Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияЛеонид Радзиховский: Русский нацизм – «за» и «против»
Леонид Радзиховский: Русский нацизм - «за» и «прот
Слово «фашизм» у нас сегодня – просто абсолютно бессмысленное ругательство, лишенное вообще всякой конкретики, любого содержания. Чистая фонетика без семантики – вроде слова «бяка».
Меня позвали на РТР участвовать в обсуждении фильма Александра Рогаткина «Принцип ненависти» о русских наци. Обсуждение прошло вяло и скучно (спасибо только РТР, что в титрах меня назвали «писателем» – я и не знал), своим выступлением я недоволен, но это все семечки…
Сам фильм впечатляет.
Фактура
У нацистов нет Вертикали – есть только коричневая сеть, в которой, правда, барахтаются десятки тысяч людей
Абсолютно ничего нового. Все хорошо известно из СМИ. Но собранные вместе, показанные просто, без соплей и никчемных «рассуждений», бесконечные кадры убийств, издевательств, тренировок нацистских убийц – все это производит впечатление.
Помимо видеоряда, «внушают» и факты.
В 2008 году на почве расовой ненависти в России убиты 109 человек, в 2009 году – 71 человек. (Для сравнения – в Германии, далеко не самой благополучной в Европе стране, министр внутренних дел Вольф Шобле бьет тревогу по поводу ДВУХ «убийств расовой ненависти» в год).
В сотнях неонацистских организаций состоят – или тесно связаны с ними – десятки тысяч спортивных молодых людей. Расизм, но никакого сексизма, есть там и девушки – амазонки хоть куда, прямо валькирии, забивают людей до смерти наравне со своими пацанами.
Русские нацисты заключают соглашения с исламскими террористами, в частности с Доку Умаровым, есть случаи перехода «защитников белой расы» в ислам.
Финансовые возможности – на счету одного из лидеров неонацистов было около 200 млн рублей. Об их происхождении мы уже не узнаем – он «покончил с собой в тюрьме».
Никаких сантиментов в отношении русских – кто не участвует в «расовой борьбе», те считаются «овощами», отношение к ним – как к расходному материалу. Убивать «во славу нации» приезжих и «врагов нации» – о, да, но защищать представителей этой самой нации – еще чего!
Словом, перед нами никакие не «националисты» или «экстремисты», даже не просто русские нацисты, а самые натуральные ТЕРРОРИСТЫ, причем, как положено, террористы международные, т. е. с крепкими международными связями.
Последнее, конечно, означает не связи со зловещим ЦРУ и прочими «русофобскими организациями», мечтающими о «разрушении России» («это все придумал Черчилль в 18 году»). Нет, речь идет не о демагогии, а о реальных, вполне конкретных связях с международными террористическими и неонацистскими организациями.
Причем, как водится, международное коричневое подполье устроено сложно, провокатор на провокаторе сидит, провокатором погоняет: оправдывающие свое существование борьбой с мусульманами нацисты прекрасно находят общий язык с исламскими террористами, перенимают у них тактику боевых действий.
Так же сложно и коричневое подполье в России.
Тут и «пионеры» – местная урла, татурованные гопники 15–20 лет, забивающие своими ботинками («с белыми шнурками», как поясняют авторы фильма) таджиков-дворников и снимающие эти подвиги на видео. Тут и руководители, презирающие такую «уличную мелочевку», готовящие – и осуществляющие – серьезные теракты, с подрывом рынков, вокзалов, железнодорожных путей и т. д.
Тут и крышующие их политики. В Думе прежнего состава с «националистическими движениями» был связан депутат от покойной «Родины» Савельев и от ЛДПР Курьянович. В сегодняшней Думе их нет, но вот по делу нацистов под следствием находится помощник другого депутата от ЛДПР – Иванова. (В чем секрет интернационалистской взаимной любви Жириновского и русских нацистов и почему наци так близки идеи «либеральной демократии» – тайна сия велика есть).
Тут и теоретики – ученые-расисты, публицисты. Впрочем, часто это не книжники и фарисеи, а гармонически развитые личности. «Землю попашет, попишет стихи» – ребята не малохольные, не только «по клаве стучат», но и «за базар отвечают», могут и «бритвой пописать». Учат и теории, и приемам рукопашного боя – чай не «либеральные публицисты». Глаголом жгут сердца людей – своих людей, а вот якуту могут и глаза файером выжечь.
В общем, коричневая Система имеет много уровней и связей – сложная, то грубая, то незаметно-тонкая, липкая, а главное, очень быстрорастущая паутина.
Может ли в ней увязнуть наша страна? Вопрос не из серии пустых журналистских страшилок.
