Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
13 ноября 2012, 12:39 • Авторские колонки

Андрей Реут: Конец дискаунтера

Андрей Реут: Конец дискаунтера

Дешевых билетов на самолеты в России не будет. Даже если к внутренним авиаперевозкам допустят иностранцев. Даже если «Аэрофлот» создаст дискаунтера. Монополизм пока непобедим.

Многие думают, что День авиации в России – третье воскресенье августа. Некоторые празднуют его 28 октября – когда появилась первая военная эскадрилья. Есть еще Международный день гражданской авиации – 7 декабря. Но все эти праздники – всего лишь дань истории. Для российских авиакомпаний настоящий праздник – 10 октября. Именно в этот день в прошлом году прекратила свою деятельность компания «Авианова». Первый и пока последний настоящий российский авиадискаунтер. Сразу после банкротства цены на билеты у некоторых конкурентов взлетели раза в полтора. Это был для них настоящий праздник.

У российских чиновников и авиаторов найдется миллион весомых причин, чтобы всё это объяснить

Три года назад маленькая компания при помощи всего шести 320-х «Аэробусов» взорвала рынок внутрироссийских перевозок. Испортила жизнь крупнейшим игрокам со всеми их сотнями воздушных судов. Авианова сделала то, что чиновники многие годы делали лишь на словах: впервые с советских времен перелеты внутри страны стали действительно доступны для граждан. Впервые, но ненадолго.

Билет на самолет Авиановы в случае удачи можно было купить всего за 250 рублей плюс сборы. Вполне на уровне западных аналогов. Реальная поездка, скажем, между Москвой и Волгоградом укладывалась в три тысячи туда и обратно. Вдвое–втрое дешевле, чем у конкурентов. Естественно, остальным пришлось снижать цены. На популярных внутрироссийских маршрутах – примерно на треть. Два долгих года крупнейшие игроки рынка недосчитывались выручки из-за назойливой Авиановы. Пока она не обанкротилась. Почему же она не вписалась в систему?

Дороговизна авиабилетов в России основана на уникальном феномене: авиакомпаниям просто не нужны массовые перевозки. Им достаточно возить небольшое количество пассажиров. Только самых лучших – богатых либо командировочных. Тех, кому все равно, сколько платить за билет. Это в основном чиновники и сотрудники компаний, которым приходится летать по служебной необходимости. Именно в расчете на них цены на внутренние перевозки у нас порой в разы выше, чем в Китае, в Латинской Америке, в США или в Европе.

Есть и еще один интересный маркетинговый прием: чем ближе вылет, тем дороже билет. Даже если самолет летит полупустым, купить билет на него в последний день можно только по двойной–тройной цене. Полет из Москвы в Казань за 30 тысяч рублей эконом-классом – это нормально. Сам летал. Секрет в том, что один такой пассажир, которому все равно, сколько платить, принесет компании больше денег, чем пятеро туристов, решивших экспромтом полететь к друзьям на пару дней и готовых платить вполне реальные шесть тысяч.

Такая схема работает и у мировых гигантов. Но разница в том, что за границей обычно есть выбор. Лететь удобным, надежным, но дорогим перевозчиком или же отправиться в путь без удобств, но дешево. То есть дискаунтером. Так вот, у нас такого выбора нет. Потому что крупные компании не только не интересуются мелкими клиентами, они и другим не дают. Монополистом ведь может быть не только авиакомпания, получившая эксклюзивные права на рейсы в одну из европейских столиц и задирающая цены на этом направлении. Монополистом может быть и заправщик, и аэропорт провинциального российского городка, который в интересах одной компании ущемляет другую. Потому что договорились. Достаточно повысить аэропортовые сборы, чтобы обанкротить любого дискаунтера.

Система работает надежно, как автомат Калашникова. Она пресекает всякие попытки возить пассажиров дешево. Сначала пыталась Sky Express – ей вскоре пришлось поднять цены, и в итоге она все равно разорилась. Потом Авианова. Авиационные власти говорят, что реальная причина в том, что в России нет пока массового внутреннего туризма. Чтобы жил дискаунтер, пассажиров должно быть много. Это, конечно, правда. Но правда и в том, что привычку путешествовать в людях надо формировать. Студенты и школьники будут летать, но мода на это появится не сразу. Внутренний туризм и мобильность граждан выгодны экономике, поэтому задача государства – поощрять дискаунтеров, приучать людей путешествовать.

Возможно, именно этим объясняется недавнее заявление главы «Аэрофлота» о том, что его компания планирует создать своего собственного дискаунтера. Благое, конечно, намерение. Хорошо бы получилось. Но если вспомнить, что после банкротства Авиановы остальные авиакомпании немедленно подняли цены, то с трудом верится. Пчелы не могут всерьез бороться с медом. Не допускают же иностранных дискаунтеров к внутрироссийским перевозкам...

Пока же перелет между Москвой и Волгоградом стоит 10 тысяч рублей, а долететь от Нью-Йорка до Чикаго – вдвое дешевле. Притом что дальше. А у российских чиновников и авиаторов найдется миллион весомых причин, чтобы всё это объяснить.

..............