Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
16 августа 2010, 13:00 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Жизнь не на взятки

Леонид Радзиховский: Жизнь не на взятки

Новый глава полиции должен прийти со стороны. Быть штатским. Неплохо, если это будет бизнесмен в прошлом. Но учитывая масштаб МВД, тут и масштаб бизнесмена должен быть соответствующим. Нет, ну что уж сразу – Абрамович…

В Интернете идет обсуждение будущего закона о полиции. Безусловно, сама по себе такая мера – уже «есть хорошо». Эта открытость может принести пользу – если используют результаты обсуждения – и уж во всяком случае никак не принесет вреда.

Меня часто упрекают – и хуже того, сам себя тоже ругаю – за гражданскую пассивность. Ну вот, решил исправиться. Этой заметкой вношу посильный вклад в обсуждение закона, который, действительно, всех касается.

1910–2010

В 1917 году отменили опозоренное слово «полиция». Создали народную милицию. Полицию отменили потому, что этот институт был предельно коррумпирован, жесток, «оторван от народа», обслуживал только власть имущих – и сам себя

Весь этот закон – какая-то идеальная, прямо для учебника, иллюстрация одного из законов диалектики. Про спираль развития через «отрицание отрицания». Или выражаясь житейски: новое = романтически искаженное представление о старом.

В 1917 году отменили опозоренное слово «полиция». Создали народную милицию. Полицию отменили потому, что этот институт был предельно коррумпирован, жесток, «оторван от народа», обслуживал только власть имущих – и сам себя.

Не прошло и 100 лет, как ровно с теми же пояснениями отменяют опозоренное слово «милиция» и возвращаются к благородному «полиция».

Туда-сюда, обратно, тебе и мне приятно...

Тяга к корням, желание «соединить дней разорванную нить» у нас в стране очень сильное. Отсюда – болезненная страсть к «возвращению в Эдем», из которого сбежали в 1917 году. Сейчас эта истерика немного улеглась – а вот в начале 1990-х это было просто помешательство переименований какое-то...

Конечно, не все имена приятно менять. Например, ФСБ едва ли кто-то предложит назвать «Корпусом жандармов» или «Охранным отделением» – до сих пор эти слова считаются ругательными. А почему, собственно? Как теперь выясняется, хоть жандармы были далеко не ангелы, но боролись-то, как умели, точно с бесами. Ну а сравнивать жандармов со славными чекистами – как ревнивого мужа с Чикатило... И, однако, при всем том сегодняшние «охранители безопасности» охотнее ведут род свой от польского шляхтича Дзержинского, чем от остзейского барона (затем графа) боевого генерала-кавалериста и героя 1812 года Бенкендорфа.

Но кроме смены фонем в этом желании «возвращения» есть и более серьезная причина. Как ни крутись колеса, но Россия вольно или невольно возвращается в свою колею... И сегодняшний наш социальный строй – какая-то смесь 1913-го и конца 1980-х годов...

Два обрыва перед крахом двух империй как-то соединились в дне сегодняшнем. А вот нормальной эволюции, естественной дороги длиной в 70 лет, которую прошла вся Европа от начала ХХ века до 80-х годов того же века, у нас как не было, так и нет.

«Черт возьми, тут есть что-то сверхъестественное, если бы только философия могла до этого докопаться!» Но раз она не может, предоставим диалектику птицам и обратимся к ментам.

Достали!

Понятно, смена вывески – не более чем символ. Что, впрочем, само по себе важно – демонстрация серьезности намерений. Не очередная косметическая смена парадной формы, а ГЛУБОКАЯ РЕФОРМА. По крайней мере, такие цели декларирует Медведев.

Отлично.

Не буду погружаться в дурную бесконечность вопросов – какова цель полиции? Каковы ее приоритеты: «защита граждан» друг от друга – или же «защита правящей бюрократии от граждан»?

Кроме истерической риторики и желания рвануть на начальстве рубаху, смысла в этих «или – или» нет никакого.

Ежу понятно, что полиция должна делать и то, и то. Как понятно и то, что интересы этих двух групп населения так же похожи, как Жуковка похожа на Митино.

Но и АНТАГОНИСТИЧЕСКОГО противоречия тут тоже нет. По крайней мере, все НОРМАЛЬНЫЕ общества построены на том, что между правящей элитой и народом есть РАЗЛИЧИЯ, но нет игры с нулевой суммой. Такая игра называется – РЕВОЛЮЦИЯ. И в России ее хочет избежать не только элита, но и ее подданные.

А для того чтобы революции избежать, надо искать точки соприкосновения, общие интересы. Например, и в Жуковке, и в Текстильщиках не хотят – чего? Правильно: жары, смога. Ну а в социальном смысле? И там, и там не хотят разгула уголовной преступности. Хотя и защищены от этого разгула существенно по-разному. Правда, и соблазн для преступников представляют тоже разный...

