Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

9 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
28 октября 2010, 10:00 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Ботать по-ленински

Андрей Архангельский: Ботать по-ленински

Шнур разбудил русский рок, рок ответил матом, а Стас Борецкий его обратно закопал – в лице Нойза МС. Речь пойдет о том обмене г…, который я недавно ошибочно назвал полемикой между рок-музыкантами.

Песня Шнурова «Химкинский лес» была заведомой провокацией, но была в то же время и криком циничной души: такие парадоксы случаются в жизни, в чем и состоит оной жизни прелесть, как выразился бы один из любимейших моих авторов Максим Соколов. В связи с этим появилась надежда, что сейчас рок-рать поднатужится, вспомнит пыл теоретических дискуссий и даст друг другу и обществу ряд чувствительных уроков – в виде песен, нам на радость и на лингвистический анализ.

Не замечать в упор, не признавать права на существование Шнурова или Нойза МС и их взглядов – это и есть русская полемика

Но спорить, как выяснилось, никто не захотел. Я уже писал о главном принципе дискуссий в блогосфере – «кто ты такой, чтобы я с тобой спорил». Дискуссионеры со Шнуром подтвердили торжество этого принципа в полной мере: старая гвардия – как например, основатель группы «Алиби» Сергей Попов выразилась прямо, в песне «Шнур, заткнул бы ты еб...», предварив ее текстом: «Приношу извинения всем, но с такими людьми, как Шнур и его поклонники, надо иногда говорить на их языке, чтобы они поняли, о чем речь». Мат в устах лирика Попова есть знак: нам дают понять, что как равного себе, музыканта и человека Шнура он не воспринимает, а воспринимает только как музыкальную обезьяну. Заметим: Шнур – первый матерщинник песенной России, а между тем в клипе «Химкинский лес» мата не было, и никакой матерной реакции на клипы коллег тоже. Что делает ему честь.

Антишнуровский клип Нойза МС «Побрей звезду» тоже вышел не особенно удачным – и по той же причине! Желая посмеяться, утрируя манеру Шнурова, пародист переходит на язык оригинала и мгновенно оригиналу проигрывает. Обложить п...и и х...ми Шнура – это все равно что посыпать Сибирь искусственным снегом. Хотя ведь в другом, антибарковском клипе Нойза «Мерседес 777» все сделано элегантно и правильно минимум выразительных средств, хладнокровно, отстраненно зато какой эффект.

Все эти трудности с деконструкцией Шнура объяснимы: с такими, как он, и с теми, чье мировоззрение он выражает, спорить крайне трудно, как с любым циником: там не за что зацепиться, там не признают ценностей, ничего с приставкой сверх- ни действия, ни эмоции, ни мотивации. Наличие отдельных циников – явление нормальное, но у нас циников в обществе примерно 1/3, и еще 1/3 – равнодушных, как утверждают социологи. Это явный перекос и признак нездоровья общественного тела, но это и вызов интеллектуалам. Рок-музыка, за неимением других авторитетов, могла бы побороться с цинизмом, но песни антишнуровские вышли слабее шнуровской, а самому Нойзу ответил уже Стас Борецкий  песней «Нойз, ты пи...», после чего полемику, по-видимому, можно считать завершенной.

Антишнуровский клип Нойза МС «Побрей звезду» тоже вышел не особенно удачным – и по той же причине! Желая посмеяться, утрируя манеру Шнурова, пародист переходит на язык оригинала и мгновенно оригиналу проигрывает (Кадр из клипа Нойза МС

Антишнуровский клип Нойза МС «Побрей звезду» тоже вышел не особенно удачным – и по той же причине! Желая посмеяться, утрируя манеру Шнурова, пародист переходит на язык оригинала и мгновенно оригиналу проигрывает (Кадр из клипа Нойза МС "Побрей звезду", oppositionmusic.ru)

Меня не смущает стилистика: «ботать по фене» (говорить, петь с использованием жаргона) неотъемлемая часть образа, талантливая стилизация. Меня смущает сама идея песни – желание закопать оппонента и еще дать контрольный залп в голову. Это позиция даже не ложного вопрошания «Да ты хто такой?», а заведомого отрицания: «Ты – никто». Пустое, мокрое место. «Сел, послушал – че за хер?»

Не замечать в упор, не признавать права на существование Шнурова или Нойза МС и их взглядов – это и есть русская полемика.

Это восходит вовсе не к дворовым, а к ленинским традициям, что символично в год 140-летия со дня рождения Ильича. Это ведь именно его манера спорить заочно считая идейного оппонента пустым местом. Те, кто не понимают марксизма, недоумки, дураки, преступники, подлецы. Всякие авенариусы, махи, богдановы, каутские – с маленькой буквы. Не признавать физического права оппонента на существование. Нет смысла таким существовать. Ленин в известном письме Горькому от 1919 года, рассерженный статьей В. Г. Короленко, употребляет по поводу интеллигенции знаменитое выражение «не мозг, а говно», а Борецкий поет, что Нойз – пи..., но суть одна и та же: отрицание самого права на существование – сословия или  человека. Нет такого Нойза МС. Поэтому и проблемы нет. Не о чем спорить.

Впрочем, у нас и почти все рокеры полемизировали с ленинских позиций. Например, Летов как-то написал песню «Мне задрали руки, мне забили рот... Если бы я мог выбирать себя, я был бы Гребенщиков». Горькая ирония этой песни, как я понимаю, состояла в том, что за Гребенщиковым предполагалась возможность выбора, а за самим Летовым – нет. То есть другие могут себе позволить стучаться в двери травы, или медитировать на потолке, а у настоящих борцов выбора нет, потому что у правды не может быть альтернатив. Не менее одиозным, если вдуматься, был и памятный ответ самого БГ Кинчеву на песню «Мы вместе»: «Мы могли бы быть вместе, если бы ты мог быть» (этот эпизод описан в книге Нины Барановской о Кинчеве «По дороге в Рай...», 1993 год). То есть в собственном бытии, существовании автор не сомневается, если он так уверенно отрицает бытие других.

Один только Майк Науменко был стихийным демократом, когда пел «Я не люблю «Землян»/«Машину Времени», потому что я люблю только любительские группы». «Я не люблю» это все-таки личное отношение, оно предполагает наличие и других мнений и никаких претензий на единственно верное знание.

Неспособность к полемике, отношения на уровне «я единственный, я бог», а все остальные существуют как порождения моего воображения. Этот момент как никакой другой характеризует степень демократичности наших рок-музыкантов и объясняет, почему сегодня, когда представителей русского рока зовут на встречи с властью, они не хотят или не желают ни о чем спрашивать всерьез. Они уже много лет занимаются искусством увековечения себя, созданием ауры безальтернативности вокруг своего имени – естественно, что при таком раскладе им не о чем спрашивать и уж тем более спорить. Это упоение собой победило те демократические импульсы, которые когда-то у них были, и превратило их в свадебных генералов. За редкими и всем известными исключениями.

..............