Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
15 ноября 2013, 09:00 • Авторские колонки

Юлия Гусакова: Мы старались

Юлия Гусакова: Мы старались

Подросшие чада придут и скажут: «Слушайте, предки. Вы мне в детстве говорили так-то и так-то, а сегодня это не работает. Тормозит меня. Без пользы угнетает и изматывает. И вот что мне с этим делать?»

Маленький ребенок – как мягкая глина. Каждую минуту общения (и необщения) с ним родитель – осознанно и неосознанно – лепит его, вкладывая модели отношения к себе, к миру, к другим людям – противоположному полу, старшим и младшим, друзьям и врагам, родственникам и посторонним.

Часть инструментов, переданных родителями, применима и практически не портится с ходом жизни

Эти клише, привитые в детстве, программы реакций на различные жизненные ситуации – они очень и очень въедливые. Ребенок, становясь взрослым, продолжает воспроизводить их. Это – его ящичек инструментов взаимодействия с реальностью.

Часть инструментов, переданных родителями, применима и практически не портится с ходом жизни. Скажем так: они адаптивны, работают правильно, не доставляя мучений и дискомфорта ни человеку, ни окружающим. Часть инструментов устаревает. Мир-то все же меняется, меняется и общество. Особенно в России, где что ни десятилетие – то историческая колдобина. А часть этих паттернов откровенно вредна. Причем с кондачка разобраться, какой из них какой, крайне непросто.

Знакомая О. изнуряет себя диетами и спортом. Для себя она все время выглядит полной. Хотя для окружающих – нет, ну совершенно нет. А просто ей папа все детство повторял: «Ты, О., так похожа на маму!..» А мама О. всегда была полненькой. Объективно полненькой. Но О. не хочет быть полненькой. Она хочет быть стройненькой в своих глазах. И так крепко этот гвоздь вбит в голову О., что она совершенно не может остановиться, истязая себя и окружающих своей мнимой полнотой. Ждал ли папа такого результата, хотел ли зла дочери? Думаю, нет.

Знакомая Т. – прекрасная мама и отличная домохозяйка. Она находит удовольствие в том, что проводит время с сыном, в том, что по своим эскизам заказывает для дома мебель, в том, что готовит работающему мужу разные диковинные блюда. Но когда мы выходим курить, она говорит: «Понимаешь, как-то я все время переживаю, что не работаю. Надо же работать, наверное...» А просто ее мама, женщина активная, но в силу обстоятельств вынужденная быть домохозяйкой, все детство повторяла: «Эх, не надо мне было работу бросать... Все же женщина должна работать...»

А ее дочь, ту самую Т., напротив, устраивает судьба домохозяйки. Но внутренний гвоздь о непременно работающей женщине ржавеет и ржавеет в ее голове, отравляя уютное счастье. Хотела ли мама травмировать Т.? Не думаю. Она, может, самой себе это повторяла. А вот.

Тысячи сюжетов – от мелких привычек до сложнейших конструктов. Все не опишешь. Как смирительная рубашка внутренних проблем взрослого, которую он осознанно или нет напяливает на следующее поколение.

И взрослый, ободрав коленки и локти, сам или с посторонней помощью приходит к выявлению своих скверно работающих механизмов и к мысли о том, что надо их как-то чинить, что ли, менять. А чаще всего и не приходит. Потому что нет, к сожалению, в России такой традиции – пытаться понять, осознать причины своего поведения, постараться их скорректировать для облегчения своей жизни – самому или со специально обученным специалистом.

Да и, предположим, осознает человек часть себя – но ребенка-то воспитывать как? Зная, что буквально любое твое слово или действие, пройдя через черный ящик детской головы, может обернуться против чада и доставить ему неудобства, а то и страдания?

Всё, бросаем заводить детей. Заводим японских роботов. Они, к счастью, ничего не чувствуют и навредить им мы не сможем... Или нет, стойте. Заводим детей, и побольше! Ведь мастерство приходит с опытом – первый блин комом, а потом, авось, воспитание как-то да наладится на четвертом или пятом отпрыске...

Шутки шутками, но как же воспитывать детей, чтобы навредить как можно меньше? Ну, как-то так. Любя. Зная, что сколько бы специальных книжек ты ни прочел, каким бы деликатным в воспитании ни был, все равно может настать такой момент, когда подросшие чада придут и скажут: «Слушайте, предки. Вы мне в детстве говорили так-то и так-то, а сегодня это не работает. Тормозит меня. Без пользы угнетает и изматывает. И вот что мне с этим делать?»

А мы ответим им так: «Да, бывает. Но мы старались. Сделали все, что смогли. А что не смогли – не сделали. И разбирайтесь с этим самостоятельно. Да-да. Уже, в конце-то концов, самостоятельно».