Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияПавел Данилин: Хватит кормить Кавказ?
Порой агрессивная безграмотность превращается в политическую угрозу. Сегодня общим местом является уверенность в том, что Россия «закормила» Кавказ. Так ли это?
Поводом для написания этой колонки стала подготовка к митингу с претенциозным названием «Хватит кормить Кавказ». Печальное воспоминание из далеких 80-х годов: кто тогда жил, помнит, как на кухнях обсуждали вопросы, что, мол, стоит отделить этих несносных соседей (узбеков, киргизов, молдаван, нужное вписать или подчеркнуть), как мы заживем ого-го! Нахлебники – так часто называли республики СССР в России. В республиках, впрочем, нас точно так же называли кровососами и мечтали отделиться, чтобы зажить ого-го!
Отделили. Кровью умылись все. Все обнищали. Россия на позиции 1991 года выкарабкалась только в 2008 году. С тех пор желание кого-то отделить от России я воспринимаю как логичное продолжение бесовщины 80-х.
Почему не раздаются призывы прекратить кормить Ростовскую область и Ставропольский край?
Когда рядящиеся в националистов и патриотов уверяют, что надо отгородиться от Кавказа, хочется спросить: дорогие, а это вы Кавказ к России присоединяли? Вы эту страну строили, чтобы ее сейчас разбазаривать? Вам некомфортно жить в нашей стране? Что вы делаете, чтобы жить стало комфортнее? Предлагает ее разрушить вовсе? Спасибо, не надо.
Вообще, смешно слышать «отдать Кавказ!» от тех же, кто только-только извергал тонны ненависти на власти, заключившие договор с Китаем и обеспечившие юридически определенную границу с гигантским соседом ценой уступки полутора небольших необитаемых островов. За Тарабарский и большой Уссурийский наши «патриоты» клеймили власти предателями всех уровней. А сейчас – нате, берите – готовы сами вырезать все южное подбрюшье России.
Почему никто не предлагает отдать Камчатку – хоть тем же японцам?
И из-за чего? Цитирую организаторов митинга: «Главное требование акции – бюджетное равноправие для российских регионов и сворачивание бесконтрольного избыточного финансирования республик Северного Кавказа, поощряющего коррупцию и безнаказанность местных элит». О том же по-русски: поскольку Кавказ получает большое финансирование из бюджета России, его надо отделить. Чудесная логика, не так ли?
Не буду разбираться с вопросами геополитики, не буду говорить о том, что после того как отдадут Кавказ, тут же сдадут и всю Россию. Просто рассмотрю главный аргумент организаторов митинга про избыточное финансирование субъектов Федерации, находящихся в Северо-Кавказском федеральном округе. Аргумент, разбивающийся о суровую реальность цифр.Для того чтобы узнать, сколько платит условная «Россия» условному «Кавказу», я взял уже исполненный бюджет прошлого года (Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»). Сам по себе документ огромный, но нас интересует в нем «Приложение 17», в котором как раз и дано распределение средств через межбюджетные трансферты, дотации, субсидии и субвенции.
В этом приложении мы можем увидеть средства, которые перераспределяются между бюджетами регионов для того, чтобы, к примеру, милиционеры или участковые терапевты получали сравнимо равный доход. Есть дотации на деятельность ЗАКСов и военкоматов, на расселение ЗАТО, иные финансовые вливания и субвенции.
Может, хватит кормить Москву?
Тот самый условный Кавказ по большинству позиций (всего их 34) преимуществ особых не имеет. Если они где и появляются, то там, где этому есть логическое объяснение.
Так, особое финансирование получают такие регионы Кавказа, как Ингушетия (137 млн рублей), Карачаево-Черкесия (100 млн рублей), а также Чечня (700 млн рублей) по программе субсидирования выплат репрессированным (таблица 10). Наравне с кавказскими регионами 100 млн приходится и на Калмыкию. Не будем обсуждать тему репрессий, просто зафиксируем, что благодаря Хрущеву и его преемникам депортированные народы Кавказа и калмыки массово считаются репрессированными. Посему тот факт, что эти четыре субъекта получают более трети всех средств из общего объема в 2,9 млрд рублей по этой программе, особо никого не должен удивлять.
Тем более что аналогичные «всплески» есть и у других регионов по иным статьям. К примеру, по выделению субвенций для выплат донорам (таблица 14) на первом месте Московская область, получающая 326 млн рублей, за ней следует Москва с 325 млн, а также густонаселенные русские регионы: Нижегородская область – 252 млн, Свердловская – 246 млн, Петербург – 214 млн и Краснодарский край – 207 млн. Все объяснимо – больше доноров, больше выплаты – больше и субвенции.
