Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевМихаил Бударагин: Для порядку
Две «темы года» – модернизация и социальная стабильность на фоне кризиса – готовы уступить в общественном сознании место уже хорошо забытому «наведению порядка», без которого некуда двигаться дальше.
Видеобращение Татьяны Колокольцевой к Дмитрию Медведеву – очередная очень ясная заявка общества к власти. Никаких фокус-групп и никакой социологии не нужно: если собрать в одной комнате 10 человек разных социальных страт и спросить у них, чего же они хотят от Медведева и Путина «не себе лично, а всем», ответ в семи–восьми случаях будет: «Навести порядок».
Победить на этих выборах – не по процентам, а с прицелом на 2018-й – сможет только тот, кто объяснит, как сделать так, чтобы чиновники не брали взятки, а прокурорши без обращений на всю страну не избегали бы наказания
Российское общество на новом витке вновь сталкивается с проблемой 1999 года, когда на крик «Наведите же порядок!» Путин последовательно ответил усмирением Чечни, делом ЮКОСа и «мюнхенской речью». Вся нынешняя партийная система, внутренняя и внешняя политика, социальная сфера, структура взаимоотношений силовиков и бизнеса – следствие того самого порядка.
Прошло 12 лет, и вряд ли кто-то из опрошенных сегодня потребует от власти модернизации экономики, отказа от «сырьевой зависимости» и прорыва в мировые лидеры. Ролики на Youtube посвящены вовсе не этим злободневным темам. Люди снова скажут: «Наведите порядок». А модернизация – никто ж не против, сколько угодно, но до этого ли сейчас, спросит сам себя обыватель.
И сам себе ответит: нет, не до этого. Для начала хорошо бы усмирить чиновников и силовиков. Чечню можно было победить регулярной армией и переговорами с лидерами сепаратистов, а чиновников и силовиков усмирить – не хватит никаких войск.
История Татьяны Колокольцевой – не только о том, что сбившая ребенка прокурорша избежала наказания, но и о том, что, если не достучаться через Youtube до президента, милицейско-судейский аппарат непременно вернет дело «по вертикали», вниз, в регион, где эту прокуроршу уже отпустили. И нельзя сказать, чтобы еще пять лет назад это всех сильно волновало: и сбивали, и от ответственности уходили, и Youtube уже существовал, но вала обращений не было.
А теперь этот вал только растет. Говорят все. От Евгения Чичваркина до Алексея Дымовского: и неизвестно, сколько их заговорит завтра, а сколько – в декабре 2011 года и в марте 2012-го.
История Татьяны Колокольцевой – не только о том, что сбившая ребенка прокурорша избежала наказания (личная страница Татьяны Колокольцевой на сайте odnoklassniki.ru) |
Проблема для власти состоит еще и в том, что совместить модернизацию и наведение порядка, оставаясь в рамках демократии, практически невозможно – не хватит никаких ресурсов. Имя Сталина не случайно стало так актуально именно после заявления о том, что стране необходимо движение вперед: если действовать сталинскими методами, которые осудили и Медведев, и Путин, можно и порядок навести, и модернизацию провести. К сожалению, никто не обещает, что в получившейся на выходе стране будет хотеться жить.
Порядок, необходимый России сегодня, – это борьба с коррупцией (хорошо бы не силами многоуважаемого господина Ресина, которому искоренять казнокрадство с барского плеча доверил Юрий Лужков) и запрет «государевым людям» (особенно силовикам, но не им одним) лезть в экономику.
Когда Владислав Сурков на форуме «Деловой России» буквально уговаривает бизнес включиться все-таки в инновации, а бизнес в ответ неуверенно пожимает плечами и торгуется, как на базаре, это свидетельствует о том же, о чем свидетельствуют и все эти бесконечные машины и жилплощади в декларациях о доходах. И о том же, о чем сверхприбыли, которые открываются после аварий, вроде той, что произошла на шахте «Распадская».
Игра в бесконечно прожорливую опричнину закончилась известно чем. И сильно ли после смерти Ивана Грозного помогли опричникам утащенные впопыхах соболя, тоже вопрос.
Общественный запрос на порядок – гораздо более неприятная для власти история, чем любое технологическое отставание России от разумной части мира. С отставанием можно худо-бедно жить, с людьми, которые все чаще требуют именно от тебя навести, наконец, порядок, – уже нельзя. Нужно или приладить, потратив драгоценные лет 10–15, все винтики друг к другу, либо дать людям карт-бланш: наводите сами свой порядок, раз он вас так тревожит. Последний сюжет слишком предсказуем, чтобы ему доверять.
Ведь нельзя же всерьез надеяться на то, что злополучную прокуроршу – будь на то царская воля (или царское безволие) – не разорвала бы на куски толпа.
В России – обиняками и экивоками, обращениями к Медведеву и апелляциями к Сталину – растет запрос на возвращение духа «первого срока Путина», когда все вдруг стало приходить в соответствие с тем, как это виделось большинству граждан страны. И этот запрос не может не стать, наряду с традиционными социальными требованиями, важной частью приближающихся выборов, до которых осталось катастрофически мало времени.
Победить на этих выборах – не по процентам, а с прицелом на 2018-й – сможет только тот, кто объяснит, как сделать так, чтобы чиновники не брали взятки, а прокурорши без обращений на всю страну не избегали бы наказания. Как это сделать «на автомате» – мне как избирателю хотелось бы тоже понять.
Потому что пока я не слишком понимаю.