Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевМаксим Юсин: Вторая карабахская
В споре между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха время работает против армян. Но не так быстро, как хотелось бы Баку. Если Азербайджан начнет войну и если в нее не вмешаются другие государства, он ее опять проиграет.
По мере приближения трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана, предстоящей в конце месяца в Казани, из Баку звучат все более воинственные заявления.
Ильхам Алиев не может не понимать: военные действия не ограничатся «оккупированными районами», они перекинутся на всю страну
Дальше всех зашел глава пресс-службы министерства обороны Азербайджана Эльдар Сабироглу. По его словам, военный путь решения проблемы Нагорного Карабаха неизбежен. «В конечном итоге азербайджанский солдат оправдает надежды народа, руководства страны, верховного главнокомандующего и освободит оккупированные земли от врага», – заявил Сабироглу на пресс-конференции. На таком фоне – явно не самом благоприятном – сядут за стол переговоров Дмитрий Медведев, Серж Саргсян и Ильхам Алиев.
Угрозы в адрес Армении и Карабаха из Баку звучат не впервые, но столь четко их еще, пожалуй, не формулировали. О чем это свидетельствует? Ждет ли Закавказье новая война? Вполне возможно. Только не завтра и не послезавтра. Если бы Баку действительно готовился нанести удар, едва ли высокий чин министерства обороны стал бы предупреждать об этом потенциального противника. Но в среднесрочной перспективе вторая карабахская война весьма вероятна.
Главная причина – мирное урегулирование, о котором столько говорят дипломаты, не продвинулось ни на шаг. Позиции сторон так же далеки друг от друга, как и семнадцать лет назад, когда было подписано соглашение о прекращении огня.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (посредники из России, Франции и Соединенных Штатов) прибыли в Закавказье с очередным визитом, чтобы попытаться разблокировать ситуацию. До сих пор их усилия ни к чему не приводили.
Азербайджан заявляет, что готов предоставить карабахским армянам «самую высокую степень автономии, какая существует в мире». Но это максимально возможные уступки. Признать отторжение Карабаха Баку не соглашается.
#{smallinfographicleft=328927}Для Еревана и Степанакерта такие условия неприемлемы. Армяне заявляют, что никогда не пойдут на возвращение «Арцаха» под власть Азербайджана. Они могли бы вернуть противнику семь азербайджанских районов, оккупированных в ходе «первой карабахской войны», но не сам Карабах.
Эти районы нужны армянам с единственной целью – как буфер на случай нового конфликта. Если Баку откажется от претензий на Карабах, война с повестки дня снимается. А стало быть, нет смысла удерживать Агдам, Физули, Губатлы, Зангелан, Кельбаджар и другие города. Именно из этих районов, а не из Карабаха, бежали большинство из миллиона «перемещенных лиц», насчитывающихся в Азербайджане.
Но такой «частичный вариант» Баку не устраивает. Власти Азербайджана требуют контроля над всеми «оккупированными землями», включая многострадальный Нагорный Карабах. Получается тупик, выхода из которого за семнадцать лет не смог найти ни один международный посредник.
Единственная альтернатива беспредметным переговорам – война, считают «ястребы» в Баку. Но сумеет ли азербайджанский солдат «оправдать надежды народа, руководства страны, верховного главнокомандующего», как обещает господин Сабироглу из министерства обороны? В это верится с трудом. Не всё на войне определяется численностью вооруженных сил. Насколько высок боевой дух армян, насколько они дисциплинированы, я убедился в 1992 году в Карабахе. Видел я и азербайджанских солдат – сравнение явно не в их пользу.
Конечно, с той поры много воды утекло. Азербайджан перестроил и перевооружил армию – благо, нефтедолларов хватает. Но боевой дух, дисциплину, воинскую выучку купить нельзя. «С точки зрения боевой подготовки армянские подразделения во много раз превосходят противника. Не секрет, что у армян есть армия, а у Азербайджана – только вооруженные силы», – это мнение Уэйна Мерри, эксперта Внешнеполитического совета США.
Конечно, с экономической точки зрения Азербайджан сегодня выглядит предпочтительнее Армении. Он может выделять на военные нужды гораздо больше средств. В этом смысле время работает против армян. Но не так быстро, как хотелось бы Баку. Если Азербайджан начнет войну и если в нее не вмешаются другие государства, он ее опять проиграет. А о том, чтобы никто не вмешался, позаботится Россия.
Армения – наш самый надежный союзник в Закавказье и один из самых надежных в СНГ. На территории Армении расположена российская военная база – один из немногих военных объектов, сохранившихся у нас за рубежом. О прямом вовлечении Москвы в боевые действия речь, конечно, не идет – у нее есть немало средств повлиять на ситуацию, и сохраняя формальный нейтралитет. Очевидно одно – военное поражение Армении, ослабление ее позиций в планы России не входит.
В Баку это понимают. Азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу в недавнем интервью с обидой заявил: «Полное урегулирование конфликта и заключение мира между Азербайджаном и Арменией не в интересах некоторых сопредельных государств». Ясно, на кого намек.
Как бы то ни было, начало «второй карабахской войны» – неоправданно рискованный шаг для азербайджанского руководства. Ильхам Алиев не может не понимать: военные действия не ограничатся «оккупированными районами», они перекинутся на всю страну. Под угрозой окажутся нефтяные месторождения и транзитные трубопроводы. Война надолго отпугнет инвесторов. Об экономическом буме придется забыть.
И опять-таки не факт, что Карабах удастся вернуть. Так стоит ли игра свеч? «Горячие головы» в министерстве обороны Азербайджана толкают своего президента на опасный путь.