У Китая есть облигации США почти на триллион долларов, и ему достаточно сбросить лишь небольшую часть этой суммы, чтобы вызвать паралич американского долгового рынка. Впрочем, для начала КНР достаточно будет просто отказаться покупать новые американские облигации.
9 комментариевЛеонид Радзиховский: Грязное дело
Скандал вокруг избиения Кашина немного поостыл. Сам он идет на поправку, а пиар-волны падают уже не таким «стремительным домкратом», как написали два гениальных журналиста в «12 стульях». После наката следует откат. Теперь можно сказать что-то более внятное.
Наты Пинкертоны
Сразу после избиения включился какой-то СВЕРХМОЩНЫЙ мультипликатор. Не «включился», а включили. Причем сразу с трех сторон.
Вы спросите: причем тут Сурков»? Ответы есть. Их даже целых два. Узкий и широкий
Первый – и, может быть, самый громкий гудок – донесся из-за океана. Илеана Рос-Лехтинен, конгрессмен-республиканка от Флориды (кстати, эмигрантка-кубинка), которая в 2011-м станет председателем комиссии по иностранным делам палаты представителей, озаботилась до глубин души судьбой Кашина! Как раз накануне саммита G20, встречи Медведева с руководством НАТО и переговоров о совместной российско-американской ПРО она обратилась к Обаме с требованием пересмотреть отношения с Россией из-за «диких нападений» на российских журналистов.
Очень интересно, пожалуй, этот гран-пасьянс (просьба не путать с «всемирным заговором») занятнее всего, но это все-таки – совсем ОСОБАЯ тема.
С одной стороны, сверху, есть очевидное административное решение: открыть шлюзы ТВ-эмоций, «затопить экран» делом Кашина. Ясно, что такая отмашка для ТВ связана с какими-то планами в высоких кабинетах. Возможно, одна из целей – перезагрузка отношений со СМИ, демонстрация заботы о журналистах. С другой стороны, снизу на редкость дружно выступила внесистемная оппозиция.
Сначала Илья Яшин*, затем Немцов, наконец, Немцов-Милов-Рыжков «шьют дело» Суркову и движениям «Наши», «Молодая гвардия» и т.д. Кашина, без ложной рефлексии, «берут и используют» как таран – для «вышибания Суркова». Благо сам Кашин молчит...
«Вы спросите: причем тут Сурков»? Ответы есть. Их даже целых два. Узкий и широкий.
Узкий по-простому сформулировал один из «лидеров оппозиции» Илья Яшин. «И Сурков же должен дать ключевые показания в прокуратуре по делу Кашина. Этот человек знает гораздо больше о происшедшем, чем делает вид». В переводе «с намекского на прямой»: Сурков обвиняется в этом преступлении. «Ключевые» показания. Знает больше, чем делает вид...
Итак: Яшин знает, что Сурков виноват. Черт возьми! Но знать и молчать, т.е. скрывать свою информацию, есть ПОСОБНИЧЕСТВО! Препятствие следствию. Яшина-то и надо допросить – чтобы ведомая одному ему Правда о заказчиках преступления вышла наружу.
Если же Яшин НИЧЕГО такого не знает, то его вопль души называется скучно и сухо – «КЛЕВЕТА». Впрочем, ясно, что в суд на него никто подавать не будет... Впрочем, что там «веселый лексус» Яшин... «Сам Немцов» строго требует от следователей, чтобы они допросили Суркова – уж ему-то они отказать не посмеют!
Но если версия о «прямом убивстве» Сурковым Кашина – это все-таки для очень тяжко больных, даже «непримиримая оппозиция» поперхнется, озвучивая ТАКОЙ бред, то вот вторая, «широкая» версия куда популярнее. Ее пытаются превратить в общую точку зрения.
Широкая версия куда осторожнее. Нет, в узко-юридическом, техническом смысле Сурков, конечно же, не при делах. Но! Как Иван Карамазов не «заказывал» отца, но морально подтолкнул убийц. Суркову – любителю Достоевского и достоевщины – это должно импонировать... Если Иван – Сурков, то Смердяков, разумеется, – «Молодая гвардия» и т.п. «наши-смердяковы».
