30 ноября исполнилось бы 150 лет Уинстону Черчиллю, одному из самых известных британцев в истории. Политик, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе, дважды премьер-министр – казалось бы, обаятельнейший человек. Но на самом деле мало кто сможет сравниться с ним в кровожадности.
10 комментариевПавел Данилин: Аты-баты дипломаты
Порой, глядя на то, что делают чиновники внешнеполитического ведомства, волей-неволей возникает мысль, что это не предательство и даже не вредительство, а просто глупость.
Один информированный политик рассказывал, что в мидовских кулуарах вовсю обсуждают, как наши дипломаты умудрились не сообщить президенту о том, что на торжественное мероприятие в Казань пригласили главу Монголии. Российский руководитель якобы узнал, что на его территории был высший чиновник суверенного государства после того, как тот позвонил ему и поблагодарил за прекрасно организованный праздник.
Что делать с человеком, который одним интервью легитимизировал претензии к нашей стране на сотни миллиардов долларов? Вопрос риторический
Не знаю, правда ли это. Но даже если байка, то удивительно похожая на правду.
О том, что президент России крайне недоволен работой МИДа, впрочем, не знает только ленивый. Летняя выволочка, устроенная главой государства дипкорпусу, крайне показательна. В рамках совещания послов и постоянных представителей России за рубежом президент учил дипломатов тому, как тем надо справлять свою службу. По мнению президента, служба эта ведется отсталыми методами, а аналитика, которую выдают дипломаты, такого качества, что не окупает даже гербовую бумагу. Призыв «снимать шоры» и «отрешиться от стереотипов, даже если они усвоены еще в период учебы в МГИМО», стали апофеозом открытой части выступления Дмитрия Медведева, тогда как в закрытой части президент был попросту беспощаден. История про монгольского президента, кстати, берет корни именно оттуда.
На днях стало известно, что уже в ближайшее время заработает Российский совет по международным делам, в котором будут сконцентрированы аналитические исследования в сфере внешней политики. Параллельно начнет функционировать фонд имени Горчакова, в обязанности которого входит организация визитов российских экспертов на международные форумы, а также, вероятно, визитов признанных мировых экспертов в Россию. Возможно, этот же фонд возьмет на себя роль конторы по найму ВИП-ученых для российских вузов. Учитывая деятельность фонда «Русский мир» и, главное, координирующего органа – управления по внешней политике администрации президента России, можно сказать, что деятельность МИДа дублируется по целому ряду направлений.
Не от хорошей жизни.Еще на том самом летнем совещании, как я уже говорил, Дмитрий Медведев критиковал дипломатов за медлительность, а также за малоинформативность их сообщений. Ту же информацию легче, да и быстрее получить из СМИ. МИД довольно слабо справляется с реализацией своих функций на внешнеполитической арене. Причем речь идет обо всем спектре, начиная от консульской службы, к которой у граждан России накопилась масса претензий, и заканчивая тем, для чего, собственно, дипломаты и существуют. Отстаиванием интересов государства Российского. Тут у нашего МИДа тоже проблемы, причем довольно серьезные. Несколько примеров, касающихся отношений с нашими соседями.
Есть такое небольшое квазигосударственное объединение Гагаузия. Это часть Молдавии, обладающая статусом АТО (автономное территориальное объединение). Отношения АТО и Кишинева складываются не лучшим образом только по одной причине – подавляющее большинство гагаузов (этническая принадлежность – тюрки) говорят на русском языке и хотят, чтобы их дети тоже учились говорить по-русски. Из 23 тысяч детей на русском языке обучаются более 22 тысяч. Делопроизводство в Гагаузии ведется также на русском. Чтобы поддержать эту тенденцию, фонд «Русский мир» разработал довольно масштабную программу выделения грантов.
МИД довольно слабо справляется с реализацией своих функций на внешнеполитической арене. Причем речь идет обо всем спектре, начиная от консульской службы, к которой у граждан России накопилась масса претензий, и заканчивая тем, для чего, собственно, дипломаты и существуют (Фото: wikipedia.org) |
Программа начала реализовываться с Комратской региональной детской библиотеки, которая получила 6 тысяч долларов на приобретение изданий и периодики на русском языке. По схожему сценарию должны были быть выделены средства для Комратского университета. Там получают высшее образование 2500 студентов. Но тут случилось что-то непонятное. Проекты «Русского мира», скажем мягко, «подвисли». Как уверяют многие в Гагаузии, из-за позиции российского посольства.
Трудно сказать, почему посол России в Молдавии Валерий Кузьмин не содействует всеми силами распространению русского языка в Гагаузии. Может, медаль ему не понравилась, которую ему не так давно вручили гагаузы? Может, другими вещами занят, не зря же в июне он громогласно отчитывался, что, дескать, «Молдавия вышла на второе место по объему продаж вина на российском рынке».
Как бы там ни было, в университетской библиотеке Комрата, да и в других учебных заведениях, сегодня массово представлены турецкие учебники, пособия, книги. А вот русская литература – это пожелтевшие, истрепавшиеся от времени книги советского фонда. Турки понимают, что гагаузы – родственный им народ. И что вложения в образование и обучение окупаются сполна. Поэтому нельзя исключить, что лет через 20 гагаузы будут говорить по-турецки.А вот почему этого не понимает русский посол? Может быть, ему нужно напомнить, где его Родина?
