Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевМаксим Кононенко: Согласно купленным билетам
Есть такое расхожее словосочетание: «Я – налогоплательщик». Я плачу налоги, следовательно, требую от государства всего. Я нанимаю государство на свои налоги, и оно мне обязано. Я плачу президенту зарплату.
Разумеется, эти обороты мы не придумали сами, а позаимствовали из американской культуры. Мы вообще очень многое позаимствовали из американской культуры (например, словосочетание «this country» – «эта страна»), но если большинство заимствований хоть как-то осмысленны, то весь комплекс выражений про налогоплательщиков употребляется без всякой сопутствующей рефлексии. Между тем хорошо бы подумать над разницей между американским «I pay taxes» и русским «Я плачу налоги». А разница эта существенна.
Русский налогоплательщик платит государству, требует у него и получает в ответ выполнение 16% требований – согласно уплаченному
Во-первых, каждый американец находится в персональных взаимоотношениях с налоговой службой. То есть каждый американец берет часть своих заработанных денег и самолично перечисляет их в доход государства. То есть каждый американец действительно pay taxes – в буквальном смысле этого слова. Платит.
В России дело обстоит совершенно иначе. Подавляющее большинство граждан нашей страны понятия не имеют, где находится налоговая инспекция и как выглядит налоговая декларация. Подоходный налог и социальные отчисления за нас делают наши работодатели. Причем в сознании среднестатистического русского никаких налогов вообще не существует, поскольку люди, устраиваясь на работу, договариваются о сумме зарплаты ПОСЛЕ уплаты налогов. То есть вы договариваетесь на 15 000 рублей – и получаете раз в месяц 15 000 рублей. Вы понятия не имеете, что работодатель заплатил за вас 13% подоходного налога. То есть на самом деле ваша зарплата – 17 241 рубль. Есть, конечно, и исключения – например, на ВГТРК, где я получаю зарплату за работу на радио «Вести ФМ», обговаривают сумму именно ДО уплаты налогов. Хотя и платят налог сами. То есть если вы договариваетесь на зарплату в 15 000 рублей, то на руки вы получите 13 050 рублей. Это довольно сильно меняет персональное отношение к налогообложению, однако, как я уже указывал выше, подавляющее большинство жителей нашей страны живут по старой советской схеме – получил, сколько просил, и никому ничего больше не должен.
Это ключевое отличие американского налогоплательщика от русского налогоплательщика. Отличие психологическое. Именно это отличие делает русский народ таким покладистым во взаимоотношениях с государством.
Существует, однако, не очень покладистая часть русского народа. Люди, которые требуют у государства, выходя на площади и создавая на Садовом кольце пробки из «Мерседесов» и «Бентли». Эти люди наверняка платят налоги непосредственно из своего кармана – например, как индивидуальные предприниматели. Или как работодатели. Они платят государству и имеют полное право требовать от государства выполнения своих требований. И очень удивляются, когда государство выполняет их требования лишь частично.
«Как же так? – пишут эти люди в статьях и блогах. – Мы нанимаем это государство! Мы платим этому президенту зарплату! Все эти жулики и воры живут НА НАШИ ДЕНЬГИ!»
К сожалению, нет.
Потому что (во-вторых, раз у нас уже было во-первых) структура доходной части федерального бюджета в США и в России кардинально различна. 42% доходов американского бюджета – это подоходный налог. Еще 40% – социальные сборы. И всего 9% – налоги корпораций. В 2010 году это в сумме составляло, например, 2,16 триллиона (!) долларов США. И это – ВСЕ доходы федерального бюджета США. То есть американское государство действительно существует на деньги налогоплательщиков. Они действительно платят президенту зарплату. 91% доходов бюджета (исключая корпоративные налоги) – деньги американских граждан.
А вот федеральный бюджет Российской Федерации за 2011 год. Его доходная часть – 14,1 триллиона рублей. А знаете, сколько из этих денег – налоги? 3,38 триллиона рублей. Из этих 3,38 триллиона треть – это налог на добычу полезных ископаемых. То есть остается 2,25 триллиона. Это – те деньги, которые русский налогоплательщик платит своему государству. 16% от доходов бюджета.
Откуда же берутся остальные деньги, спросите вы. А это как раз те самые нефтяные и газовые доходы. То есть пошлины на экспорт нефти и газа. Вы, конечно, можете сказать, что нефть и газ принадлежат всему народу России, поэтому эти деньги – это тоже как бы деньги народа России. Вы, конечно, можете так сказать. Но это не так. Эти нефть и газ добывают и продают конкретные коммерческие компании. И если бы они этого не делали – денег у народа России бы не было.
Конечно, это только федеральные бюджеты. Есть еще и региональные бюджеты – что в России, что в США. Но ведь мы с вами пока говорим про федеральное правительство и про президента. Претензии у митингующих ведь именно к ним.
Ну вот, собственно, всё и прояснилось.
Американский налогоплательщик платит государству, требует у него и получает в ответ выполнение 91% требований – согласно уплаченному.
Русский налогоплательщик платит государству, требует у него и получает в ответ выполнение 16% требований – согласно уплаченному.
Ведь было бы странно, если бы купивший билет в экономический класс пассажир вдруг стал требовать бы себе бизнес-класс, правда? Его место в хвосте, возле туалетов. Согласно купленным билетам.
Вот когда мы слезем, наконец, с нефтяной иглы и доходы бюджета будут формироваться только из наших налогов – тогда конечно!
Боюсь только, что в этом случае вместо «Мерседесов» и «Бентли» по Садовому кольцу будет ездить только подержанный «Опель». Потому что «Бентли» покупать будет не на что.
Впрочем, это тема для следующей статьи.