Итак, полиция должна а) защищать граждан друг от друга (ведь «преступники» не марсиане, а точно такие же граждане), б) защищать общую социальную стабильность, существующий порядок вещей.

И если сегодня говорят о РАДИКАЛЬНОЙ РЕФОРМЕ, то это означает, что, по мнению президента, МВД с этими задачами не справляется.

И президент совсем не оригинален!

Степень «отчуждения» МВД от общества такова, что стоит говорить уже о «холодной гражданской войне». Граждане  считают МВД – не всякого отдельного мента, а большинство их, сам институт – чем-то средним между «монгольской ордой» и «опричниной». В лучшем случае – не помогут. В худшем – ограбят и изобьют.

Отношение к ментам точно передает всем известный анекдот. Начальник отделения говорит молодому милиционеру: «Ты вообще зарплату получать будешь?!» – «А что, у вас еще и деньги платят?» – «Ты что, мудак полный?!» – «Нет, я просто думал: дали пистолет и вертись, как умеешь...»

Это становится просто социально опасным. Достаточно сказать, что к самым обычным убийцам и бандитам, а еще точнее – террористам – в Приморье прилипло «приморские партизаны». Почти Робин Гуды, мать их... А все почему? Потому, что эти уроды убивали не только граждан, но и ментов! За этот подвиг им многие (начиная с моих коллег-журналюг) склонны почти все прощать. Или хотя бы «понимать». Как же – истребляют «общественно опасных ментов». Кстати, хоть пандемии еще нет, но инфекция налицо – вот в Орле объявились такие же уроды, бывшие члены РНЕ, кстати...

Конечно, «ментофобия» не только страшно опасна для самого общества, но и элементарно несправедлива. Как ни плоха милиция, но все-таки хотя бы страх перед ней отчасти сдерживает преступность. Да и не только страх – что-то же они все же делают, что-то расследуют... Пусть и за взятки, но хоть как-то...

Тем не менее, справедливо или несправедливо, но степень раздражения зашкаливает. И в этой ситуации, да еще в канун выборов-2011–12 проще и правда «сделать новых, чем отмыть старых».

Декларации

В канун выборов 2011-12  проще и правда «сделать новых, чем отмыть старых» (фото: Дмитрий  Коротаев/ВЗГЛЯД)

В канун выборов-2011–12 проще и правда «сделать новых, чем отмыть старых»(фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)

МВД... ГИГАНТСКИЙ институт. Около 1 млн сотрудников – военных и вольнонаемных.

Бюджет на 2010 год – 460 млрд рублей, свыше 4,5% всех расходов федерального бюджета. В Москве ГУВД – 130 000 человек. Для сравнения в Нью-Йорке – 40 000 полицейских. И кто скажет, что Москва безопаснее?

Конечно, безопасность определяется не только действиями полиции, но и ими не в последнюю очередь. В общем, думаю, что хотя отношение американцев к своей полиции тоже не такое благостное, как у нас принято думать, но, конечно, они оценивают свою полицию куда выше, чем мы – свою.

Как подступиться к этому слону, с какой стороны хватать за хобот? Вот несколько моих предложений.

Первое. Декларация о доходах.

Не знаю, умеет ли милиция искать, но прятать умеет превосходно.

Согласно действующему закону они – как все чиновники – обязаны публично декларировать имущество и доходы. Говорят, что они это делают. Да так ловко, что найти эти декларации – якобы «вывешенные на сайте МВД» – абсолютно невозможно. Видно, и на сайте есть бронированные сейфы, а декларации представляют настоящую тайну следствия. Единственную тайну.

Так вот – не знаю, надо ли это вписывать в закон (довольно смешно!) или издать какие-то подзаконные акты, но надо СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРИТЬ, чтобы эти декларации были РЕАЛЬНО ПУБЛИЧНЫ. И ДОБИТЬСЯ, чтобы это выполнялось.

Но доступность деклараций сама по себе – ничто.

Ну вывесили (вот декларации депутатов ГД и правда открыты на сайте Думы) – и что?!

Поэтому необходим следующий шаг.

В составе МВД – а лучше вне ее – должен быть создан орган, в течение какого-то срока (допустим, полгода) ПРОВЕРЯЮЩИЙ декларации на предмет а) соответствия заявленного и фактически имеющегося имущества сотрудника МВД и его жены, детей, родителей, б) соответствия ИМУЩЕСТВА и ДОХОДОВ.

«Вот ты мне скажи: на какие деньги заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал двухэтажный особняк?» – «Это его дело». – «Нет, НАШЕ! Мы будем просто-таки напросто беспощадно бороться против лиц, живущих, на, допустим, нетрудовые доходы!» Во-во... Герой Папанова в «Берегись автомобиля» прав! По крайней мере, когда речь идет о сотрудниках МВД.