Впрочем, объяснить что-либо нашим дипломатам не так-то и просто.Около полугода понадобилось российским общественникам, чтобы донести до МИДа простую информацию – официальный представитель страны не имеет права выступать во вред ей же. Так, бывший советник-посланник посольства РФ в Эстонии Вячеслав Тучнин неоднократно в личных беседах с эстонскими коллегами уверял, что признание Россией оккупации Эстонии Советским Союзом неизбежно. Обращаясь к российским соотечественникам, проживающим в Эстонии, он призывал «смириться с этим и не мешать этому процессу». Несколько месяцев убеждений, несколько публичных скандалов, и только тогда Тучнин подал прошение об отставке, сославшись на состояние здоровья. МИД, конечно же, «удовлетворил прошение».
Заметим, МИД не выгнал откровенного предателя поганой метлой, а позволил ему уйти в отставку, «сохранив лицо».
Тогда же в отставку отправили и посла в Эстонии Николая Успенского. Не могу сказать ничего конкретного о мотивах этой отставки, но процитирую два сообщения.
Первое – интервью самого Успенского газете «Трибуна», в котором тот сетует, что, мол, «в 2007 году общий товарооборот между нашими странами уменьшился на 7% и составил 29,2 млрд крон. В 2008 году товарооборот еще более сократился и составил 23,3 млрд крон. По этому показателю Россию опередили Финляндия (ее товарооборот с Эстонией в 2008 г. был равен 45 млрд крон), Швеция (33 млрд крон) и Германия (27 млрд крон). Основной ущерб понес транзит российских грузов через эстонские порты, который упал примерно на 40%».
Действительно, с чего бы это? Вроде бы безоблачные отношения. Ни Бронзового солдата никто не сносил, ни русофобские выпады в Эстонии себе никто не позволял. Тишь да гладь, а тут товарооборот падает. И особенно, подчеркну, транзит российских грузов через эстонские порты. Конечно же, от этого пострадают российские грузы, которым отправляться из российских портов наверняка неуместно.
Вторая цитата примерно о том же. Издание «Riga.Rosvesty» (Латвия) в статье «Чьи интересы представляет посол России в Эстонии» пишет: «Одной из главных задач эстонских властей в отношении российских послов и высокопоставленных российских чиновников является их включение в связанные с транзитом бизнес-схемы. Таким образом, власти Эстонии делают официальных представителей России лично заинтересованными в развитии российского транзита в направлении эстонских портов».
Трудно сказать, почему посол России в Молдавии Валерий Кузьмин не содействует всеми силами распространению русского языка в Гагаузии (Фото: gagauzia.md) |
Вот такие интересные «слухи», о которых в открытую говорят в прибалтийских СМИ.
Да, между прочим, эксперты в Эстонии в 2005 году рассчитали ущерб от «русской оккупации» в 4 млрд долларов. Литва тогда же рассчитывала на 29 млрд, а Латвия (вспомним Пыталовский район) – на 100 млрд. А ведь с 2005 года доллар подешевел. Так что и цифры, вероятно, в воспаленном мозгу прибалтийских счетоводов подросли. Тем более на фоне таких вот заявлений официальных представителей России.
Так что теперь разгребать за Тучниным и присными будет чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Эстонской Республике Юрий Николаевич Мерзляков. Он прибыл в Таллин 13 сентября. Наследство ему досталось, мягко говоря, не ахти.
Небольшое отступление от мидовской темы, но уж больно оно просится. Уволить чиновника внешнеполитического ведомства трудно, но, как мы показали, все же можно. А вот что делать с «общественником». Тем более обласканным самим президентом? С общественником Николаем Сванидзе, который входит в Комиссию по противодействию фальсификациям истории, ведет несколько исторических программ на ТВ и является членом Общественной палаты (не последним из членов, кстати).
Что делать с этим членом, когда он на голубом глазу заявляет следующее: «Да. Имела место оккупация Прибалтики... Для Прибалтики освобождение от фашистов перешло в оккупацию со стороны советских войск... И признать это – совершенно нормально. Почему нет? И почему не сейчас, перед 9 мая? Или после 9 мая, все равно. Я думаю, что признавать это нужно, и никуда мы не денемся. Мы это признаем, и только на пользу это нам пойдет».
Так, на «Эхо Москвы» видный общественный деятель, выражающий не только свою позицию, но и мнение Комиссии по борьбе с фальсификацией истории (ведь оная комиссия потом не выступила с дезавуирующими слова Сванидзе заявлениями) подтвердил, что прибалты имеют право требовать с нас компенсации и репарации, возвращения утраченного имущества в виде земельных наделов. Требовать покаяния, наконец.
Что делать с человеком, который одним интервью легитимизировал претензии к нашей стране на сотни миллиардов долларов? Вопрос риторический.Вернемся, впрочем, к нашим баранам. То есть к дипломатам. Когда падает популярность борделя, меняют обычно не диваны, а девочек.
В случае с МИДом решение «окружить» его подпорками из фондов – все же паллиатив. Основные функции с министерства никто не снимал и никогда не снимет. Значит, надо менять суть и форму деятельности внешнеполитического ведомства. И менять надо все, начиная с системы подготовки кадров. Как выяснилось, она производит на свет дипломатов не самого высокого уровня.
Может ли Новая Россия – суверенное, демократическое государство – политика которой определяется идеями модернизации, позволить себе иметь Министерство иностранных дел, состояние которого не отвечает реалиям ни прошлого, ни позапрошлого века, а соответствует лишь уровню полупротектората-полуколонии? Ответ очевиден.