Почему мы не слышим: «Хватит кормить Якутию»?
Или вот «вопиющий пример»: Москва получает девятую часть субвенций на льготную оплату отдельными категориями граждан услуг ЖКХ – 11 млрд из 100 млрд общего финансирования. Так, может, хватит кормить Москву?
Действительно, Кавказ лидирует по субвенциям на обеспечение занятости (таблица 20). Чечня – 4 миллиарда, Дагестан – 1,2 млрд, а Ингушетия – 1 миллиард. Правда, Татарстан и Башкирия имеют по 2,1 млрд, Удмуртия получает столько же, сколько и Дагестан. Алтай, Красноярск, Пермь – каждый за 2 миллиарда. Свердловская область – 3,5 миллиарда, почти как Чечня. Москва – 2,5 млрд.
Теперь идем на сайт Росстата и читаем там: Чечня 2006 года – безработица 66%, 2007 год – 53%, 2008 год – 35%. Дагестан 2007 год – 20,2%, 2008 год – 14%. Ингушетия – 2008 год – 55%. Для сравнения: в Москве безработица в 2008 году – 0,9%, в Свердловской области – 4,8%, а в Красноярском крае – 6,5%. То есть, как бы ни хотелось поскрежетать зубами, не получается. Пока что там – нужнее. Вообще, сравнимая с Кавказом безработица в 2008 году была только в Тыве (19%) и на Алтае (12,6%). Алтай, как я уже говорил, в лидерах по субвенциям. Тыва получила полмиллиарда, что для этой маленькой республики немало.
Впрочем, когда говорят о «кормлении» Кавказа, имеют в виду несколько другие данные. Они приведены в Приложении 17 в таблице 1. Она сообщает нам о дотациях для выравнивания доходов и расходов разных регионов. С тем чтобы более-менее жить можно было и в Костроме, и на Камчатке. Чтобы было понятно, поясню, предельно упрощая: первая таблица гарантирует, что бюджетники в каждом регионе будут получать одну и ту же зарплату по сетке (сюда не входят региональные надбавки и коэффициенты).
Здесь регионы Кавказа имеют неплохое финансирование. Дагестан – 30 млрд, Чечня – 13 млрд, Ингушетия и Кабардино-Балкария – по 6,5 млрд. Можно по-разному относиться к этим дотациям. Но прежде для объективности приведу и другие цифры: Якутия получает 39 млрд, Камчатский край – 22 млрд, Алтайский край – 16 млрд, Ростовская область – 12,3 млрд, Бурятия – 11,6 млрд, Ставропольский край – 10 млрд, Приморский край – 9,5 млрд, маленькая Тыва – 9 млрд! Воронежская и Ивановская области получают 6,7 и 7 млрд (больше, чем Ингушетия и Кабардино-Балкария).
Действительно, дотации кавказским регионам немалые. Но они ничуть не выбиваются из общего распределения ресурсов между регионами. Почему мы не слышим: «Хватит кормить Якутию»? Почему не раздаются призывы прекратить кормить Ростовскую область и Ставропольский край? Почему никто не предлагает отдать Камчатку – хоть тем же японцам?
Удивительно, что на митинг, который и послужил поводом для написания колонки, собираются прийти как те, кого считают радикальными русскими националистами, так и ультралибералы. Это умильное единение должно настораживать само по себе. К сожалению, нет никаких сомнений в том, на какой платформе произошло их объединение. Их общая цель – десуверенизация и разрушение современной России.
Кавказ – слабое и больное место. Это рана, которая кровит. И клановость, и преступность, и коррупция – на Кавказе все это приобрело гипертрофированные, уродливые черты. Безработица и религиозный экстремизм – все это приводит к тому, что террористы действуют на хорошо «унавоженной» почве. По Кавказу бьют целенаправленно с разных сторон извне и фундаменталисты, и шпионы разных мастей. Теперь к этой кодле присоединилась и открыто сформировавшаяся пятая колонна в России, в которой ушлые ультралибералы используют русских радикальных националистов как пушечное мясо. «Националисты» в кавычках, в свою очередь, уверены, что они борются за Россию.
Придется их разуверить. За Россию борются те, кто с оружием в руках сражается с террористами, бандитами и другими подонками на Кавказе. Те самые «менты», которых кто только не обвинял в коррупции и мздоимстве, за 2009 год, если мне не изменяет память, потеряли 700 своих сотрудников по всей России. Из них на Кавказе пали в борьбе с гнилью и падалью, защищая нашу с вами Родину, 500 милиционеров. В основном, местных, кавказских парней, своей смертью доказавших, что единство нашей страны для них не пустой звук. В отличие от горлопанов, откровенных провокаторов и идиотов, которые ведутся на крики и провокации.