Жизнь без фюрера
В сотнях неонацистских организаций состоят – или тесно связаны с ними – десятки тысяч спортивных молодых людей (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД) |
Правозащитный центр «Сова» утверждает: вожаки нацистов отныне не сыты «таджикским пловом». На почве больших успехов в убийстве безоружных дворников и пятилетних девочек они возмечтали о бóльшем – всего-навсего о государственном перевороте. Как всегда, у них есть впечатление, что власть лежит на земле, надо только иметь смелость наклониться. А государство? «Стена – да гнилая, ткни – и развалится».
И это не просто домыслы антифашистов.
Нет, ровно об этом ПРЯМО ПИШУТ на своих бесчисленных сайтах сами нацисты. Не мигранты, даже не евреи, а чиновники и государство являются главным врагом. «Выше, выше черный флаг, государство – главный враг». Это – традиционный лозунг анархистов. У русских нацистов флаги разных цветов, но они объявили государство – нынешнее, путинское (путинско-медведевское) – своим главным врагом. Об этом государстве пишут примерно так, как 10–15 лет назад та же публика писала о государстве ельцинском (правда, выражение «оккупационный режим» употребляют немного реже). Во всяком случае, у наци «весна надежд» на Путина как «сильного национально-русского лидера» – давным-давно в прошлом. Власть для них теперь – враг, ее надо скинуть, установить «русский порядок».
При этом, в отличие от анархистов, лимоновцев, «несогласных» и прочих мастеров художественного свиста, нацисты стремятся действовать. Пока еще нет террора против чиновников (хотя угроз более чем достаточно) – но зато есть массовые теракты (например, взрывы на рынках, подготовка к взрывам на железной дороге и т. д.). Как всегда, эти ребята не изобретают ничего своего – просто стараются копировать тактику «воинов Аллаха». В зачаточном виде, но все то же самое – взрывы, террор против «мирных масс», против «мирных овощей».
Вполне понятно, что государство не собирается подставлять левую щеку.
Хотите штурмовать власть, пацаны? Отлично, вперед, ребята. А рога с пола потом сами соберете…
Если пару лет назад на нацистов не обращали особого внимания, убийства на национальной почве часто «подводили под бытовуху» (или под хулиганство), то с 2008–2009 годов МВД начало реальную борьбу с наци. И результаты есть – целый ряд особо опасных банд разгромлены, их лидеры получают пожизненные сроки, создано специальное подразделение в МВД. В общем, власть показала зубы.
Тем не менее коричневое подполье и не думает сдаваться.
Попробуем оценить масштаб проблемы, масштаб угрозы.
У нацистов нет Вертикали – есть только коричневая сеть, в которой, правда, барахтаются десятки тысяч людей.
Для движений с демократической идеологией сетевая ассоциативная структура – оптимальна. Форма соответствует содержанию. Для фашистского движения, построенного на принципе фюрерства, сетевая структура неадекватна – форма противоречит содержанию. Фашистское движение становится сильным только тогда, когда отдельные организации слиты в единую жесткую структуру, коричневую Вертикаль во главе с Вождем («рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»).
Но общего фюрера у русских наци нет. Отдельные группы имеют своих «фюрерков», но «встать в строй» эти группы не могут и не хотят. Все многочисленные «внуки ефрейтора Гитлера», как только надувались, тут же лопались.
Далее, у них много террористов, боевых организаций. Но в общем все это не тянет на «коричневую армию Рэма» – именно потому что перед нами, к счастью, не «армия» (т. е. иерархия), а разрозненные отряды.
В общем, русские нацисты – как и нацисты западные, которым они механически подражают (начиная с рабского копирования названий), – несмотря на свои амбиции, так и не сумели из кровавого хулиганства вырасти в политическую силу.
Раствор не выпадает в кристаллы – так вечно булькающей жидкостью «гнусного запаха» и остается.
Конечно, тем, кого избивают и убивают, – все равно. Но политически разница между нацистской осетриной первой (1920–30) и второй, сегодняшней свежести – гигантская.
Русские нацисты не интегрируются в русский нацизм – интегратора нет.
И знаменитая метафора «Веймарская Россия», столь популярная в 1990-е, вышла из моды.
Но при этом надо помнить, что ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ энергия нацизма в нашей стране – огромна. Как и его потенциальная опасность.
Поддержка и энтузиазм миллионов
Целый ряд особо опасных банд разгромлены, их лидеры получают пожизненные сроки, создано специальное подразделение в МВД (фото: РИА «Новости») |
Понятно, что расистское хулиганство было, есть и будет – до тех пор, пока остается пещерный инстинкт делить людей на «свое» и «чужое племя».
Понятно, что агрессия молодежных банд была, есть и будет – пока выделяется тестостерон. Были драки дворов, улиц, спортивных фанатов – из этого же ряда и многие бои «наци» с «антифа».
