Доводилось много общаться с теми, кто пережил украинскую оккупацию, видеть тела тех, кто не пережил, брать в плен и допрашивать тех, кто ее осуществлял. Одни из оккупантов питали к населению открытую злобу, другие, обычно насильно мобилизованные, относились нормально, а думали в основном, как бы побыстрее смыться.
5 комментариевМаксим Кононенко: Шествие на осляти
Мандельштам был всё-таки прав. «Мы живем, под собою не чуя страны». Именно что не чуя, поскольку страна под нами всё-таки есть. И какая страна! Кажется, верни ее – и жизнь сразу наладится.
Когда я смотрел по телевизору на инаугурацию, один момент ее поразил меня до самого дна моей неглубокой души. Зачем действующий президент ехал из первого корпуса Кремля в Большой Кремлевский дворец на бронированном «Мерседесе» с двумя джипами охраны? Ведь это метров триста-четыреста по абсолютно пустым площадям Кремля. За стенами высотой от пяти до девятнадцати метров и толщиной от трех до шести. Безопасно, приятно, полезно и демократично.
Я предлагаю учредить особый фонд по возрождению обряда шествия на осляти. И так и назвать этот фонд: «Фонд шествия на осляти
Но нет – в машине, с охраной. И потом нам говорят, что инаугурация так похожа на царский обряд, существовавший в не чуемой нами под ногами стране.
Нет, всё было иначе. И ладно там инаугурация. Меня потряс существовавший до 17-го века обряд, называвшийся «шествие на осляти». Он проводился в Вербное воскресенье и символизировал вхождение Христа в Иерусалим. А в ходе этого обряда патриарх всея Руси натурально въезжал в Кремль на осляти.
Вот только представьте себе: после утренней обедни царь в праздничной одежде входит в Успенский собор. С ним бояре, окольничьи и другие придворные чины. От Успенского собора начинается Крестный ход: хоругви, чернецы, дьяконы, священники и протопопы. Кресты хрустальные, иконы, певчие, ключари соборные и патриарх. Сотни людей в церковных одеждах!
За ними – царское шествие. Дьяки, дворяне, стряпчие, стольники. Ближние и думные люди. Окольничьи. И царь в окружении стрелецких полковников. Вдоль дороги стоят расписанные кадки, в которых нарезана верба.
Процессия выходит из Спасских ворот Кремля и идет к Лобному месту, на котором установлены иконы Иоанна Предтечи и Николая Угодника. Дорога ограждена обитыми красным сукном перегородками и стрельцами, Красная площадь забита народом. Царь и патриарх входят в придел Входа в Иерусалим собора Василия Блаженного. Царь молится и возлагает на себя сан.
Осля стоит у Лобного места. С ним патриарший боярин и пять дьяконов в золоченых кафтанах. Там же, на санях с колесами, установлена главная верба, украшенная бумажными цветами, яблоками, орехами.
Крестный ход возвращается в Успенский собор. Царь и патриарх поднимаются на Лобное место, где архидьякон, глядя на Запад, читает Евангелие. Царь и патриарх раздают окружающим веточки вербы.
Когда архидьякон дочитывает до «и посла два от ученик», протопоп и ключарь отправляются за ослятей и покрывают его ковром и красным с зеленым сукном. Патриарх берет в одну руку Евангелие, а в другую – крест и садится на осля.
Процессия отправляется назад в Кремль. Дьяки, дворяне, стряпчие, стольники. За ними везут в санях вербу. Под вербой поют дьяки в белых одеждах. За вербой идут ближние люди, думные дьяки, окольничие и царь. Царь ведет осля под уздцы.
По ходу шествия дети стрельцов устилают дорогу разноцветными тканями. Поверх тканей – кафтаны. Сотни детей от десяти до пятнадцати лет. Процессия подходит к Спасским воротам. В этот момент все колокольни Кремля начинают звонить и звонят до тех пор, пока процессия не дойдет до Успенского собора. Вербу оставляют у входа, внутри дочитывают Евангелие. Царь и патриарх целуются, после чего царь отправляется в домашнюю церковь, а патриарх заканчивает литургию.
После литургии патриарх благословлял вербу. Некоторые ветви забирали себе важные люди, остальное, включая детали саней, раздавали собравшимся людям.
Красиво? Да не то слово! А сколько во всем этом символизма и глубинного смысла! Ну сравните это с «Мерседесом» в окружении двух «Гелендвагенов» на пустых дорожках Кремля. И с проходом избранного президента по трем несчастным залам дворца между гостями типа Стаса Михайлова, Григория Лепса и Тимати. Убожество! Скука!
Вот я и предлагаю: учредить особый фонд по возрождению обряда шествия на осляти. И так и назвать этот фонд: «Фонд шествия на осляти». Причем если в 17-м веке «осля» представлял собой лошадь, а Христос, как ни крути, въезжал в Иерусалим на осле, то хорошо бы, чтобы «осля» был осля. Лично я очень хочу посмотреть, как патриарх сидит на осля. Лично мне это надо. Серьезно.
Есть, кстати, и еще одно немаловажное качество. С 1684-го по 1693 год, когда на Руси было два царя – Иван и Петр, в шествии на осляти принимали участие оба. И проблем никаких вроде бы не было. Так что по всем политическим причинам нам это очень подходит.
И я голосую за это.
За шествие на осляти!