Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

18 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

12 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

15 комментариев
24 декабря 2010, 09:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Конец церемоний

Андрей Архангельский: Конец церемоний

На первый взгляд с годом 2010-м все ясно: взрыв общественной активности. Не только прекрасное, но и все ужасное, что жило и копилось до этого года в Сети, материализовалось, выползло наружу и приобрело пугающие формы.

Сеть в 2010 году окончательно утвердилась в качестве альтернативы телевидению, и страна, соответственно, разделилась по этому признаку: Сеть или ТВ. России не привыкать жить в ситуации двуязычия, противостояния высокого и низкого, официального и народного, языка царских указов и матерной лексики. Чем пышнее официальное, тем едче народное. Сегодня чиновничье-телевизионным языком так же сложно выразить какую-либо мысль, как и языком газеты «Правда» 1983–84 годов: сплошные искусственные конструкции вроде «радикальные силы» или «белорусская сторона».

Это и можно назвать «диалогом культур 2010 года»: на всякое официальное «ПА-БА-БА-БАМ» Сеть отвечала издевательским «БЕ-БЕ-БЕ

Язык нынешнего ТВ напоминает литературный этикет Средневековья.  «Средневековый литературный герой ведет себя так, как ему «положено» вести, по законам поведения того разряда героев, к которому он принадлежит, – пишет Д. С. Лихачев к вступительной статье к «Изборнику» (издание 1969 года), – и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями. Автор тут – церемониймейстер, который должен соблюдать литературный этикет». В этом смысле сегодняшний телевизор – аналог средневековой церемониальности: куда бы ни отправился его обобщенный герой – кормить ли диких зверей, играть на пианино, выступать перед Федеральным собранием или на встречу с рок-музыкантами, итог будет один: подтверждение статуса его избранности и святости.

Глупо требовать от такого телевизора «информации»: он не приспособлен для этого. Если попросить автора жития написать сценарий новогоднего утренника, все равно получится Житие Деда Мороза. Телевидение не описывает реальность – оно творит жития святых, соблюдает этикет, создает бесчисленные памятники телевизионной архитектуры и письменности. Вершиной этого искусства являются трансляции инаугурации президента – с летающими камерами, длительными подъездами и подходами.

Это – один полюс, официальный; на другом полюсе, как было сказано, находится простонародная культура – с ее карнавальностью, перевертыванием и матерными частушками. Аналогом ее выступает Сеть, а  объектами насмешки – любые священные и сакральные формы. На каждую официальную церемонию Сеть отвечает частушками и передразниваниями. Это и можно назвать «диалогом культур 2010 года»: на всякое официальное «ПА-БА-БА–БАМ!» Сеть отвечала издевательским «БЕ-БЕ-БЕ». В карнавальной традиции творит, например, рэпер Нойз МС с песней «Мерседес S 666» – срывая маски и разоблачая дьявола. А Шнур, для которого «ничего святого», – типичный умный шут, чья глумливость, впрочем, лишь подчеркивает незыблемость и святость власти. Тотальное превращение богов в демонов – тоже признак карнавальной культуры: мэр Лужков 20 лет считался почти богом, а потом резко обернулся демоном – и никого не удивил этот кульбит; как пел БГ, «сначала ты – надежда и гордость, потом о спину ломают аршин».

Итак, в 2010 году мы наблюдали ожесточенную перекличку между официальным и не-, между церемонией и частушкой. Церемониймейстер повторял: «Стабильность, духовность», – а Сеть передразнивала: «Би-би-и-льность... Ух-ух-о-о-овность». Пиком этого диалога глухих стал фильм «Предстояние»: режиссер Михалков на 45 миллионов долларов создал велеречивую и напыщенную патриотическую церемонию, которую Сеть тут же распотрошила на множество анекдотов и фотожаб. Михалков кричал: «Э-ге-гей, а ну-ка встали и замерли в величии и скорби!» – а Сеть ему отвечала: «Ага, щас. Разбежался».

На фоне пышной церемонии любое нарушение этикета представляется кощунством. Что такого нового произнесли Шевчук или Парфенов – с точки зрения обыденного сознания? Да ничего особенного. Оба сказали, что много лжи и мало свободы и что это стыдно. Такое время от времени должен себе говорить всякий нормальный человек (и общество), чтобы не опаскудиться, это еще в народе называют «крик души». Но на фоне привычной торжественной немоты это всякий раз звучит, как рев вувузелы. Пелевин пишет в новой книге, что если бы Бога не было, то зло считалось бы не злом, а корпоративным этикетом. Если бы не было Шевчука или Парфенова, телевизор тоже считался бы всего лишь этикетом.

