Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Россия смотрит на Центральную Азию без иллюзий

В России нужно думать не о том, что можно просто отдать соседям без особого ущерба для себя, или как построить на границе непроницаемую стену. Нужны рациональные экономически и выгодные политически совместные большие проекты.

8 комментариев
Дмитрий Самойлов Дмитрий Самойлов Танцуй, молись, не люби

Мы наблюдаем, как заходясь в пафосе своего презрения по отношению к покинутой родине, служители гуманитарной сферы скатываются в откровенное лицемерие. Люди будто становятся пародией на самих себя, и пародией на литературных персонажей одновременно.

15 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Украина, Молдавия и Румыния нацелились на Приднестровье

Европейским глобалистам, которые обязали балканских лидеров принять участие в Одесском саммите, важны не ситуативные интересы Санду и Зеленского, они строят долгосрочные программы по сдерживанию России.

10 комментариев
8 июня 2011, 10:00 • Авторские колонки

Максим Соколов: Prikaznaya izba

Максим Соколов: Prikaznaya izba

Спустя более чем три века способ цивилизационного импорта остается неизменным: «И тотчас за порядком // Уехал в Амстердам. // Вернувшися оттуда, // Он гладко нас обрил, // А к святкам так, что чудо, // В голландцев нарядил».

Традиция – душа держав, и руководитель-преобразователь Пермского края О. А. Чиркунов, следуя советам ученых советников при губернаторе Гельмана и Германа, проделал с чиновниками краевой администрации примерно то же самое с небольшой лишь разницей – он всех их так, что чудо, в спейс опен усадил. Как сообщает губернатор, «руководитель аппарата Макар Герман сделал новый шаг в проекте open space... Появились разноцветные шкафчики для сотрудников, комнаты с множительной техникой, кофе-машинами и прочей утварью. На разноцветных шкафчиках Макар разрешил подписывать свое имя фломастером. Не прокатило это в чиновничьей среде... Есть кабинеты, в которых вместо двух традиционных рабочих мест создано шесть мест нового формата. Конечно, в условиях традиционного здания сделать полноценный open space сложно».

Из чего следует, что всякий пермяк в душе и даже на уровне бессознательных бытовых привычек есть сущий американец, это не всякому понятно

Тут, конечно, вопрос в том, что считать традиционным зданием. Ведь история зодчества начинается не с обкомовских зданий – они являются плодом уже достаточно позднего развития, тогда как изначально административные и производственные помещения тяготели именно к open space. См. в «Петре Первом» А. Н. Толстого картину опен спейса конца XVII в.: «Ну, ну, работайте, работайте, Бога не забывайте», – сказал Роман Борисович. Мужики ничего не ответили. Идя далее, открыл дверь в рукодельную светлицу. Девки и девчонки, душ двадцать, встав от столов и пялец, поклонились в пояс. Боярин закрутил носом. «Ну, тут у вас и дух, девки... Работайте, работайте, Бога не забывайте...»

Положим, у боярина Буйносова помещения были производственные, но и административные в то время были устроены сходным образом. Просто опен спейс XVII века назывался приказной избой. И не только XVII. См. таковой же спейс начала XIX в., в котором П. И. Чичиков оформлял документацию на приобретенные им души: «Слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельцо за № 368!» «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! А не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями». Спейс был до такой степени опен, что отыскать в нем угол, где находилась крепостная экспедиция под началом Ивана Антоновича кувшинного рыла, удалось далеко не сразу. При этом описанные выше речи чиновников полностью соответствуют идеалам инноваторов Гельмана-Германа-Чиркунова: «Это открытость друг другу внутри организации».

Такое тяготение к опен спейсу (ведь точное описание такового можно найти не только у Гоголя, но и у Герцена, а также у иных авторов) объясняется не только удобством для начальствующего – сразу можно обозреть и воодушевить: «Работайте, работайте, Бога не забывайте». До изобретения электричества и парового отопления опен спейс был единственным приемлемым решением – ибо как прикажете освещать и обогревать приказную избу, разделенную на двадцать клетушек? Ставить в каждую клетушку отдельную печку? Недостаточное развитие науки и техники вынуждало скучивать всех приказных в одном общем помещении, а с ходом прогресса появилась возможность рассадить обкомовских приказных по отдельным помещениям. Лишь с падением КПСС и последующим пришествием в край современного искусства и дизайна оказалось возможным отринуть обкомовские традиции и внедрить инновацию «Prikaznaya izba».

В чем польза от инновации, сказать сложно. Сам губернатор на предположение, что таким образом является «открытость внешнему миру», отвечает: «Это не так». Что совершенно справедливо. Открытость спейса никак не помешала Ивану Антоновичу кувшинному рылу прямо в спейсе принять в дар от Чичикова беленькую ассигнацию. Вероятно, цель инноваций заключается не в создании более благоприятных условий для просителей, но в производстве сплочения в рядах обладминистрации. Для чего необходимо усаживать чиновников в большие сараи, где они станут единым организмом.

Психологи, правда, уже давно установили, что это и так и не так, и многое тут зависит от национальной культуры и обычаев, ибо в разных культурах весьма разное восприятие пространств общения и даже физической дистанции общения. Небольшая дистанция, нормальная для итальянца, весьма некомфортна для финна, а с проблемами распахнутых настежь дверей и открытых пространств столкнулись много лет назад при создании совместных американо-немецких предприятий. Для американцев наглухо закрытые двери кабинетов были символом заговоров, интриг и недоброжелательства, для немцев распахнутые двери символизировали бардак и сумбур и крайне их нервировали.

Если исходить из универсальности американской бытовой культуры в части пространств и дистанций, приказные избы могут оказаться уместной инновацией, но из чего следует, что всякий пермяк в душе и даже на уровне бессознательных бытовых привычек есть сущий американец, это не всякому понятно.

Сортировка:
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.