как и все в этом фильме стоят голенькие и ничего не скрывают.

Но в то же время не скатывается история и в смакование этого ежеминутного ада, в нравственное сладострастие, в болезненное любование уродством окружающего мира, как мы не раз наблюдали в других российских фильмах: «Груз 200», «Волчок», «Елена», «Бубен барабан», «Точка», да тысячи их! И в безудержное и нелепое хихиканье свеженародившегося среднего класса, где центром драмы является разрядившийся айфон в теплом раю туристического путешествия, фильм тоже не скатывается.

Это фильм о том, как Россия бытийствует такою, какая есть. Вот тут-то, посреди этих совершенно обычных в своей юношеской жестокости мальчишек и девчонок, посреди строгих завучей и неверных жен, посреди слез и шуток, посреди пьянства – и разверзаются настоящие бездны.

Неиллюзорные ежедневные бездны переплетения человеческих жизней, гигантская паутина судеб, в которой дернешь ниточку, чтоб тебе приятней, – а всем вокруг больно. И другой дернет, чтоб ему приятней, – а больно тебе.

Но вот что важно – над всеми этими ржавыми кораблями чужих и своих надежд, которые мы видим совершенно ясно, над ежедневным предательством и безответственностью, случайностями и непониманием, над ошибками и обидами – мутное, сквозь смог и тучи, висит, как прибитое, солнце любви. Да, через весь этот перегной повседневности и мелких драм прорастают и цветут дружба и понимание, уважение и преодоление, и любовь, и верность. Парадоксально, но цветут.