Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
5 июля 2012, 15:15 • Авторские колонки

Виталий Сероклинов: Без SMS и регистрации

Виталий Сероклинов: Без SMS и регистрации
@ из личного архива

Наша школа – сплошной эксперимент. Ещё со времён моего детства – с тогдашним введением одиннадцатилетнего среднего образования вместо привычной десятилетки, с нынешними ЕГЭ и новыми, всё более ошарашивающими программами обучения.

Что творится в старших классах, я пока не знаю, мне в этом году хватило школьной программы дочки-второклассницы, а теперь вот, пока у детей каникулы, я озаботился изучением будущих предметов моей маленькой ученицы.

Это что, выходит, готовясь к урокам, моя третьеклассница Сашка будет слушать песни Владимира Семёныча?!

Первым делом полистал, конечно, учебник литературы – и остался очень доволен, даже не на что погундеть: Драгунский, Успенский, Заходер (впрочем, отдельные недовольные посетуют на непатриотичность перечисленных фамилий, не сомневаюсь) – из тех, кого читал и я в своём детстве; а следом и классики, от Толстого до Есенина с Буниным – даже у нас такого изобилия не было, а «Митину любовь», помню, из нашей школьной библиотеки вовсе изымали, нелепо ссылаясь на какие-то там эротические пассажи в этом невинном произведении.

Читаю дальше – Волков с «Волшебником Изумрудного города», страшным дефицитом моего детства, Шарль Перро... а дальше – вот это ничего себе! – Юлий Ким, Андрей Макаревич*, Владимир Высоцкий, Марина Цветаева, Александр Башлачёв... Сам СашБаш – кто бы такое мог представить в семидесятых-восьмидесятых! Это что, выходит, готовясь к урокам, моя третьеклассница Сашка будет слушать песни Владимира Семёныча и Макара вместе с родителями?! Вот это подарок от наших «минобразин», как оклеветал я их в прошлой колонке о школе, вот это чудо, надо будет благодарственное письмо написать светлой памяти Фурсенко и нынешнему чёртику из табакерки, как там его, – правильный мужик, выходит...

Благолепно улыбаясь, берусь за следующий учебник – «Окружающий мир», который заменяет третьеклашкам «Историю России». Пробегаюсь по главкам – и не верю сам себе, снова пересматривая темы: Древняя Русь, Московское государство, Пётр I, что-то ещё невнятное, потом сразу государство рабочих и крестьян, перегибы на местах, «Вставай, страна огромная», и вот уже «через тернии к звёздам» – и нынешняя Федерация. Лихо!..

Ну, может, не на всё желаемое места хватило, а в конце учебника, в толковом словаре, всё пропущенное и непонятное будет уточнено... Кое-что там и правда уточнено: статья «Ислам» почему-то больше, чем рубрики про Битву под Москвой и Великую Отечественную войну вместе взятые. О православии, к удивлению, ничего отдельно не сказано (грешен – думал, что понапихают в учебник поповских сказок; но, подозреваю, попы ещё отыграются, пробравшись не мытьём, так катаньем, и обогатившись со следующего года возможностью преподавать новую дисциплину про этику, вроде бы насквозь светскую, но, зная поповские умения, недолго ей быть таковой), зато много написано о пионерах (даже с упоминанием «красного знамени КПСС» с прописной буквы) и, почему-то, о монахах.

Остальные учебники я пока даже боюсь открывать – мало ли что там найдётся, в Минобразе хоть и поменялось всё, но традиции экспериментаторства не утеряны – помню это ещё по прошлому году, когда учебник логики для второклашек ошарашил предложением к утру определиться с понятием, извините за тавтологию, «понятия». Кинулся я шурудить словари и трактаты, чтобы помочь дочери – оказалось, что Кант мучился над формулировкой оного всю жизнь, Гегель что-то наваять успел, но вышло у него скомкано и бестолково, я это изучал на универовской философии года полтора, без особого, впрочем, успеха, а восьмилетки должны изобразить требуемое за ночь – что поделать, акселерация.

В общем, в следующем учебном году ученикам и их родителям придётся поднапрячься. А тем, кто наплевательски отнёсся к уже проведённым экспериментам, – вдвойне! Ведь у меня с дочкой, как и у многих других в нашем классе, так и остались нерешёнными важные экспериментальные задачи из прошлогоднего учебника по логике, как та, например, где спрашивается, как выглядят неведомые никому Грогха и Клаома.

Лишь бы в итоге, на школьных экзаменах, вернее, на этих странных нынешних ЕГЭ, не вышло, как у одного знакомого выпускника, который на апелляции экзамена по истории пояснил свои ответы фразой «тогда Витте выступил...», после чего учитель его раздражённо перебил:

– Ну давайте ещё артистов и певцов до кучи соберём... Вы на истории, молодой человек, а не на танцульках! Извольте приводить примеры с историческими деятелями!..

Никому не нужно скачать альбом Витте без SMS и регистрации?..

Обращаться в Министерство образования.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............