Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
13 декабря 2012, 14:30 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Фигура умолчания

Михаил Бударагин: Фигура умолчания

За высшее образование бьются сегодня два типа романтиков. Реальность же такова, что вузы, как и средние школы, уже не имеют к образованию как таковому прямого отношения. Увидеть этого не хочет почему-то никто.

В русской культуре полемики самым важным элементом дискуссии является фигура умолчания – какой-то известный обеим сторонам спора эпизод, одно упоминание которого отменяет предмет раздора. Самый показательный пример подобного умолчания – это, конечно, Варлам Шаламов: именно о нем, авторе «Колымских рассказов», всегда случайно забывают все критики СССР и все его апологеты, когда речь идет о лагерях. Спорят обычно о Солженицыне, который жил в Вермонте и в «Архипелаге ГУЛАГ» допустил какие-то ошибки. Их так приятно найти, а еще приятней – уличить нобелевского лауреата в обмане. У Шаламова маловато размаха для поиска исторических несоответствий, но дело даже не в этом: просто в его прозе нет места надежде. Сломать советскую систему можно, в этом-то сам Шаламов не сомневался, но человек – мал, жалок и слаб, куда ему деться из этих руин? От себя далеко не убежишь.

Проблема вузов, собственно, в том и состоит, что их по инерции считают учреждениями образования, а они таковыми давно уже не являются

Поэтому «Колымские рассказы», где у героев есть два пути: умереть или сломаться, – в спор о Советском Союзе не включены. На всякий случай. А вдруг, прозорливо думают полемисты, умереть или сломаться – это выбор человека и за пределами СССР, и тогда дискутировать стоит лишь о том, умереть все-таки или сломаться – а о таком не особенно-то и поговоришь.

В основном, конечно, человек выбирает сломаться, но тут уж кому что по душе. Юкио Мисима, например, умер, и так уж ли он ошибался?

Те же и конспекты

В случае с многострадальным нашим образованием фигура умолчания торчит из дискуссии, как сломанное ребро, и тот факт, что этого ребра как бы не существует, говорит почти обо всем. Периодически кто-то вскользь упоминает о том, что эта проблема действительно существует, но разговор быстро переводится на любую другую тему. Как бы чего не вышло.

И сторонники министерской эффективности, и ее противники ненароком забывают о том, из вузов выходят специалисты: об этом, собственно, пишут в дипломах. И единственным внятным критерием работы того или иного учреждения может служить только количество, извините, что я это говорю, выпускников, работающих по специальности. Точка.

Речь, конечно, идет не о настоящем, живом современном университете, а как раз о той сферической высшей школе в вакууме, о которой спорят противники невнятных министерских реформ со сторонниками решительных преобразований. Обе стороны оперируют неким условным институтом, где нужно что-то как-то наладить, чтобы все засияло. Так шестидесятники полагали, что где-то есть ленинское наследие, которое извратил товарищ Сталин, и вот стоит это наследие вернуть, как будет тут кукуруза колоситься от Алтая до Китая. Понадобился как раз Шаламов, чтобы доказать собственной жизнью, что никакого извращения просто не было и дело вообще не в этом.

Настоящее высшее образование, если подходить к делу не романтически, а с позиций простого, как учили нас классики, реализма, – это в основном отложенная социализация. И больше ничего. Кого там чему учат на оборудовании 1977 года, не имеет уже особенного значения: важно, что великовозрастные оболтусы не шляются по подъездам, не колются и занимаются ну хоть каким-то делом. Пишут конспекты, например – отсюда вообще берется любовь преподавателей к этому совершенно бесполезному занятию: конспект отнимает много времени и сил, не требуя при этом внятной работы ума (когда они были придуманы, напомню, у каждого студента не было Сети и ноутбука) – в общем, максимум усилий и никакого толку. То, что нужно.

Мы делаем вид, что вас учим, вы уж, будьте добры, сделайте вид, что учитесь.

Битва романтиков

И вот на эту сбалансированную систему, которая не нужна никому, кроме нее самой, наступают с двух сторон неистовые романтики. Первые – романтики высшего образования как самоценности (подумаешь, выпускает провинциальный вуз сто биологов в год, подумаешь, в своем Сарапуле они не найдут работы никогда – какие мелочи) – кричат о том, что высшее образование теряет позиции, что выпускники вузов все более и более дремучи. К слову, отметим, что выпускники советских вузов заряжали воду от Кашпировского и несли деньги в МММ, поэтому с дремучестью нужно быть поосторожней.

Вторые – романтики эффективности – вопиют о том, что у нас на месте вчерашних ПТУ выросли какие-то шарашкины конторы, где выдают дипломы не пойми кому. И хорошо бы всю эту малину прикрыть, а заодно и разобраться, чему учат в классических вузах. Начинают разбираться, но вузы-то вообще не про обучение, а про социализацию, как и средняя школа, и предъявлять им какие-то претензии – это как критиковать паровоз, который не летает. Да, не летает, да, может, уже и по рельсам не ездит, но в вагоне можно погреться. Тоже польза.

На самом же деле максимально разумным шагом будет просто перевести вузы из ведомства Министерства образования в подчинение Министерству, скажем, культуры – ведь речь уже идет не об образовании как таковом, а о проведении досуга. При этом студенты учатся – это правда, но ведь и шахматисты-любители тоже учатся, что ж с того. Как будто наличие расписания на стене может что-то значить.

Проблема вузов, собственно, в том и состоит, что их по инерции считают учреждениями образования, а они таковыми давно уже не являются. Теперь мы сталкиваемся со специально организованными местами проведения молодежного досуга – неужели это хоть для кого-то является какой-то тайной?

И – осторожно предположу – может быть, любой разговор о высшем образовании стоит начинать с того, что, в принципе, вузы должны готовить специалистов, мы знаем это в теории, а у нас, конечно, не готовят, и если какой-нибудь замечательный экономист все-таки работает по профилю – это только его личные качества, везение, звезды так сложились, прекрасный умный человек, но мы понимаем, что исключение, и поэтому давайте исходить из того, что есть у вуза много других не слишком плохих черт: интересно читающие лекции преподаватели, неплохие котлеты в столовой, можно заселиться в общежитие – разве же это плохо?

Зачем же это все разгонять? Да незачем. Зачем же биться головой о кафельный пол с криками «образование умерло, все пропало, шеф»? Тоже незачем.

Такая жизнь, господа романтики.