Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

15 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

21 комментарий
13 августа 2012, 11:51 • Авторские колонки

Максим Соколов: Главный олимпийский рекорд

Максим Соколов: Главный олимпийский рекорд

Покуда все спорили о том, по какой медальной формуле ранжировать достижения стран – участниц XXX Олимпийских игр, страна-хозяин, т. е. Великобритания, установила неоспоримый рекорд по части демонстрации достижений своего народного хозяйства.

На церемонии закрытия Игр большая часть времени (причем немалого, 2 ч. 40 мин – театральный спектакль сегодня, как правило, короче) была посвящена достижениям уже полвека как очень важной – и к тому же всемирно лидирующей – отрасли британского народного хозяйства. А именно – достижениям в поп-музыке.

Все-таки тут желательна какая-то кульминация, которая имеет некоторое отношение к первоначальному смыслу церемонии

По сообщению телеграфных агентств, «в грандиозном шоу под названием «Симфония британской музыки» приняли участие более 4 тысяч человек и звезды эстрады. Ранее режиссер-постановщик заключительной церемонии Ким Гэвин пообещал, что вечер будет представлять собой «элегантное попурри» британской музыки, начиная от известного английского композитора Эдварда Элгара до лидера нынешних мировых хит-парадов – певицы Адель». Обещание режиссера было исполнено в полном объеме, осталось лишь не вполне понятным, какое отношение вся эта презентация имеет к собственно спорту, к Олимпиаде и к олимпийскому движению.

Вероятно, никакого, и страна-хозяйка Олимпиады просто исходила из того, что в хозяйские права входит право на организацию своей ВДНХ. У англичан – поп-музыка, немцы могли бы устроить «Симфонию пива», в ходе олимпийской церемонии часами презентуя историю пивоварения в Германии, а также позаимствованные с Октоберфеста живописно украшенные повозки с могучими першеронами, перевозящими огромные пивные бочки. Голландцы могли бы устроить парад цветов, презентуя успехи и традиции своей очень развитой цветоводческой индустрии, а в случае с ожидаемой бразильской Олимпиадой 2016 г. даже и гадать не надо – будет сплошная самба и румба.

В принципе, есть такой жанр, когда радушные хозяева, накормив гостей, приступают к показу снятых ими фильмов из своей жизни. Максимальное удовольствие от такого показа испытывают, как правило, сами хозяева, что до гостей, то они скорее подвергаются испытанию на вежливость. К лондонским олимпийским симфониям это применимо в полной мере.

Но здесь есть еще одна проблема чисто эстетического свойства. Затянутый показ фильмов на тему «Я на отдыхе», а равно и обширных достижений народного хозяйства, как правило, лишен той необходимой драматургии, которая является не лишней в торжественных церемониях. Все-таки тут желательна какая-то кульминация, которая имеет некоторое отношение к первоначальному смыслу церемонии.

Московскую Олимпиаду (вар.: полуолимпиаду, поскольку торжественность была подпорчена частичным бойкотом) 1980 г. можно оценивать как угодно. Особенно если брать в расчет не только эстетику мероприятий, но и все аспекты внешней и внутренней политики СССР. Однако кульминационный момент церемонии закрытия, когда под пение «До свиданья, наш ласковый миша, возвращайся в свой сказочный лес» олимпийский мишка поднялся в небо и улетел, – этот момент произвел на публику самое сильное впечатление и не забыт до сего дня, хотя прошло уже более тридцати лет. Бывают такие режиссерские находки.

В случае с лондонскими представлениями вряд ли что-то будет помниться даже спустя десять, поскольку драматургии толком не было. Она была заменена изобилием и роскошеством, что в памяти куда хуже откладывается – на таком лукулловом пиру ей не за что зацепиться.

Равно как и на нероновом. У Сенкевича в «Quo vadis» Петроний срезает всю феерию и симфонию, устроенную Нероном в Палатинском дворце, одним замечанием: «По мне, божественный, одна обнаженная девушка производит большее впечатление, нежели сто». Arbiter elegantiarum, занимайся он современным олимпийским движением, возможно, применил бы свой тезис не только к обнаженным девушкам, но также к поп-певцам и олимпийским мишкам.