Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
22 октября 2013, 10:50 • Авторские колонки

Владимир Березин: Журавли над Полесьем

Владимир Березин: Журавли над Полесьем
@ из личного архива

Образ Белоруссии у русского человека странный, довольно кривоватый, и все оттого, что она как-то слишком близко. Это как с языками – мало кто подтрунивает над фонетикой французского или немецкого. А вот масса людей дивится украинским словам.

Причина именно в том, что объект насмешки не должен быть слишком далеко и не должен быть слишком близко. Оттого шуток про белорусский язык сравнительно немного – он уж как-то совсем близко.

А задай вопрос русскому человеку, кого из белорусских классиков он знает, так дальше военной прозы он не продвинется

Меж тем он полновесный язык – согласно точному определению: «Языки – это диалекты, имеющие армию и флот».

Белоруссия – давно государство с армией (флот там как-то больше речной), но отношение к ней у русского человека все же не вполне серьезное.

Даже братья-украинцы кажутся своеобычными. Там у них Киевская Русь, запорожские казаки, Тарас Бульба, Гоголь, которого они считают украинцем, и Тарас Шевченко, национальная принадлежность которого бесспорна.

Детали того пространства, которое сейчас определено государственной границей Украины, – неотъемлемая часть русской литературы. Единый сплав образов – для украинца и русского.

А задай вопрос русскому человеку, кого из белорусских классиков он знает, так дальше военной прозы он не продвинется. В качестве одного из основоположников белорусской литературы поминают Симеона Полоцкого.

Спору нет, Симеон Полоцкий был великий человек, и помимо того, что воспитывал детей царя Алексея Михайловича (хотя, кажется, вовсе не знал по-гречески), преуспел в поэзии, богословии и прочих делах.

Симеон Петровский-Ситянович, судя по всему, родился действительно в Полоцке, а лежит в московской земле. Ну, белорус, наверное. Можно так считать.

В общем, дотошные филологи, конечно, назовут каких-то писателей прежних времён, припомнят Якуба Коласа, да только для простого русского человека всё начинается послевоенной писательской прозой. И даже главный её герой, белорусский партизан, не похож на украинца или русского.

Украинец должен быть задорным, в шапке, сдвинутой на затылок, ещё чуть-чуть, вспомня Гражданскую войну, он пересядет на тачанку. А вот белорус тих и спокоен. Война у него угрюмая и лесная. Он претерпит всё, и если упромыслит немецкую зондеркоманду, то без гиканья и свиста, с молчаливым недовольством.

Это при том, что книги, написанные об этой партизанской войне, вполне заменили нам в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века французских экзистенциалистов. Этот нравственный выбор на фоне смерти потом был пересказан, экранизирован и усвоен советским зрителем – что в климовском «Иди и смотри», что раньше, в «Восхождении» Шепитько.

Много в этой истории проходит мимо русского читателя, он подробностей и своей-то войны знает мало. А так – вспоминает он Алеся Адамовича и Василя Быкова – и на том знание его белорусской литературы кончается.

Потом пришли «Песняры» – я-то помню это время, когда всякий лирический напев в ресторане был белорусский – причём не русская удаль, а именно тихий и скромный напев, тонкий мужской голос, Беловежская пуща.

Люди плакали, чего там. И не только женщины.

Вот и всё, что знал русский человек о белорусской культуре. Ну, он знал, конечно, про трактор «Беларусь» и про грузовики МАЗ, но это всё же технологии, а не культура.

Вот с таким смутным представлением о соседе он и жил, пока не обнаруживал вдруг, что всё же это не младший брат, что сосед давно вырос, что у него свои привычки и дела.

И когда он, этот тихий сосед, начинал вдруг гладить против шерсти своего бывшего старшего брата, всем становилось удивительно. Как он кого арестует, так становится удивительно: как так можно. А причина всё та же – государство без великой, на всё оказавшей влияние литературы казалось русскому человеку мелким, незначимым.

Меж тем таких государств масса – с домашними, под размер территории, честными гениями, которых любят и чтут, хоть их известность не выходит за пределы госграницы.

И никто из них не слабее культурой, чем гордый англичанин, утончённый француз и страдающий русский человек. Но всякому сыну великих литератур хочется быть круче, лучше, да так, чтобы это всем было очевидно.

И с недоумением он смотрит на усатого человека, что старательно выводит:

«Каб любіць Беларусь нашу мілую трэба ў розных краях пабываць.

Зразумееш тады, чаму з выраю жураўлі на Палессе ляцяць»!