Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевСергей Маркедонов: Вечный студент НАТО
Уже много лет Грузия последовательно и настойчиво играет роль прилежного ученика Североатлантического альянса, сдает все требуемые экзамены по выборам и реформам. Однако чаемый диплом все не выдают.
5 декабря в рамках министериала Североатлантического альянса прошло заседание комиссии Грузия – НАТО. Сам этот формат был создан в середине сентября 2008 года как компенсаторный механизм для кавказской республики. После «пятидневной войны», в которой амбиции Грузии напрямую столкнулись с интересами России, Альянс не решился форсировать свои интеграционные проекты на постсоветском пространстве. С этого времени прошло более четырех лет. Однако после того как в апреле 2008 года на Бухарестском саммите НАТО Грузии был официально обещан План действий по членству (ПДЧ), принципиальных изменений ее статуса не произошло. И декабрьский министериал уходящего года очень четко зафиксировал тенденцию: североатлантическая риторика и реальные интеграционные процессы, мягко говоря, далеки друг от друга.
Запад постарается не дать Иванишвили провести полную зачистку власти от сторонников его главного оппонента
С одной стороны, Грузию похвалили за ее участие в афганской операции и верности евроатлантическому выбору, который не поколебали и внутриполитические изменения. С другой стороны, генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен особо подчеркнул, что впереди у Грузии новое испытание. Ей предстоит сдать тест по президентским выборам, после чего НАТО готово вернуться к разговору о повышении статуса закавказской республики.
Таким образом, снова, как и на чикагском саммите, и на всех предыдущих натовских форумах, Тбилиси так и не получил хотя бы каких-то намеков относительно перспектив получения Плана действий по членству (ПДЧ). Между тем получение ПДЧ еще не означает, что его обладатель автоматически получает заветный пропуск в Альянс. Самое яркое доказательство тому – македонская история. Высокопоставленные натовские представители многократно заявляли, что бывшая югославская республика соответствует всем стандартам, предъявляемым НАТО. В отличие от Грузии Македония уже имеет ПДЧ, однако «прописку» в Альянсе это ей не гарантирует. Формально это происходит из-за позиции Греции (не желающей отдавать «свой» исторический «бренд» славянам), а фактически – из-за неполной ясности по «албанскому вопросу» в этой стране.
Участники декабрьского форума засвидетельствовали неизменность грузинской внешней политики. Однако в то же время неудовлетворенность итогами мероприятия присутствовала и у натовских представителей, и у грузинских дипломатов. Представители Альянса (что они в последние месяцы неоднократно пытались донести до своих грузинских партнеров) явно не испытывают восторга от действий коалиции «Грузинская мечта», победившей на парламентских выборах. Многие шаги команды Бидзины Иванишвили внутри страны воспринимаются как месть действующему президенту Грузии и его соратникам. И неслучайно Майе Панджикидзе, новому главе МИД Грузии, в ходе ее первого официального визита в Вашингтон представители Госдепа настоятельно рекомендовали не повторять украинский опыт. Столь недвусмысленный сигнал был сделан для того, чтобы убедить грузинских партнеров в нежелательности повторения казусов, аналогичных делам Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Незадолго до этого Парламентская ассамблея НАТО в Праге отложила рассмотрение вопроса о предоставлении Грузии ПДЧ из-за скандала вокруг начальника Объединенного штаба грузинских вооруженных сил и возбуждения уголовного дела в отношении бывшего руководителя МВД республики. В Парламентской ассамблее НАТО в скором времени появится специальный докладчик по Грузии, который будет отслеживать ситуацию в стране и делать рекомендации относительно изменения статуса кавказской республики. Сыграла здесь свою роль и «параллельная дипломатия» Михаила Саакашвили. Его сторонники имеют свое влияние на Западе, пытаясь доказать, что действующему президенту нет реальной альтернативы. В итоге новому правительству велено тщательнее готовиться к следующему экзамену, без которого разговор о ПДЧ снова превращается в абстракцию.
Что же касается представителей официального Тбилиси, то хотя публично они выражают удовлетворение от похвалы, которой они были удостоены в Брюсселе, в действительности они не могут не понимать, что реальные результаты намного скромнее. Поставлен четкий заслон на дальнейшем пути – президентские выборы, которые еще только предстоит выиграть. И не добившись серьезных перемен внутри страны, выполнить эту задачу будет нелегко. В любом случае внешнее давление будет обеспечено. Запад постарается не дать Иванишвили провести полную зачистку власти от сторонников его главного оппонента. Уже сегодня «красные линии» довольно четко очерчены.
Откладывая натовские перспективы Грузии до лучших дней и ставя их в зависимость от внутриполитических процессов, НАТО, США и Европейский союз де-факто признают, что в действительности рапортовать о мирной смене власти в Грузии преждевременно. Да, грузинский опыт даже противопоставляется украинским парламентским выборам. В своем недавнем выступлении на ежегодном министериале ОБСЕ госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала украинскую кампанию «шагом назад на пути демократизации», тогда как кампания в Грузии была названа «успешной», а процесс передачи власти был оценен как «мирный». Однако в действительности Североатлантический альянс не спешит с поощрением «отличника». Кавказской республике предложено еще раз продемонстрировать хорошую успеваемость по предмету «демократия». Но и это еще полбеды. По словам спецпредставителя НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймса Аппатурая, будущее Грузии в Альянсе не в последнюю очередь будет зависеть от вклада ее миссии в Афганистане. Тонкий намек на то, что от нового правительства ждут преемственности во внешней политике, а не только цивилизованной процедуры замены одних первых лиц другими.
Таким образом, новому грузинскому правительству сильно не позавидуешь. На пути в НАТО ему сложно добиться серьезных успехов, если оно намерено подвергнуть жесткой корректировке политику Саакашвили (не только внешнюю, но и внутреннюю). Но и заигрывать с «Единым национальным движением» Иванишвили не может, ибо это потенциально может повлиять на электоральную поддержку его проекта «Грузинская мечта» на выборах разного уровня. Ведь его избиратель голосовал за него не в последнюю очередь и из популистских соображений, желая полной победы над политическими оппонентами. Торможение на пути в НАТО могло бы заставить «мечтателей» поискать улучшения отношений с Россией. Москва устами премьера Дмитрия Медведева и главы МИД Сергея Лаврова уже заявила о готовности говорить со всеми, кроме Саакашвили. Кстати сказать, в Брюсселе и Вашингтоне были бы заинтересованы в снижении напряженности в отношениях между Москвой и Тбилиси. Речь, конечно же, не о радикальном сближении РФ и Грузии. Но отказ от жесткой конфронтации на Западе рассматривается как желательный.
Лобового столкновения с Москвой из-за грузинских интересов США и их союзники не хотят. Но проблема в том, что нормализация российско-грузинских отношений также имеет свои пределы. Сегодня вряд ли какой-нибудь политик в Тбилиси решится на то, что предлагает Москва, а именно – «признание геополитических реалий», то есть нового статуса Абхазии и Южной Осетии. Как бы то ни было, а само желание нормализовать отношения с северным соседом будет получать жесткое сопротивление со стороны президента Саакашвили и «националов». Естественно, эта часть грузинского политического сообщества будет представлять дело так, что Иванишвили собирается развернуть геополитический руль на 180 градусов. Даже если такого намерения у него в действительности нет и не будет.
Все эти соображения заставляют и НАТО осторожничать. В итоге политика Альянса в отношении Грузии остается прежней: максимально благожелательная риторика, но никаких конкретных обещаний. И никаких конкретных шагов по интеграции не предпринимается.