Понятно, что великое смешение народов резко взбалтывает этот молодежный коктейль, может превращать его в «коктейль Молотова».
Понятно, что глухая социальная окраина, гетто, где рождаются и живут – без всякой надежды вырваться – миллионы «пацанов и пацанок», подогревает весь этот бульон на огне «общей ненависти». И ненависть легко течет по привычному, животному, расистскому желобу.
Известны все попытки рационализации этой ненависти.
Например, «мигранты отнимают рабочие места» – таджики просто рвут метлы из рук скинхедов или не дают им заняться любимой работой – таскать носилки с строительным мусором… Другая отмазка – преступность мигрантов. Что правда, то правда – национальные криминальные структуры существуют (например, скинхеды – одна из них!). Только вовсе не с ними же воюют «защитники белых» – наоборот, они обходят реальные криминальные группы за километр и отыгрываются на случайных работягах или мелких торговцах.
Нет, в любой ксенофобии (антисемитизм, кавказофобия, русофобия и т. д.) причина ненависти проста, как мычание, и столь же иррациональна: ЧУЖОЙ! И этого вполне достаточно. А оправдания приходят сами: если украл, убил, изнасиловал «свой», то речь идет об ОТДЕЛЬНОМ преступлении. Если то же самое сделал ЧУЖОЙ, то речь идет не о нем, а о НИХ, не о преступлении, а о КОЛЛЕКТИВНОЙ ВИНЕ (или по крайней мере – «коллективном подозрении»). Ну, все эти пещерные штучки хорошо известны…
Уже это дает огромные, неисчерпаемые возможности для роста нацистских движений вширь.
Но мало того. Если названые выше причины общечеловеческие, по крайней мере – общеевропейские, то есть у нас и свои специфические.
У России – настоящий ИММУНОДЕФИЦИТ по отношению к вирусам фашизма.
Бесконечные ахи: «Как?! Ведь мы – страна, разгромившая фашизм!» – чистая демагогия.
Слово «фашизм» у нас сегодня – просто АБСОЛЮТНО БЕССМЫСЛЕННОЕ ругательство, лишенное вообще всякой конкретики, любого содержания. Чистая фонетика без семантики – вроде слова «бяка». Что такое собственно «фашизм», огромное большинство не знает и не заморачивается…
Да, разбили ВНЕШНИЙ фашизм. Точнее – разбили иностранного захватчика, выступавшего под нацистскими знаменами. Не зря война вполне точно называется «Великая Отечественная», а не «Великая Антифашистская». Ясно, снаряды летят одинаково, солдаты бросаются в атаку одинаково, а генералы командуют одинаково – каким словом войну ни назови. И цель одна – разбить врага.
Но ПОСЛЕДСТВИЯ войны – разные. И великая ВОЕННАЯ победа над Гитлером также не является ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ победой над фашизмом, как победа над Наполеоном не была идеологической победой над ПРИНЦИПОМ Империи.
Нацизм не обязательно говорит по-немецки и носит форму SS. Свой ВНУТРЕННИЙ фашизм, точнее – идеологию, родственную фашизму, нацизму, в СССР не трогали.
Партийно-вождистское государство, обязательная идеология, уничтожение свобод и инакомыслия (вместе с инакомыслящими), казенная ксенофобия («за границей» – враги и шпионы), милитаризм и господство тайной полиции, вера в Государственное Насилие и только в него, общество как «армия в штатском»… И самое главное – принцип «Государство – первично, человеко-винтик – вторичен». Все то, что под шапкой «тоталитаризм» объединяло смертельных врагов – сталинский СССР и нацистскую Германию.
Все эти вещи в нашем обществе не только не осуждены, они просто не отрефлексированы, ЗАМАЗАНЫ. Да, ничего этого больше нет – ни партийного государства, ни обязательной идеологии, ни культа Вождя. Но поскольку это и не названо своими именами, не понято, не отвергнуто, то ПОЧВА для фашистской идеологии, настроений – сохраняется.
Как говорится, «на их стороне хоть и нету законов – поддержка и энтузиазм миллионов». И казенный «антифашизм», ищущий (кстати, справедливо) коричневый сучок в глазу Прибалтики или Украины, но тщательно закрывающий темными очками собственные глаза, тут только добавляет общей идеологической невнятности.
В результате, не преодолев, даже не осознав СВОИ профашистские комплексы, наше общество пришло к эклектичной социальной психологии.
С одной стороны – да, люди пытаются отстаивать свои права анархо-потребителя, вообще игнорирующего государство, законы, не платящего налоги и т. д. Но при этом ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ считается чуть ли не ругательством. Получается психология «лукавого раба государства».