Но, на самом деле, «широкая версия» ничуть не более правдоподобна, чем «узкая». Кашин не был никаким оппозиционером. Оскорблял «Наших»? Так кого он только не оскорблял... Почему же подозревать «наших», а не «ваших»? Руководствуясь классовым чутьем?
Но есть важнейшая улика! На сайте «Молодой гвардии» кто-то в ответ ругал Кашина, разместил фотку «журналиста-предателя» с надписью на груди «будет наказан». А потом (через три месяца) выполнил. «Совершилось по написанному!»
Логично: публично предупредил, где искать преступника, потом взял металлический прут и пошел. Как жаль, что не все бандиты так любезны, не всегда заранее сообщают городу, миру и прокуратуре о своих намерениях...
В общем, все эти «расследования в прямом эфире», понятно, игры для демшизы и забава прочих перевозбужденных граждан. Думаю, что у следователей такой «белый шум» даже презрения не вызывает – им не до цирка, им работать надо, искать, кто же, черт возьми, реально «заказал и исполнил».
Но детектив тут ни при чем. А политика налицо.
Рефлекс на Кашина
Раз в политике нет морали, то нет и моральных претензий к оппозиции, раздувающей, аж щеки трещат, «дело Кашина
Уж не знаю, какая аналогия ближе, что именно пытаются наскоро сшить из «дела Кашина». «Дело Гонгадзе»? Или «дело о Кремлевской мафии», сочинение Гдляна-Иванова? Но дело не в примерах – их легко умножить, и все разные, все неточные. Суть проста, наглядна.
Использовать «дело Кашина», ИСПОЛЬЗОВАТЬ САМОГО КАШИНА как средство, как повод для достижения своих политических целей. Увидели – или просто вообразили – щель в Вертикали – и давай вставлять туда «тело Кашина», чтобы эту щель превратить для себя в «окно возможностей». Домкратом «дела Кашина» поднять свою политическую капитализацию.
И я далек от заламывания рук по сему поводу: «Как! Человека «использовать» как средство! Блуд на крови, пиар на крови!..» Ну, да, ну, да – пиар на чужой крови. И что тут необычного, ненормального?
Это не упрек ни Немцову, ни Яшину, ни кому-то еще. Это политика. Бизнес – ничего личного. (Тем более уж Кашин им точно не брат, не сват, относятся к нему не лучше, чем он – к ним). Преступление как таковое они наверняка совершенно ИСКРЕННО осуждают – люди же... А плодами его отчего же не воспользоваться? Политика же! Абсолютно циничное, грязное дело. Так поступают практически все политики – и всегда.
Наоборот, очень порядочно, очень необычно и очень НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО – не использовать «подвернувшийся повод». Как бы ужасен он ни был. Чем ужасней – тем легче прокатит (на кровавом фоне глупые детали не видны).
Кто-нибудь может понять, какая связь была между терактом в Беслане и отменой выборов губернаторов? «Разумно» их отменили или «неразумно», но факт тот, что отменили именно после этого теракта, как будто «из-за» этого теракта.
«Порядочный политик» – редкое сочетание слов, как сказано у Стругацких. А раз в политике нет морали, то нет и моральных претензий к оппозиции, раздувающей, аж щеки трещат, «дело Кашина». Есть Уголовный кодекс – но оппозиция его не нарушала, на Кашина не нападала.
Ясно – они пытаются повесить «жернов Кашина» на шею ненавистного им Суркова. Метод академика И. П. Павлова: к условному раздражителю (политические и идеологические обвинения в адрес Суркова) присоединяется безусловный (обвинение в пособничестве уголовному преступлению). И кипящая слюна у возмущенной публики должна начать капать уже в ответ на УСЛОВНЫЙ раздражитель.
Итак, политический смысл «оппозиционной атаки» вполне понятен.