Ну и теперь – ГЛАВНОЕ.

Если выясняется, что у сотрудника есть «скрытное имущество» (не указано в декларации), оно подлежит ИЗЪЯТИЮ в пользу казны. И более того – против сотрудника МВД возбуждается дело о представлении заведомо ложных сведений.

Конечно, изъять имущество родственников не представляется возможным. Но закон необходимо изменить таким образом, чтобы они – родственники – были ОБЯЗАНЫ ответить на вопрос об ИСТОЧНИКАХ этого своего имущества. И если не в состоянии указать легальный источник, то это является основанием для увольнения сотрудника «по факту дискредитации высокого звания российского полицейского».

Тем более это относится к самим полицейским. Даже если они точно указали все имущество (т. е. дополнительно ничего не выявлено), они должны еще пройти проверку на предмет СООТВЕТСТВИЯ официально объявленных доходов – и стоимости имущества. В случае несоответствия тоже возбуждается уголовное дело о «представлении заведомо ложных сведений».

Конечно, принятие такого закона не решает проблему коррупции. Да, на бумаге все это мешает воровать, делает коррупцию более трудной и «неуютной».

Но НА ПРАКТИКЕ это могло бы породить и возможность новых злоупотреблений, и дурную бесконечность проверок и уголовных дел. И стало бы только способом избавления в самой милиции от неудобных сотрудников и т. д.

Так что все это – как и любые другие статьи закона – лишь декларации о намерениях.

Что же надо сделать, чтобы от благих пожеланий перейти к их РЕАЛИЗАЦИИ?

Система

Некорректно лично обвинять министра МВД, но ответственность,  которую несёт Рашид Нургалиев огромная (фото: Артем  Коротаев)

Некорректно лично обвинять министра МВД, но ответственность, которую несёт Рашид Нургалиев, огромная (фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД)

Вино нового закона не наливают в мехи старого МВД – закон скиснет.

Приняв МАКСИМАЛЬНО СТРОГИЕ законы о борьбе с коррупцией в МВД, надо начать с того, чтобы КАПИТАЛЬНО ПОМЕНЯТЬ само министерство.

Тогда – и только тогда! – появляется ШАНС, что новые законы будут исполняться. Что МВД реально изменится, а не «отчитается о реформе». Надо менять ПРАВИЛА ИГРЫ внутри МВД. Надо менять СИСТЕМУ.

А Систему в любом ведомстве, тем более в таком, вертикально интегрированном (и это правильно – вот ЗДЕСЬ вертикаль нужна, почти как в армии), определяет руководство.

Какие бы ни были законы, первый закон всегда – «делай как я!».

Люди смотрят наверх.

Если отстроена система «крыш», то она тоже вертикально интегрирована. Рыба гниет с головы – ничего не попишешь.

Я далек от того, чтобы обвинять ЛИЧНО министра Нургалиева во взятках или в покровительстве взяточникам. Такое обвинение – без единого факта – было бы клеветой, т. е. уголовным преступлением.

Больше того. Все то, что я слыхал о министре (а я знаю людей, которые его лично знают), говорит о нем, как о человеке ЛИЧНО безупречном. НИКТО его не обвинял – даже «журналистским намеком» – во взятках или чем-то подобном.

«Только этого мало»...

Генерал армии Нургалиев руководит МВД с 31 декабря 2003 года. Значит – несет ПОЛНУЮ ответственность за состояние дел в ведомстве. Причем старался, очевидно, как лучше. Значит, ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОГО он делать в принципе не мог и не сможет.

Поэтому министра и руководство министерства НЕОБХОДИМО СМЕНИТЬ.

Собственно, это само собой предполагается, по-моему, если речь идет о РАДИКАЛЬНОЙ  РЕФОРМЕ.

Или что – реформа до того радикальна, что даже и личность министра уже неважна?

Итак, смена министра условие необходимое. И очень важное.

Какова роль личности в ведомстве, мы можем понять на примере Минобороны.

Да, от смены Грачева на Родионова, Родионова на Сергеева, Сергеева на Иванова мало что в армии менялось. Реформа бодро шла – на словах и не более.

Но вот с появлением Сердюкова картина-то стала меняться – факт!

Одни восхищаются, другие проклинают, но накал эмоций уже говорит о том, что изменения идут, что они РЕАЛЬНЫ – задевают интересы людей.

Разумеется, смешно предлагать кандидатуры нового министра МВД... Одно можно сказать, по аналогии с тем же Сердюковым. «Новый» должен придти СО СТОРОНЫ. Быть штатским.

Неплохо, если это будет человек ИСХОДНО БОГАТЫЙ – ему взятки лично совсем ни к чему. Богатый – значит, бизнесмен в прошлом. А бизнесмен имеет и еще один опыт.

