Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариевМихаил Бударагин: Всем миром
В августе в России появился пока еще не осознанный до конца, но уже функционирующий национальный миф – и телевидение впервые оказалось за бортом, весь миф выстроен «снизу», без навязанной кем-то картинки.
Охватившие Россию пожары обнажили, кроме всего прочего, технологическую и идеологическую отсталость масс-медиа, которые все время, пока шла борьба с огнем, были оттеснены на обочину масштабной информационной кампании.
СМИ писали о пожарах и показывали погорельцев, информировали, как умели, и делали, как обучены, выводы о состоянии дел в лесной отрасли и в народном хозяйстве в целом. Было ли кому-нибудь это нужно?
СМИ писали о пожарах и показывали погорельцев, информировали, как умели, и делали, как обучены, выводы о состоянии дел в лесной отрасли и в народном хозяйстве в целом. Было ли кому-нибудь это нужно?
Нет.
Смотреть пожар по телевизору – занятие странное, наблюдать за помощью погорельцам – не то чтобы слишком интересно, а ведь телеканалы должны работать на рейтинг, развлекать аудиторию, давать ей возможность отдохнуть и узнать что-то «полезное». Катастрофы хороши, но в меру: это щекочет нервы, пугает и расстраивает, но ситком щекочет гораздо сильнее, а очередная передача о «расчлененке» не уступает трагедии ни в чем.
Сетевые СМИ выглядели получше, но вся оперативная информация, все выводы и интерпретации, все подробности и все проблемы появлялись в блогах гораздо раньше, и сайтам нечего было добавить к этому, кроме пресс-релизов МЧС и репортажей корреспондентов – первое никого не утешило, а второго в Сети было в избытке. Почти каждый, кто тушил пожар, писал об этом, выкладывал фотографии (а то и видео), просил о помощи или сам помогал. Каждый, кто помогал, публиковал координаты мест сбора вещей и денег, писал отчеты о том, что и как сделано. А уж созданный в кратчайшие сроки сайт «Карта помощи» даст фору «спецпроектам» крупнейших информагентств.
Прозрачность, которая не снилась госструктурам с их вечными «провели совещания» и «для обеспечения мероприятий».
Медиа и раньше проигрывали блогам в оперативности, но только теперь это стало очевидно настолько, что в дело пришлось вступить Дмитрию Медведеву, который призвал не делать на пожарах пиар. Строго говоря, эти слова прозвучали, во-первых, оправданием бессилия медиа (ведь никакого пиара вне СМИ не существует), а во-вторых, предостережением всем тем, кто решится – уже после пожара – развенчать миф о том пожары тушили всем миром.
Подвиги добровольцев, принимавших участие в тушении пожаров, усилили недовольство бездействием чиновников (фото: Reuters) |
Тысячи людей самоотверженно, безо всякой рисовки и какой бы то ни было помощи тушили пожары и помогали погорельцам, но в борьбе с огнем участвовали и пожарные, и МЧС – структуры государства, которое, по общему убеждению, не смогло своими силами справиться с огнем. Не сомневаюсь, что у государства будет огромный соблазн с цифрами доказать, что на самом деле все было не так. Бюрократия вообще крайне обидчива в тех случаях, когда речь заходит о ее полном отсутствии в процессе: можно вдоволь пенять чиновникам на взятки, невыполнение поручений или неэффективность – им все равно. Но сказать, что чиновников не существует, – немыслимое оскорбление.
Нарождающийся национальный миф говорит именно об этом: никаких чиновников в нормальном значении не существует: есть кучка зажравшихся имитаторов, которые умеют жить на Рублевке и улетать из Москвы во время смога. И никакие увещевания о том, что все как-то, наверное, обстоит не так, не помогут: статистика милицейских подвигов, которыми какое-то время пытались потчевать публику, вызывала у публики недоумение, смешанное с раздражением, а вовсе не пиетет к людям в погонах. Пиетет расстрелял майор Евсюков и добили прикладами сотни его коллег, которые давили беременных, пытали невиновных, издевались над законом и здравым смыслом.
Милицейские доброхоты, кстати, довольно скоро замолкли: подвиги их коллег так никого и не вдохновили.
То же и с чиновниками, которые испугались пожаров и очнулись слишком поздно, когда борьба шла уже почти неделю. Такое можно было бы простить умному и харизматичному лидеру, но безликим пиджакам даже меньшее не простилось бы никогда.
И созданный снизу, по крупинке национальный миф о людях, которые справились сами, не переломить уже никакими отчетами о мероприятиях и цифрами: страна впервые за долгое время сказала себе главное – мы вместе, мы можем, мы справились с катастрофой своими силами. Этот миф – не телевизионный, а сетевой, он обрастает все новыми подробностями, историями и фактами, и никто не в состоянии ни контролировать, ни корректировать его.
Всякий, кто полезет сейчас исправлять эту картину, будет непременно освистан, потому что уже поздно. И Медведев недвусмысленно дал понять огромной отечественной бюрократии, что лучше бы вообще не высовываться: можно ведь от людей и по шапке получить. Нужно тушить, помогать, делать все то, что и должно делать, но никаких отчетов, никаких успехов, никаких мельканий перед камерами – просто работа.
До сентября остается чуть больше двух недель, и сейчас-то в телевизор вылезут все отпускники, чтобы компетентно рассказать о том, что такое пожары и с чем их едят. Мы обязательно увидим добрый десяток общественно-политических программ, в которых персонажи, не видевшие пожара в глаза, станут рассуждать о способах тушения огня и реформе МЧС. Какую реакцию это вызовет, можно прогнозировать уже сейчас.
Не обижайтесь потом, герои прайм-тайма: вас сам президент предупредил, куда уж больше.