Исполнение, конечно, позорно слабое. Кашина избили – из-за «моральной атмосферы в стране» – атмосферу «создал Сурков» – значит, он виноват в избиении Кашина!
Толстая логическая цепь на шее впечатляет... А вот 12 человек на Кубани зарезали – тоже виноват Сурков? Ну, там «моральная атмосфера» – и чик кинжалом... ОБЩАЯ морально-политическая виновность – отличная штука. Это с 1930-х годов известно (на самом деле, того раньше). Жаль только – универсальная, разворачивается под любым градусом.
Вот и в «беспределе 1990-х» тоже часто обвиняют «реформаторов» – они надышали «атмосферу», понимаешь ... Правда, я что-то не слыхал, чтобы руководителей агитпропа тех лет – от Полторанина до Гусинского, скажем – по этой причине прямо называли «моральным пособником» убийц Листьева или Старовойтовой ... Впрочем, это уже пиар-детали.
По сути же дела можно сказать следующее. Разумеется, никто Суркова не тронет. Даже если бы оппозиционеры не подпирали его своей ненавистью, и то бы никто не тронул. Слишком важную роль он играет в сегодняшней политической Системе. Что лишний раз и подтверждает своими криками оппозиция. Не знаю, «незаменимый» Сурков или нет, но ПРОВЕРЯТЬ ЭТО едва ли кто сейчас рискнет... Итак, работа оппозиционеров – артель «напрасный труд».
Но мало того. Это ГЛУПЫЙ труд. Вот тут у меня ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ к оппозиции. Только глупость – никакой морали.
Даже если вообразить невозможное сегодня – если бы Суркова и правда сняли, больше того, если бы после этого вся идеологическая плита резко сместилась, то вот «выгодополучателями» окажутся кто угодно, но только не «несогласные».
Не Сурков виноват в их катастрофической популярности у народа... А только они сами! Конечно, признать этот факт обидно. Но – увы вам ... В 1990-е, когда эти люди были пусть не на первых, но на серьезных ролях (куда выше, чем «демон Сурков» тогда), не вылезали из ТВ и так далее – даже тогда они продули выборы в Думу (1995), а в 1999-м вылезли только «на хвосте Путина», под лозунгом «Путина – в президенты, Кириенко – в Думу». А вот потом – долгий путь провалов, расколов, склок, позоров... И сегодня «Путина из премьеров, Немцова – в Думу» уже не прокатит. Один анекдот дважды не рассказывают.
Ну, и опять же, «причем здесь Сурков»? Что с Сурковым, что без него – ну, не берет потребитель-избиратель этот товар.
Так что дело швах.
А если случатся великие идеологические потрясения, то приватизируют их совсем ДРУГИЕ силы – националисты, те, для кого сегодня, как ни дико звучит, нет особой разницы между «ЕР» и «Солидарностью», между Путиным и Немцовым...
Когда-то националисты чуть не молились на Путина. Но «прошла любовь, завяли помидоры». И хоть «либерастов» они ненавидят еще больше, но и к власти уже ни малейших симпатий не питают. Если для кого и таскают каштаны Немцов и Ко – только для них. Правда, к счастью, таскают плохо.
Моральный аспект
Политика в России останется профессионально грязным делом. Как во всем мире. Только надо понимать, что «грязное дело» и «психоз» – разные вещи
А вот моральная атмосфера в нашем обществе, особенно в политтусовке, паршивая. И тут и правда, ГЛАВНАЯ ответственность лежит совсем не на оппозиции, а на тех, у кого возможностей больше, на тех, кто формирует общественное мнение, – на власти.
Оппозиция бредит, несет пургу, обвиняя «Наших» в «нападении на Кашина». Но другие факты не придуманы и, правда, отвратительны.
Вешать портреты Лимонова, Сванидзе, Алексеевой, Ходорковского в виде мишеней – это нормально? Топтать эти портреты на шествии 4 ноября – нормально? Знаю, многие скажут: «Нет, Лимонова и Ходорковского, конечно, можно и нужно, а вот Алексееву, божью старушку, надо бы оставить с миром...» – ну что тут комментировать?!