Церемониймейстер не то что не видит разницы между добром и злом: он в принципе не мыслит такими категориями; он следит в первую очередь за тем, чтобы тарелки и салфетки вовремя меняли. И поэтому когда раздается фраза, не положенная по сценарию (например: «А У ВАС ТУТ ЧЕРВЬ В ТАРЕЛКЕ», – как написал в «Твиттере» губернатор Зеленин), церемониймейстер вздрагивает не потому, что ему стало совестно, а от кощунственности самой попытки нарушить церемонию. И тем же бархатным баритоном, каким он объявляет перед началом церемонии: «Президент Российской Федерации!» – он отвечает нарушителю спокойствия: «НИКАКОГО ЧЕРВЯ НЕ МОГЛО БЫТЬ В ТАРЕЛКЕ, СЫН МОЙ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО  КРЕМЛЕВСКАЯ ТАРЕЛКА И БОГ НЕ ДОПУСТИЛ БЫ ЭТОГО». Все то же самое происходит и на низовом уровне. Некто кричит: «Свободы не хватает!» – а официант ему отвечает: «Слушай-ка, свобода-свобода, нам тарелок не хватает, принеси еще». Суть в том, что церемониймейстер или официант мыслят другими, сугубо практическими или, наоборот, сверхценностными категориями, чаще всего они даже не понимают сути претензий. «Это все пиар!» – находит, наконец, нужное слово церемониймейстер, и десятки шутов подхватывают его слова: «Пиар, пиар, это все пиар!» – и церемония продолжается, как ни в чем не бывало.

И все бы ничего, если бы в продолжение церемонии с потолка не начала сыпаться штукатурка, – для начинающих читателей поясним, что это такая метафора, которая означает главный тренд 2010 года: возникновение в обществе массовой немотивированной агрессии. Действия «приморских партизан», погром на рок-фестивале в Миассе, убийство и сожжение в станице Кущевской и декабрьские выступления националистов в Москве имеют мало общего, кроме одного: общей необъяснимой жесткости. Причем она необъяснима не только с точки зрения церемониймейстера – это понятно, но и с точки зрения культуры вообще. Культура – это ведь не только полотна Ботичелли или скульптуры Микеланджело; но и привычка всему искать и находить объяснения.

Их можно найти задним числом (как, например, находят объяснения нацизму), но все равно понятно, что что-то тут еще было, какая-то черная дыра разверзлась, какое-то сверхзло вмешалось, и людям с ним справиться бывает крайне трудно, и это и пугает более всего.       И когда церемониймейстер, ничуть не смутившись, предлагает обычные  объяснения необычной агрессии – бытовая ссора или ошибка системы, ты понимаешь, что да, были и такие причины, конечно. Но в 98 случаях из 100 бытовая ссора или ошибка системы не приводит к многотысячным митингам под нацистскими лозунгами и погромам в метро; к избиению посетителей фестиваля, включая женщин и детей; к демонстративному убийству девятимесячного младенца или сотрудников правоохранительных органов – причем еще и с глумливой видеозаписью перед смертью. И поневоле приходит мысль, что в обществе происходит нечто ужасное, чему пока нет названия, и надо бы внимательнейшим образом это изучить и что-то срочно делать. Мы помним видеозапись «приморских партизан», их речь; сознание кружится между двух–трех тезисов, и говорящим кажется, что надо бы еще и еще раз повторить то же самое. Зацикленность, навязчивый бред – вот как это называется, и именно в этом состоянии, например, обе стороны топили, вешали и расстреливали в гражданскую войну.

«Ой, откуда взялись агрессия, откуда?» – картинно удивляются у нас в таких случаях, и хочется ответить: да вы в блог к себе загляните! Эта агрессия давно выражается в сотнях и тысячах уничижительных комментариев, которые ежедневно сопровождают почти любое высказывание в Сети. То есть пока идет церемония, под спудом копится нечто ужасное, подрастает некий дракон. Но церемониймейстер не слышит его рева и шелеста крыльев и продолжает говорить свое, в соответствии с правилами хорошего тона: «ЭТО БЫТОВАЯ ДРАКА, СЫН МОЙ. ПРОСТО ПОВЗДОРИЛИ ПОДРОСТКИ, НО СЕЙЧАС МЫ ПРОИЗНЕСЕМ ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА: «Следственный комитет разберется! Образовать специальную комиссию! Ужесточить правила регистрации в столице!» – и смрад тотчас развеется».

И церемониймейстер продолжает бал, и от его слов даже становится легче: нет, думаешь, если он говорит так уверенно, значит, все хорошо. И когда внезапно обрушивается потолок, погребая под собой и церемониймейстера, и церемонию, и тарелки, и даже червя в тарелке (это тоже была метафора, если кто не понял), поначалу думаешь что это – тоже часть церемонии, постановочный трюк Н-ского телеканала. Но потом, видя, как оседает настоящая пыль и уносят из-под обломков выживших, понимаешь, что нет, все-таки это не трюк, то страшное, о чем предупреждали, случилось. И стоило бы говорить об этом раньше, но не было подходящих слов, а теперь говорить уже некому и незачем.

..............