Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
2 комментарияМихаил Бударагин: Фронт для всех
Как изменится наша политика с созданием Общероссийского народного фронта, зачем эта организация нужна Владимиру Путину, а зачем – гражданам страны – таковы теперь главные вопросы парламентских выборов.
Призыв Владимира Путина создать Общероссийский народный фронт накануне Дня Победы, да еще и в Волгограде, который сам премьер поименовал Сталинградом, – это, конечно, не столько предвыборная заявка, сколько предложение лет на десять – к формированию новой конфигурации всей отечественной политики при сохранении всех тех институтов, которые сам же Путин и начал выстраивать в период своего первого президентского срока.
Общероссийскому народному фронту придется не столько бороться за голоса избирателей, сколько сглаживать социальные противоречия между различными общественными группами
Партийная политика – это, в общем-то, самая простая часть истории. Очевидно, что «Справедливая Россия» и ЛДПР (заметим, что Путин прямо сказал о националистах – это явное движение в сторону избирателей Жириновского) могут вытянуть на выборах в следующую Думу разве что по 7% и за это должны будут благодарить судьбу. «Справедливая Россия» без Миронова, который вполне может потерять кресло спикера СовФеда, представляет собой не партию, а ряд разрозненных региональных организаций (Санкт-Петербург, Астрахань), не способных вытянуть федеральную кампанию. В лидерские качества Николая Левичева не слишком верят даже в самой организации. ЛДПР держится за счет эксплуатации националистических тем, но если путинский фронт их у Жириновского заберет, надеяться либерал-демократам будет не на что.
Как уже точно не на что будет надеяться оппозиционным «малым партиям», у которых и сейчас-то не слишком воодушевляющие перспективы. О «несистемной оппозиции» и говорить не стоит: из той маргинальной ниши, в которую они сами себя загнали, им уже не выбраться.
Очевидно, что парламентские выборы – 2011 будут борьбой между фронтом в составе всех, кто захочет присоединиться к «ЕР», и КПРФ. Коммунистам придется очень туго: все их рассуждения о том, что «настоящий народный фронт» может сплотиться только вокруг Геннадия Зюганова, выглядят откровенно слабо. КПРФ, разумеется, идеей национального фронта воспользуется, но ресурсы популярности Путина и Зюганова вряд ли сопоставимы, что уже не единожды доказывали и президентские, и парламентские выборы.
Но это – не сверхзадача нового проекта. Технически все определится уже в самое ближайшее время, и предмет для обсуждения лежит совсем в иной плоскости.
Национальному фронту не нужно подыскивать врага, как это уже начали делать многие эксперты, потому что враг есть, но имеет к политике косвенное отношение. Точнее, очень хочет вообще никакого отношения не иметь. Образом врага может стать сырьевой капитал, но и это не будет ответом на вопрос «С кем воюем?», потому что воевать будут не «с кем», а «за что».
За политику в ее самом простом понимании.
Точнее, за политику принятия решения, за новый тип представительной демократии: к старой все больше претензий во всем мире, но сам этот институт практически невозможно разрушить – на нем держится современная модель демократии. Значит, нужно видоизменить систему так, чтобы интересы граждан страны представляли в парламенте не немолодые люди в дорогих пиджаках, а представители всех слоев населения. И не только через парламент, но и через инструменты прямой демократии.
Собрать социально разобранную страну под эгидой развития (каждый, к слову, может представлять себе это развитие по-своему, и здесь тоже нужно искать общий знаменатель) – такова, я думаю, сверхзадача фронта. Социальное напряжение перед выборами вряд ли бы смогла сгладить отдельно взятая партия, а объединению общественных организаций это, возможно, под силу. В России общество слишком жестко стратифицировано, но в этом нет политики: владелец крупного бизнеса и учительница сельской школы могут поддерживать одного кандидата на федеральных выборах, что не делает их ни на йоту ближе друг к другу. Просто у бизнесмена свои цели, у учительницы – свои, и даже голосование не решает проблемы объединения.
Общероссийскому народному фронту придется не столько бороться за голоса избирателей, сколько сглаживать социальные противоречия между различными общественными группами, и эта задача – посложнее победы над КПРФ.
Важный вопрос состоит в том, что активная часть взрослого городского населения – главный протестный (или, по меньшей мере, равнодушный) избиратель – может оказаться за пределами фронта, потому что не состоит в общественных движениях женщин, молодежи и ветеранов. Начинающийся формироваться городской средний класс (пусть и выглядящий пока не слишком представительно) вообще никем и ничем не объединен, и пока не очевидно, что все эти люди готовы пойти за Путиным, будь они хоть тысячу раз ему лояльны.
У предложенной на партийной конференции конструкции существует одно преимущество и один же недостаток – причем, как водится, преимущество и изъян – это одно и то же: она – во всяком случае, пока – слишком «для всех», что в современном российском обществе крайнего индивидуализма выглядит довольно подозрительно.
Путин сам себе бросил вызов – втянуть в орбиту объединения даже те силы, которые сами никогда бы не объединились. Именно это, а не борьба между партиями, станет основным содержанием парламентских выборов, по итогам которых Общероссийский народный фронт и выдвинет в 2012 году кандидатуру нового президента России, за которого уже нельзя будет не проголосовать.