Одной из важнейших проблем России становится отсутствие внятных и общепризнанных государственных праздников. Новые праздники не уходят в народ, они не имеют узнаваемого облика, отличаясь от прочих выходных только обилием скоморохов и омоновцев. Казалось бы, в чем проблема? Проблема в том, что праздник – это важнейшая скрепа, соединяющая государство с обществом. То, как общество отмечает важные для государства даты, показывает уровень доверия народа к властям, патриотизма, оптимизма наконец.
Вместо календарного противостояния 1 и 9 мая, с одной стороны, и 7 ноября – с другой мы получим четыре праздника: 1 и 9 мая, 4 и 7 ноября
Та мешанина праздников, которую мы наблюдаем в современной России, возникла не по чьему-то недосмотру, а сложилась объективно. Так получилось, что ни один из важнейших государственных праздников страны не может быть безоговорочно принят всем обществом. День России большинство россиян считает Днем независимости (хотя он так вообще никогда не назывался), с иронией спрашивая, от кого же великая держава получила независимость. День народного единства, как считают многие, был придуман, чтобы отучить людей праздновать годовщины революции. Про День Государственного флага РФ и День Конституции лучше вообще не вспоминать.
В результате современная Россия испытывает ощутимый дефицит объединяющих праздников. День Октябрьской революции, сохраняя некоторую популярность, уже давно не годится на роль всенародного. Признавая за поклонниками советского прошлого право иметь свою точку зрения, мы не можем отрицать, что упоминание об Октябрьской революции не объединяет, а разъединяет нацию. Однако еще меньше на роль объединяющих дат годятся новые государственные праздники в их нынешнем виде. Как заявил на днях Борис Грызлов, все меньше становится граждан страны, которые не знают, что такое день 4 ноября. Это правда – семь лет назад таких было 92%. Однако праздновать День народного единства в этом году, по данным «Левада-Центра*», собирались 16% опрошенных – на 2 процента меньше тех, кто намеревался праздновать 7 ноября (притом что этот день пришелся на понедельник).
Скептически восприняла значительная часть россиян и саму замену ноябрьских праздников. По данным того же «Левада-Центра», около 50% граждан страны до сих пор негативно воспринимают решение властей отменить праздник 7 ноября. Единственной по-настоящему объединяющей нацию датой остается День Победы.
Тем временем 7 ноября еще по инерции что-то происходит на официальном уровне. В этот понедельник почти 6 тысяч человек прошли торжественным маршем по Красной площади. Парад состоялся и в Самаре. Однако эти мероприятия посвящены не Октябрьской революции, а событиям семидесятилетней давности. Тогда, 7 ноября 1941 года, в Москве и Куйбышеве (как в то время называлась Самара) прошли военные парады.
Сейчас День проведения военного парада на Красной площади 7 ноября официально считается в России Днем воинской славы. То есть праздник существует, но его статус существенно ниже, чем у полноценного государственного праздника. И это обстоятельство, на мой взгляд, дает нам исторический шанс. Почему бы не переформатировать празднование 7 ноября, сделав День проведения военного парада на Красной площади одним из главных государственных праздников? Новое – это хорошо забытое старое. Резкие перемены – лишние риски. Новое содержание лучше усваивается, когда оно сохраняет старую форму.
На мой взгляд, у нас есть прекрасная возможность восстановить и даже дополнить утраченную симметрию весенне-осенних праздников. Вместо календарного противостояния 1 и 9 мая, с одной стороны, и 7 ноября – с другой мы получим четыре праздника: 1 и 9 мая, 4 и 7 ноября. На мой взгляд, ради этого не грех и позаимствовать день-другой из непомерных январских каникул.
Возвращение 7 ноября не станет уступкой коммунистам. Суть праздника в массовости. Не столь важно, что празднуют, важно – как и в каких масштабах. Праздник можно считать настоящим праздником только когда он становится частью народной культуры, когда у него появляется своя символика и свои атрибуты: рождественские и новогодние елки, подарки, открытки, семейное застолье с бабушкиными пирожками. К сожалению, верно и обратное. Нобелевский лауреат Конрад Лоренц писал: исчезает желание вешать игрушки на елку – исчезает и праздник. Поэтому незачем допытываться о политических взглядах каждого празднующего, главное – чтобы праздновали. 9 мая тоже отмечают люди разных политических убеждений – разве это плохо? Если общество готово радоваться и праздновать именно 7 ноября, зачем ему мешать? При остром дефиците объединяющих страну праздников это будет крайне недальновидной политикой.