Владимир Можегов Владимир Можегов Трамп навязал либеральному Голливуду консервативный контроль

Сделать «Голливуд снова великим» у Трампа вряд ли получится. Золотой век «фабрики грез» далеко позади. Но вот заткнуть фонтан «либеральных ценностей», которыми Голливуд затопил весь без исключения глобальный мир, Трампу, возможно, удастся.

10 комментариев
Иван Тимофеев Иван Тимофеев Пять вопросов к архитектуре евразийской безопасности

У России богатое наследие выживания во враждебной среде и решения вопросов выживания путем силы. Мы не ангелы, а потому и не можем свысока учить других. Но нам доступно думать о лучшем будущем и создавать его вместе.

3 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Для либерализма исчезновение человека – это не трагедия

Россия – это Нео. Еще в самом начале пути, когда личное сражение с Матрицей уже идет. Но весь масштаб этой борьбы и ведущая личная роль в сражении пока не осознаны. Действует еще притягательный соблазн закодированной прошлой жизни.

6 комментариев
25 марта 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Перельман и тараканы

Андрей Архангельский: Перельман и тараканы

Мы почти не знаем, кто такой Григорий Перельман. Едва ли мы способны понять, что он открыл и доказал. Но его поступок – отказ от миллиона долларов – способны оценить все.

На сайтах СМИ, где идет обсуждение этой темы, неожиданно большой процент комментариев удален; догадываемся, там был мат и что-то по поводу евреев. Зато третья позиция сохранилась. Некие заботчики об общем благе совестят Перельмана: мол, если сам не взял деньги – почему тогда не отдал сиротам-детям?.. В фонд дикой природы? Студентам? Коммунистам Ленобласти на мавзолей? Маме, наконец?.. Профессор Преображенский отвечал в таких случаях: «Просто не хочу». Брать или не брать деньги, отдавать их или нет, даже думать о них или не думать – дело сугубо личное, независимо от того, на какие благие цели их можно было бы истратить. Не хочет человек (по свидетельству газеты Daily Mail) – его, Перельмана, священное право. А вся эта «забота об общем благе» чужими руками, точнее, мозгами – очень гнилая советская тема.

У нас вообще на все события теперь смотрят глазами Веры Петровны или Марьи Ивановны, или кто там еще из соседей. В глазах соседки Перельман не гений, а злостный укрыватель тараканов

Отказ от денег, тем более от таких денег, – в глазах общества, конечно, сверхчеловеческий поступок. Даже если учесть, что Перельман чем-то, по слухам, обижен на американцев или на научное сообщество, – все равно. В поступке Перельмана есть что-то символическое, напоминание обществу о том, что нужно глядеть выше. Это укор и научной бюрократии (В 2002– 2003 годах Перельман разместил на сайте arXiv.org три научные статьи, но они не получили статуса официальной научной публикации, так как arXiv.org является библиотекой препринтов, а не рецензируемым журналом). Напоминает булгаковский анекдот о том, что у Достоевского не было удостоверения писателя. Наконец, это просто потрясающий по красоте жест: отказаться от миллиона – это прообраз искусства будущего, которое будет состоять, допустим, не из произведений, а из поступков-шедевров.

То, что общество удивляется Перельману, неудивительно: общество ведь считает глупцами и тех, кто не берет взяток и не ворует, допустим. История также знает много примеров того, что гении не умеют жить (как гласит апокриф, академик Ландау не знал, что еда хранится в холодильнике, и чуть не умер от голода, когда жена уехала на неделю).

У нас это в лучшем случае воспринимают как прикол, но ведь это счастье – быть увлеченным чем-то до такой степени, что не знать и не желать больше ничего и никого. Мы тратим столько сил и средств, чтобы избежать себя, – и заваливаем внутреннюю пустоту вещами, и окружаем себя другими людьми. А этим – всего хватает. Для них время течет в удовольствие. Им не нужен холодильник. Так что это мы несчастные люди, а не они. Даже если фраза Перельмана «у меня все есть» выдумана газетой, даже если деньги ему каким-то образом все же передадут (какой тогда поднимется повторный лай, уже за то, что взял) – все равно это уже останется в истории ХХI века: приносят человеку миллион, а он из-за двери отвечает: «Спасибо, не надо, у меня все есть».

То, что общество удивляется Перельману, неудивительно (фото: кадр телеканала «Вести»)
То, что общество удивляется Перельману, неудивительно (фото: кадр телеканала «Вести»)

Цитата: «Как рассказала британским журналистам соседка Вера Петровна, однажды она попала в квартиру Перельмана и была потрясена. По словам женщины, в жилище математика нет ничего, кроме стола, табуретки и кровати с грязным матрасом. По словам соседей, квартира Перельмана кишит тараканами, которые потом разбегаются по подъезду. Все попытки избавиться от неприятных насекомых терпят крах, так как тараканы от облав спасаются в квартире математического гения».

Кроме ильфо-петровской коллизии с тараканами, во всей этой истории важно, что именно соседка Вера Петровна является единственным связующим звеном между гением и миром.

