Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

35 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

11 комментариев
3 февраля 2012, 16:00 • Авторские колонки

Андрей Перла: Ты меня уважаешь?

Андрей Перла: Ты меня уважаешь?

Вы замечали когда-нибудь на дорогах легковые машины со специальным значком на заднем стекле: изображением туфельки и надписью «уважай меня»? Одно время таких было много. Как вы считаете, добавляет такой значок уважения?

Неделю назад я написал, что оппозиционные агитаторы совершенно не уважают своих сторонников. Сегодня хочу продолжить разговор «за уважуху». Собственно, в последнее время этот разговор – чуть ли не единственное содержание российской публичной политики.

Уважения к себе ТРЕБУЕТ тот, кто внутренне уверен, что его не уважают, так как уважать его не за что

В последнее время – я имею в виду после 4 декабря. Тут вот какое дело. Если суммировать, что говорят и чего требуют «болотные люди», выяснится – практически ничего конкретного. За исключением малости: власть должна нас уважать, говорят они. Акунин, например, сообщает, что на шествие 4 февраля надо выйти из чувства собственного достоинства. Попранного, надо понимать, кровавым режимом...

Кроме этого самого достоинства, никакой положительной программы у оппозиции нету. Негативной тоже не густо, но тут хоть что-то: освобождение политзаключенных (огласите весь список, пожалуйста – как-нибудь потом), перенос президентских выборов, чтобы позже провести их по более демократическим правилам (с этим, кажется, далеко не все на митингах согласны), отмена результатов выборов 4 декабря (с этим вроде все на митингах согласны) и вообще «Путин должен уйти». Вне зависимости от результатов каких бы то ни было выборов.

Да, но что должно произойти после того, как он уйдет? Проблема-то именно в этом – и добро бы митингующие не осознавали, что такая проблема есть, они прекрасно это осознают – и совершенно ответственно заявляют, что решать ее не собираются. Кто-то другой должен решить ее. Кто-то другой должен, после того, как они помитингуют, что-то изменить к лучшему. Не они. И даже не те, кто у них на трибунах.

Тут, на мой взгляд, уместны две метафоры. Первая, излюбленная самими протестующими: мы, мол, потребители услуг, которые предоставляет государство, и на этом основании требуем.

Мне эту мантру повторяли вполне неглупые и образованные люди! Я им: что вы предлагаете изменить в государстве? А они мне: мы и не должны ничего предлагать, мы потребители!

Ну да, потребители, но штука в том, что государство, в котором ты живешь, – не совсем то же самое, что кофейня, в которую ты регулярно ходишь. Если официант недостаточно расторопен, Wi-Fi медленный и кофе не так сварили, ты пожимаешь плечами и идешь в другую едальню. Тем самым и защитив свое достоинство (если оно столь уязвимо, что на него может покуситься официант) и наказав того официанта и его начальника рублем. Предлагать изменить работу кафе, конечно, глупо – это не твое дело. Однако попытка применить тот же подход к государству...

Ты тут не потребитель. Ты тут и совладелец, и посетитель, и – время от времени – повар, все сразу. Стратегия «уйду в другое кафе» вроде бы и возможна, только выбор невелик... А требование «заменить официантов» вполне законно – только спросить, «где взять других», кроме как у себя, не у кого.

Если этот вопрос: как и что надо сделать, чтобы улучшить ситуацию, ты не задаешь и не даешь на него ответа, а просто истерически требуешь «сделайте мне красиво», о каком уважении может идти речь? Продолжая ресторанную метафору, с тобой, в таком случае, вышибалам разговаривать, а вовсе не метрдотелю...

Между тем единственное озвученное как бы осуществимое требование этой публики: «поговорите с нами». Помилуй Бог, а о чем? Что обсуждать-то?

«Оранжевая» революция была немногим лучше – но «оранжевые» могли хотя бы показать: вот Ющенко, вот Тимошенко. Они станут властью, и то, что они собираются сделать, мы, не разбираясь в предмете, заранее одобряем. Своего разумения нет, но доверие к этим политикам – есть. Наши нынешние революционные потребители вслух заявляют: нет, Немцову, Романовой, Навальному, Тору, кто там еще, мы не доверяем, даже и слушать их не очень собираемся. Кто должен делать Россию лучше? Мы не знаем. Не Путин, не эти, никто из тех, кого мы знаем. Что должен делать этот неизвестный? И тут нет ответа. Чего же вы хотите? Чтобы власть нас уважала.

На это есть вторая метафора.

Вы замечали когда-нибудь на дорогах легковые машины со специальным значком на заднем стекле: изображением туфельки и надписью «уважай меня»? Одно время таких было много. Как вы считаете, добавляет такой значок уважения со стороны других водителей, или же наоборот?

Простая же штука, ребята: уважения к себе ТРЕБУЕТ тот, кто внутренне уверен, что его не уважают, так как уважать его не за что. Тот, кто в себе уверен, никаких значков на себя не навешивает. И уж точно не спрашивает, страшно пуча глаза: «Ты меня уважаешь?»

..............