Опыт борьбы с взятками, в том числе с «крышами» на своем предприятии! Кто почистил свою фирму от бандитов-взяток-крыш, тот может применить аналогичный опыт и в масштабе министерства.

Как известно, это вообще тенденция – бизнесмены идут в госуправление.

Но учитывая масштаб МВД, тут и масштаб бизнесмена должен быть соответствующим.

Нет, ну что уж сразу – Абрамович...

А вот Прохоров – why not? Амбиций у дяди хватает. Да и прикольно ему было бы, а он вроде такой – заводной. Впрочем, повторяю, не буду заниматься ерундой и называть известные фамилии. Их достаточно много.

Систему менять надо

Сегодня Система МВД такова, что уже нельзя не брать  взятки (фото: ИТАР-ТАСС)

Сегодня система МВД такова, что уже нельзя не брать взятки (фото: ИТАР-ТАСС)

Во всяком случае, сегодня система МВД такова, что брать взятки НУЖНО. А ведь система подминает людей, заставляет их играть по своим правилам. Попробуй «брать», если кругом НЕ БЕРУТ! На тебя тут же стукнут – и сгоришь синим пламенем.

Попробуй НЕ БРАТЬ, если кругом берут! Тебя просто сожрут – как ты, сукин сын, не делишься?!

Я это знаю не понаслышке. Открою секрет Полишинеля.

В СМИ в «свободные 1990-е» брали взятки налево и направо, особенно на ТВ. Ставили бесконечные заказные сюжеты, «джинсу». «О, сколько нам открытий чудных...» О, если бы назвать хоть нескольких пламенных демократов и пламенных патриотов, святых либералов и хрустальных государственников, которые брали всеми четырьмя конечностями... Как возбудились бы читатели ВЗГЛЯДа! «Ах, какой был скандал, ах, какой же был скандал...»

Но мне скандал не нужен, я себе не враг, раскрывать тайны журналистских общаков в мои планы на ближайшую жизнь не входит.

Итак, ограничимся банальным признанием: «брали!». А нынче?

Вы будете очень смеяться, но нынче – НЕ БЕРУТ. Ну... ПОЧТИ не берут. Можете поверить – у меня наметанный глаз.

И вот ПОЧТИ НЕТ «джинсы» в ТВ. Насколько раньше (в те же 1990-е) это было почти ПРАВИЛОМ, настолько сегодня стало ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правил. Осталось несколько отчаянных бойцов, да и те не пиратствуют в прежних масштабах...

А ведь люди во многом остались те же.

Что же изменилось? «У журналюги вдруг лютого совесть Господь пробудил»?

Так точно. И мы знаем, КАК именно пробудили совесть публицистов.

Пряником и кнутом. Причем кнут – это просто страх, что отнимут пряник.

ЗНАЧИТЕЛЬНО повысилась официальная зарплата. Она на ТВ просто ОЧЕНЬ большая. Практически – западная. А кое у кого – и больше западной! И как на Западе журналисты «не берут», так и у нас перестали. Не хотят рисковать СТАБИЛЬНЫМ доходом и положением ради минутной выгоды.

А затем изменилась и психология. Что в начале 1990-х, в «годы жмурок», было «престижно», было «знаком лихости», то сейчас стало совсем уж непрестижным.

А люди... Они не «честные» и не «нечестные». Они конформисты, они приспосабливаются. То к одним НОРМАМ, то к другим.

Конечно, полностью перенести такой опыт в МВД трудно. Слишком ничтожны наши полицейские зарплаты. Они, увы, построены, как у советских продавцов – на презумпции воровства. «Что вам платить?! Что охраняете – то имеете!» См. анекдот про мента выше. И повысить их всем ментам до западного уровня просто невозможно.

Но если а) сменить головку ведомства, б) РЕЗКО сократить число сотрудников, в) еще более РЕЗКО, в разы поднять зарплату, г) круто дифференцировать эту зарплату в зависимости от выслуги – чтоб люди все больше боялись потерять должность, д) создать ДРАКОНОВСКУЮ систему отслеживания левых доходов (один из вариантов назван выше), то...

То при наличии ПОСТОЯННОЙ политической воли с самого верху это могло бы принести плоды.

Ну а уж если в МВД «перестанут брать» или хотя бы это станет ВНЕСИСТЕМНЫМ делом, то тогда...

Тогда может вдруг пробудиться мертвая сегодня ИМУННАЯ СИСТЕМА государства, каковой, собственно, и является полиция!

И озверевшее от своей честности МВД начнет ВСЕРЬЕЗ бороться со взятками. Хотя бы от зависти: «Мы не берем! МЫ – НЕ – БЕРЕМ! А эти суки – берут?! Ну с-с-суки!»

Да это что ж тогда в нашей стране будет?! И нужно ли это Высокой Бюрократии?

..............