У нас вообще на все события теперь смотрят глазами Веры Петровны или Марьи Ивановны, или кто там еще есть из соседей. В глазах соседки Перельман не гений, а злостный укрыватель тараканов. Между тем очень может быть, что общество тараканов Перельман сознательно предпочитает людям, поскольку тараканы не надоедают жалобами на рост квартплаты и не спрашивают, какой модели у тебя смартфон.

Мещанства хватало во все времена, но никогда, кажется, Россия так этим не гордилась, не восторгалась, как сегодня. Мещане, конечно, были и будут; в конце концов, их большинство (в значении «человек с мелкими, ограниченными интересами и узким кругозором»). Однако принимать мещан как данность – это одно, а восхищаться ими, делать их героями нашего времени – совсем другое.

Гениальный петербургский математик Перельман отказывается от премии в миллион долларов. Как вы относитесь к его решению?



Результаты

У нас одно время мещанство всерьез противопоставлялось идеалистам, реформаторам, революционерам как нечто самостоятельное, как оплот консерватизма и здравого смысла. Между тем мещане не могут быть чем-то самостоятельным: они именно остаток, отстой общества – в физическом смысле, хотя и не только.

Представление о том, что мещане – опора капитализма и вообще чего бы то ни было, – заблуждение: эту ошибку допустила советская власть, которая считала, что советское мещанство, расцветшее в 1970-х, – это гарантия от потрясений. И хотя в открытую это, конечно, не говорилось, но мещанский минимум: хрустальная горка – чешский гарнитур – машина «Жигули» – казался в качестве цели надежной заменой обветшалому «строительству коммунизма». Но не прошло и 20 лет, как этот мещанин убил СССР (это хорошо описано у Юрия Трифонова в «Обмене»); естественно, он сделал это не специально, а просто потому, что ему было совершенно пох... на все, кроме самого себя.

Но убив случайно социализм, мещанин не породил ничего взамен, да и не мог. Утопия плоха, тоталитарная утопия – ужасна; но когда на их месте остаются только прагматические, частные интересы – это зрелище убогое. Мещанство в качестве стратегии – куда ни шло; но мещанство в качестве идеологии – это тупик, путь в никуда.

В этом смысле можно согласиться с Дм. Быковым, который часто ставил в тупик либералов, говоря, что в смысле общественной сознательности сейчас дело обстоит еще хуже, чем при социализме. Наш мещанин лишен каких бы то ни было убеждений – даже тех, на которые, по идее, должен опираться его частнособственнический инстинкт, – например, о неприкосновенности частной собственности. Зато наш мещанин, имеющий в собственности машины и дома, со слезами на глазах может вспоминать, как хорошо жилось при сэсэсэре, и плакать, слушая советские песни, – как искренне, мол, любили! Именно из-за этой социальной шизофрении с нашими капиталистами по-прежнему можно сделать все, что угодно.

Ровно сто лет назад, в 1910 году, Горький написал пьесу «Васса Железнова»: она о том, как мещане оправдывают свои преступления и подлости заботой о детях. На этой неделе состоялась премьера пьесы в МХТ; новое прочтение.

Современный подход к классике чаще всего оказывается механической сменой акцентов в произведении с плюса на минус. Была Васса Железнова дикая, циничная, жестокая, а стала – почти нормальная, реалистка-труженица. Лет пять назад Кабаниха из «Грозы» в «Современнике» также была оправдана: вдруг выяснилось, что она «просто мать», которая желает детям добра. Теперь к этому пантеону «нормальности» присоединилась и Васса Железнова – в интерпретации режиссера Льва Эренбурга. Хотя и мужа отравила, и в доме у нее моральное убожество – но ведь она старается для детей! Ради детей – все можно! А революционерка Рашель – действительно картонный персонаж, но когда-то все же бывший символом противостояния мещанству, – сегодня превращается в жалкую, несчастную, неудовлетворенную женщину. Которая и монолог-то о «низкой жизни» произносит как-то неуверенно – зато в конце спектакля по воле режиссера уверенно ворует у умершей Вассы золотую цепочку и роется у нее в секретере.

Это все равно что поменять ролями Карлсона и фрекен Бок, все равно что делать Плохиша положительным героем, а Мальчиша упрекать в том, что он ведет себя как мальчишка. Есть вещи, не отменяющиеся ни социализмом, ни капитализмом. Театр и вообще искусство все-таки всегда были на стороне героев, на стороне тех, кто пытался вырваться из болота. А теперь театр, получается, на стороне болота, что, впрочем, и понятно: основные посетители «больших театров» – те самые мещане, и им, конечно, будет приятно узнать, что они – соль земли и всему голова.

Именно в отсутствие антимещанского искусства и появляется Перельман – с его актом, с его жестом, с его великолепным произведением о возможности другой жизни, в прямом смысле искусством ради искусства – и с единственной, зато какой, фразой в финале. Все это – вовсе не призыв перестать быть мещанами, это еще надо суметь: точно такой же мещанин сидит и во мне, как и во многих. Речь только о том, чтобы хотя бы уметь восхищаться не собой, не болотом, а такими, как Перельман: отдать должное тем, кто может жить по-другому и ради другого.

..............