Значит, Лимонов и МБХ вне закона. Враги России. Враги народа. Кто же они? Гражданства РФ их лишили, из правовой сферы вывели. Кто и когда? На каком суде? Селигерском?
Понятно, что ничего «врагам народа» никакие «Наши» не сделают. Одно дело – валять Ваньку с писателем Сорокиным или плакатики-мишеньки вешать, а другое – «пойти на мокруху». Не из того теста, не тот замес. Да и идей там никаких нет... Все у этих «Наших» «политзавод», «игра, игры, игре, игрою, об игре ...» Чтоб их сторонники совсем уж не уснули, им надо подсовывать «имитацию борьбы», «игру с врагами» и прочие приколы...
Так уж нынче положено. «Наши» играют в «несгибаемых бойцов», НБП – в «фашистов», «несогласные» – в идейную оппозицию.
Но играть в глумливо-гламурную гражданскую войну не просто дико, не просто отвратно. Это еще и очень опасно. Не для «людей-мишеней», а с точки зрения психического здоровья всего общества.
Такие игры и правда повышают градус агрессии в обществе – как минимум в молодежной среде. А там с агрессией и так все в порядке.
На это, понятно, готово возражение: «А эти?! Эти Яшины-Немцовы, которые точно так же «зубами рвут» портреты Путина, объявляют Суркова «врагом народа» и даже пытаются ему «дело сшить» нитками какого-то 37 года – превращают общеидеологическую неприязнь в прямую уголовщину! Им что же – можно?!» Глупый разговор... Никому нельзя. И совершенно неважно, кто первый сказал «э». Главное, кто первый поставит точку. Вполне естественно, что это должна сделать сильная сторона.
У нас в стране по факту ГРАЖДАНСКИЙ МИР. Попытка гражданской войны в 1993-м, к счастью, кончилась, не начавшись. Но все значение слова «гражданский мир» мы не осознаем. По крайней мере, когда речь идет о политике.
Гражданский мир предполагает политическую борьбу. Но что это? А вот что: когда после злой, ехидной, беспощадной ругани в США проигравший кандидат поздравляет победившего, а тот его благодарит.
И это не значит – вопреки популярному у нас мифу – что раз так, то и разницы между ними никакой нет, один, мол, обман трудящихся. Ничего подобного! Разница очень большая – по всем важным вопросам. Но различие не означает РАСКОЛА страны. Но они знают, чувствуют, что они – граждане одной страны, что то, что их объединяет, куда сильнее того, что их разъединяет.
Что ж они – как люди лучше наших? Как люди – разные. А вот ТРАДИЦИИ и ИНСТИТУТЫ и правда – другие.
Вот и все.
В России, увы, этого не было. Либералы и монархисты, большевики и либералы – это были непримиримые враги, готовые расколоть страну, лишь бы одолеть врага.
Разумеется, сейчас ТАКОЙ нетерпимости нет – есть лишь карикатура, гламурная пародия на ту нетерпимость. Но эта пародия: а) не смешная, а противная; б) не столь опасная, сколько вредная; в) в определенных условиях «чреватая»...
Уродство этой «холодной гражданской» вполне обнажилось на «деле Кашина». И это дает надежду на ее окончание. Или, по крайней мере, на резкое ослабление. Люди имеют шанс поуспокоиться. Надеюсь, что «Наши» сменят формат своих игр... А освободившиеся силы лучше тратить в мирных целях – например, заниматься каратэ.
Политика в России останется профессионально грязным делом. Как во всем мире. Только надо понимать, что «грязное дело» и «психоз» – разные вещи. И грязное дело должно быть вменяемым.
И все это особенно важно в преддверии большого политического цикла 2011–2012 годов. В любом случае, жизненно важно (в буквальном смысле слова!), чтобы он прошел мирно.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом