Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

34 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

14 комментариев
30 июля 2012, 16:15 • Авторские колонки

Наталья Барабаш: Год без телевизора

Наталья Барабаш: Год без телевизора

Я не заметила потери. Забыла о телевизоре напрочь. И если бы не этот вопрос подруги в лоб, так бы и не осознала, чего лишилась. Стало даже как-то обидно. Хочется же поделиться с человечеством необычными ощущениями – год без телевизора!

Мне позвонила подруга и спросила:

– Ну и что ты думаешь о второй передаче со Светой из Иванова?!  Кошмар, правда?

– Да я и первой не видела! – честно призналась я.

– Ну ты даешь! А что ж ты там в своей Вене смотришь? – возмутилась подруга.

– Ничего не смотрю! – на автомате ответила я. И изумилась своим словам. А ведь действительно! Получается, я поставила на себе бесчеловечный эксперимент. Ровно год я не включаю телевизор. Вообще.

Я отчетливо поняла, что не хочу впускать это крикливое, взбалмошное, неумное и невоспитанное чудище в свой дом...

Русских каналов в нашей венской глубинке нет – нужно ставить какую-то тарелку. А немецкие в силу незнания языка я смотреть не стала. Телевизор мы используем только как видеоприставку.

И знаете, какой самый потрясающий результат этого эксперимента?

Я не заметила потери. Забыла о телевизоре напрочь. И если бы не этот вопрос подруги в лоб, так бы и не осознала, чего лишилась. Стало даже как-то обидно. Хочется же поделиться с человечеством необычными ощущениями – год без телевизора!

А их, как назло, нет! Стала вспоминать, что же я все-таки потеряла. Какой-то отблеск телевизионных скандалов все же доходил до меня, как свет далеких звезд. Например, мои друзья на ФБ пылко обсуждали, что Ксюшу Собчак убрали из всех телепрограмм.

Увы. Я не заметила бы этого, даже если бы жила в Москве. За всю свою жизнь я умудрилась не посмотреть ни одной передачи, которую вела Ксения. Ну неинтересны мне ни разборки в «Доме-2», ни премии нашей попсе за выдающиеся музыкальные достижения, ни приключения блондинки в шоколаде. Не мое.
Малахова я тоже не смотрела. От этого формата – «расскажи про своих родных и знакомых самую гнусную гадость» – меня воротит с души.

Новости я давно уже читаю только на интернет-ресурсах: там они появляются быстрее.

Сериалы наши российские, за исключением нескольких блестящих экранизаций классики, я смотреть не могу в принципе. Как и все мои друзья. Мне трудно представить, кто и зачем клепает эту бесконечную за три копейки снятую жвачку с ходульно-конфетными ментами или провинциалками, покоряющими то Москву, то богатых бизнесменов. Поэтому мы с подругами давно перешли на отличные сериалы BBC – вот только что новинками обменивались.

И даже фильмы, разбавленные на нашем ТВ рекламой так обильно, как в советские времена разбавляли пиво водой, я тоже смотрю исключительно по видику. Качаю с торрентов – и посредники уже не нужны. Что еще?

Ах да, та самая Света.

Но тут я вообще не понимаю интеллигентской истерии. Оказывается, наша просвещенная публика ждала именно от этой Светы каких-то откровений и немыслимой искренности. С какого перепугу? Света никогда не была искренней и прославилась только личной дремучестью: она говорила то, что, по ее мнению, хотело услышать  руководство. Теперь она говорит то, что хотят услышать теленачальники. Есть такой тип людей: делающий ставку в жизни исключительно на беззаветную лояльность.

И это не зависит от места жительства: боже упаси считать эту девочку символом провинциалки. Миллионы провинциалов пробились в жизни благодаря уму и таланту. А Света – я читала репортаж – учебой не заморачивается и, пока ее соседка по общаге зубрит учебники, бегает по митингам. Так дорога до Москвы оказалась короче. Дальше у Светиной судьбы два сценария: плохой для нее и плохой для нас. В первом случае ею натешатся и отправят назад в Иваново. Во втором – ее начнут продвигать по общественно-партийной линии, и через несколько лет Света уже в качестве члена какого-нибудь общественного совета будет надзирать за деятельностью СМИ. Не исключено – поруководит тем же НТВ. А что, в советские времена я навидалась в крайкомах таких Свет, говоривших «ложить» и слыхом не слыхавших о Булгакове.

Что еще?

Я понапрягала память. И поняла, что это не я – это само телевидение давно выключило меня и моих московских друзей из своих зрителей. Оно просто в упор нас не видит. Нормальный средний класс, предпочитающий после работы качественное, но не слишком замороченное кино, умных ведущих, интересные темы для обсуждения – и вовсе не обязательно бесконечные политразборки всех со всеми, – для верстающих телепрограммы остается невидимкой. В результате огромное количество зрителей давно стали отказниками – может, они и включают телик, но исключительно в целях привычного бормотания на время завтрака-ужина. На месте теленачальников я не очень бы верила в высокие рейтинги. Похоже, аудитория и телевидение плавно дрейфуют в разные стороны. И даже трансляция открытия Олимпиады лишь доказала широту полыньи. «Фейсбук» переполнен ругательствами зрителей: проход нашей команды умудрились забить рекламой, а ведущие несли такую чушь, что народ переключался на интернет-трансляции, лишь бы их не слышать.

Жизнь полна забавных сближений, и пока я набивала эту заметку, к мужу пришел специалист по интернету: что-то там наладить.

– А хотите, я вам русские каналы подключу? – спросил он нас тоном волшебника. – Какие вам нужны?

Мы с мужем переглянулись и, не сговариваясь, замахали руками: «Нет, нет, спасибо, не надо! Мы уж как-нибудь так...»

Я отчетливо поняла, что не хочу впускать это крикливое, взбалмошное, неумное и невоспитанное чудище в свой дом... Пусть уж эксперимент продолжается...