А на уровне идеологии – доминирует националистически-футбольное фанатство. Это, разумеется, не нацизм – но отлично монтируется с крайним национализмом. В сущности, это – эрзац-национализм как предмет шоу и потребления, национализм как гламур. Не зря футбольные фанаты – «первый питательный бульон» для нацистов.
И если (пока) националистическое «фанатство» – единственно ЖИВАЯ идеология в стране, то чего же ждать, каких массовых настроений?
Удивительно лишь, что наш нацизм не имеет ничего общего с родным сталинизмом, а апеллирует прямо к «немецкому опыту».
Думаю, причина проста – все-таки в сталинизме был (пусть только на словах) «интернационализм» и во всяком случае не было прямого и грубого шовинизма, «белого расизма». Поэтому русские наци и идут – переступая через родной сталинизм – прямо к нацизму, как классическому, так и современному западному, рабски копируют «западный стиль»… Но, разумеется, в более дикой и кровожадной форме (ср. число жертв скинхедов в Европе и России).
В ожидании часа «Х»
У России – настоящий ИММУНОДЕФИЦИТ по отношению к вирусам фашизма (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД) |
И еще раз: представляет ли «все это» ПОЛИТИЧЕСКУЮ опасность – или является только психологической, социальной, криминальной проблемой?
Несомненно, ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ опасность нацизма велика.
Нет, они не способны на «переворот».
Нет, едва ли они способны на реальный террор – не против таджиков-адвокатов-журналистов, а против государства. Во всяком случае, сил карательных органов с избытком довольно, чтобы подавить такие попытки.
Нет, они сами по себе не способны породить политический кризис.
Но если кризис произойдет ПОМИМО НИХ – то тогда они могут стать, хотя бы на секунду, «наконечником стрелы».
Если страну зальет мутной водой – они вполне могут спрыснуть ее коричневым.
И в этом – отличие нашего времени от 1990–91 годов.
Тогда тоже были профашистские организации – та же «Память», скажем. Были и скинхеды. Но никакого влияния в 1991 году они не имели – западно-либеральный ветер дул им в лицо, отшвыривал в подворотню. Общество хотело перемен совсем другого рода, мечтало о «капитализме с человеческим лицом». И хотя у тогдашних «протофашистов» была, очевидно, и поддержка «определенных сил» в КГБ, в ЦК КПСС и т. д., все это ничего не дало. Не вышло ни шика, ни пшика. Они были не нужны – ни народу, ни элитам.
Совсем другая картинка – 1993 год.
Вот когда метафора «Веймарской России» имела полный и точный смысл.
В ситуации раскола элит нацисты (РНЕ) оказались более чем востребованы. Они стали главными «защитниками парламентской демократии». Как говорит в том же фильме «Принцип ненависти» Баркашов (ныне он – монах-отшельник и разводит кавказских овчарок): «Мы на гоп-стоп взяли мэрию». И чуть не взяли на гоп-стоп Россию… В шаге были – буквально.
Если СЕЙЧАС начался бы хаос и раскол элит – то шансы у этих ребят скачком возрастут. Нет, не шансы «захватить власть» – тут им как не светило, так и не светит. Но «мы хотим всем погромам наши звонкие дать имена» – вполне исполнимо. Есть шанс «сработать искрой зажигания» – зажигания России. Тем более что многие менты, силовики – особенно на нижнем уровне – сами придерживаются примерно той же идеологии, сами вышли (или «не вышли») из этой же среды: ведь типичная карьера для «пацанов» именно милицейская…
Антибюрократизм. Популизм. Национализм. Ксенофобия. Антиамериканизм и вообще «всемирная обидчивость». Империализм. Таковы основные составляющие массового сознания. Просто сейчас они покрыты коркой безразличия, пофигизма. Но вот если корку той самой «стабильности апатии» сорвет… Все специи готовы, чтобы в обществе закипел национал-социалистический, национал-популистский суп – и общество им отравилось.
Вот о чем могли бы думать люди, пытающееся разжечь сырые и гнилые дрова «народного гнева». Но кто же о таких вещах думает?! Все говорят – мы не хотим революции, мы все делаем, чтоб ее не было, именно для этого мы и тормошим народ…
Логично. Раскачиваем лодку – чтобы она не перевернулась! «Гений, парадоксов друг». Гениев среди «качальщиков лодки» незаметно, но дураков («полезных дурачков», как гениально выражался основатель «научного тоталитаризма» Ленин) – хватает.
***
Нацизм сегодня в России не способен на реальные политические действия. Но хотя этот вирус спит, при ослаблении государственного организма он легко активируется.
И об этом не грех помнить – и руководителям государства, и тем, кто это государство раскачивает, не слишком задумываясь, «на чью мельницу льет воду».