Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

3 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

6 комментариев
7 ноября 2012, 12:00 • Авторские колонки

Василий Колташов: Характер кризиса

Василий Колташов: Характер кризиса

Почему одни экономисты говорят, что кризис давно закончился? И почему другие утверждают, что нам угрожает не новый, а старый глобальный кризис? В чем отличие подходов и который из них позволяет реально понять, с какого рода явлением мир имеет дело с 2008 года?

В либеральной экономической теории понятие «кризис» оттеснено термином «рецессия» (отступление). Означает он нулевой или отрицательный рост ВВП, то есть спад в экономике. Характерно, что это понятие позволяет уходить от причинно-следственной природы спада, обращая внимание, прежде всего, на сам его факт. В результате кризис – явление с определенными причинами и экономическими задачами – обретает рассредоточенный характер. Спад 2008–2009 годов – это один кризис, а следующий спад по тем же причинам – совершенно другой кризис. Не менее важно то, что международный характер кризиса тоже теряется в результате расхождения ситуаций.

Мировой экономический кризис словно распадается. Он есть в одних регионах планеты, и его как бы нет в других её частях

Рост экономики Китая 2010–2011 годов может трактоваться в соответствии с либеральной теорией как отсутствие экономического кризиса, раз рецессии не наблюдается. В тот же период времени рост экономических проблем на юге еврозоны нельзя не трактовать как спад. В результате мировой экономический кризис словно распадается. Он есть в одних регионах планеты, и его как бы нет в других её частях. Все это запутывает ситуацию. Разобраться в ней невозможно, если не уточнить, что мы понимаем под кризисом? Носит ли он мировую или частную природу? Существует ли он в виде обособленных очагов или в форме местных проявлений, не одинаковых для различных периодов времени?

Американские хозяйственные проблемы не просто привели к «втягиванию» в кризис всего остального мира. Они выявили кризис всей неолиберальной модели глобализации. Рост, основанный на кредите и на эксплуатации дешевой рабочей силы, стал естественным образом более невозможен. Поэтому в большинстве стран, где в 2010–2012 годах было отмечено улучшение экономических показателей, оно покупалось ценой огромных затрат и запуска механизмов поддержания экономики. Но даже в условиях мировой стабилизации (финансовой прежде всего) возникло немало зон, где процессы вышли из-под контроля. Евросоюз стал главным таким регионом на планете.

Достаточно взглянуть на Европу, чтобы понять: мировой экономический кризис поменял главную квартиру, но не отступил или остановился. Он усиливается, несмотря на периодические подъемы на фондовых и сырьевых рынках. Материальная база кризиса в Европе увеличивается не только на юге еврозоны, но и на севере. ВВП США медленно повышается, что говорит лишь о хрупком равновесии. Покупается оно во многом переносом акцентов с американских проблем на европейские трудности. Запустив новую программу «количественного смягчения» (QE3), США в лице рейтинговых агентств не забыли снова торпедировать Европу понижением рейтингов. На этой волне необычайно усилилась угроза для мировой экономики со стороны Китая.

Не раз китайскими чиновниками было сказано, что КНР спасла планету от кризиса. Так ли это? Китай представляет собой экономику огромного промышленного пузыря; пузырь на рынке недвижимости страны – это только частное его выражение. Рост индустрии Поднебесной не обеспечен спросом как внутри, так и снаружи. Но когда и как сработают «национальные» факторы кризиса (потеряют управляемость проблемы отдельных регионов), сказать сложно. Власти КНР стараются замедлением роста избежать внезапного разрыва индустриального пузыря. Однако уже одно это замедление вызывает большое беспокойство. Понятно, что речь не идет о переходе страны к «естественным темпам роста», а есть реальные проблемы раздутой в сравнении со спросом индустрии.

Но если в Китае кризис прячется, то в Европе он живет открыто. В докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» от 9 июня 2008 года мы – команда экспертов ИГСО – предупреждали, что кризис затянется на много лет. Именно это и происходит. Конец осени и зима, вероятно, будут не самыми простыми для мировой экономики.

Этим летом ценовые колебания на сырьевом рынке плохо повлияли на российские корпорации. Экспортный сектор отечественной экономики (за исключением военного) стал более уязвим. Это означает, что увеличилась уязвимость экономики страны, если только не делать ставку на развитие внутреннего рынка. Цены на нефть, металлы и другие сырьевые товары колеблются и будут колебаться, ломая долговременные планы. Спад в ближнем зарубежье создаст дополнительные трудности. В этой ситуации единственным стабилизатором могут быть внутренние механизмы, но их нужно поддерживать. И с ВТО, вероятно, придется расстаться. Экономика Украины уже понесла огромные потери от политики открытости.

Время открытых рынков уходит. Россия обладает немалым внутренним рынком, и пускать на него стоит инвесторов, но не товары, которые можно производить у себя. Внутренний рынок нужно учиться оберегать более тщательно, чем когда бы то ни было прежде. А от мирового рынка не стоит ожидать повторения бума 2002–2007 годов. Не случайно решение о присоединении страны к ВТО стало сигналом для оттока капиталов. Но если будет дан обратный сигнал, то и процесс начнется обратный. Все это лишний раз указывает на то, насколько сложное явление – нынешний глобальный кризис. Описывать его упрощенным образом недопустимо с точки зрения понимания его причин и их дальнейшего устранения.

Разрешение современного кризиса не будет легким: государства планеты пройдут немало потрясений, уже допущено и будет допущено еще много просчетов. И основа их – это вера в наличие будущего у старой модели мирового капитализма. А будущего такого нет, как нет и коллективного неолиберального выхода стран из кризисного болота.

..............