Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЛеонид Радзиховский: Лаэрт, откуда эта неприязнь?
Отношения должны быть прозрачными в правовом отношении, выгодными экономически, вежливыми дипломатически. «И ничего личного». А личное пусть остается людям – братьям, не братьям, родственникам, не родственникам.
Бывший президент
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Разумеется, Медведев не знает, как отзовется его слово на Украине. Но на что он рассчитывал, произнося его?
Ющенко все-таки на диво непопулярен!
Конечно, надо иметь в виду запорожскую традицию «избиения кошевых».
Для российского великодержавного сознания МАЛА одна необъятная Россия. Российская Держава становится сама собой только вместе с Украиной – так было исторически
«Двое из них схватили его под руки, и, как он ни упирался ногами, но был, наконец, притащен на площадь, сопровождаемый бранью, подталкиваньями сзади кулаками, пинками и увещеваньями: «Не пяться же, чертов сын! Принимай же честь, собака, когда тебе дают ее!» Так начинают.
А так – заканчивают. «– Клади палицу! Клади, чертов сын, сей же час палицу! Не хотим тебя больше! – кричали из толпы козаки.
Кошевой хотел было говорить, но, зная, что разъярившаяся, своевольная толпа может за это прибить его насмерть, что всегда почти и бывает в подобных случаях, поклонился очень низко, положил палицу и скрылся в толпе».
Но даже с поправкой на этот стиль все-таки это ТАЛАНТ: за четыре года ТАК размотать весь «капитал Майдана». В общем, Ющенко любим на Украине почти как Кучма-2004 или как Ельцин-1999 в России.
Что и подтвердил ответ политической Украины на «вызов Москвы».
Украине предстояло решать – как представить выступление Кремля?
«Письмо запорожцам от «султана» – или же письмо «киевскому султану»?
Ответа – НЕТ. Точнее, ответ такой: Украина НЕ СПЛОТИЛАСЬ «ПРОТИВ МОСКВЫ».
Тимошенко ответила Медведеву достаточно резко – явно хочет привлечь к себе «национальные силы», Янукович «почти согласен» с Москвой – не хочет терять «пророссийских избирателей», хитрейший Яценюк занял позицию посредине… Только прямые сторонники Ющенко заявили, что «агрессивный тон Москвы» должен «сплотить украинское общество».
Ющенко любим на Украине почти как Кучма-2004 или как Ельцин-1999 в России (фото: ИТАР-ТАСС) |
Не знаю, кто кому что должен, но уж вокруг Ющенко и его «ответа» точно общество не объединится. Ирония аналитиков (в том числе некоторых московских), что, мол, послание Медведева «вернется бумерангом» и окажется на самом деле «подарком Ющенко», не по делу. Ющенко в таком положении, что ему уже НИЧЕГО не поможет. «Мертвый орел не вылетит из гнезда». Тут можно вспомнить только формулу «падающего – толкни». Письмо Медведева не «толкнет» Ющенко – его сторонники при нем останутся, но стать Символом Сплочения Нации он уже не сможет.
Так что Ющенко переписка с Медведевым не поможет и не помешает. Ющенко уже списан в архив.
И помни обо мне
Но какой тогда смысл во всей этой пиар-акции?
А что перед нами именно пиар – вполне очевидно.
#{ussr}
Например, у Москвы есть вполне конкретные (хотя и не новые) претензии к Украине. Поставки оружия в Грузию! Хотелось бы, конечно, большей ясности – какое оружие, когда поставляли (поставляют!) и т. д. Тем не менее факт сомнений не вызывает.
Ответ Украины прост: нет международных соглашений, запрещающих такие поставки. Верно. Но нет и международных соглашений, запрещающих России выражать свое недовольство! Например, Россия (и, кстати, Украина!) поставляет оружие Ирану. Международные договоры не нарушаются, но США выражают открытое недовольство.
Однако США при этом грозят вводить (и иногда вводят) санкции – кстати, не против СТРАНЫ, а против КОНКРЕТНЫХ предприятий-поставщиков. Россия НИ О КАКИХ санкциях не говорит.
Вообще в послании много тезисов, эмоций и т. д., но после «констатирующей части» отсутствуют ВЫВОДЫ. «Исходя из всего вышесказанного, Россия…» Нет, этого нет. Единственный практический жест – задержка с отправкой посла в Киев. Но не думаю, что это имеет большое значение для Украины – посольство и консульства работают, а никаких сверхпринципиальных вопросов, требующих присутствия именно посла, не видно.
Кстати, эта «задержка Зурабова» породила было фантастическую версию – мол, «против Зурабова» все это и было направлено! Медведев, дескать, формально-то выступил против Ющенко, но фактически это сделал, чтоб Зурабов не стал послом, не поехал в Киев.
А вокруг накрутили целую «теорию» – и о «конфликте Путина с Медведевым» (как же без этого!), и об «особой (КАКОЙ?!) роли посла России в газовых вопросах», и т. д. «Мрак, жуть», как говорила людоедка Эллочка.
Да-а-а… «Фантазия есть качество высочайшей ценности» (Ленин), но и здравый смысл имеет свою ценность.
В общем, обсуждать эти порывы я не буду, тем более что как раз в разгар политологических штудий и был подписан указ Медведева о назначении Зурабова.
Медведев в жесткой форме излагает «российскую повестку дня» для будущего президента Украины, кто бы он ни был (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но в чем же тогда смысл обращения?
Возможный ответ таков.
Медведев в жесткой форме излагает «российскую повестку дня» для будущего президента Украины, кто бы он ни был. И тем самым Москва надеется повлиять на ход выборов. Нет, надеюсь, не в смысле поддержки СВОЕГО кандидата (такового просто нет, о чем чуть ниже), а в другом смысле. Москва вбрасывает СВОЮ соль в украинский политический борщ – надеется, что вот эти вопросы (оружие Грузии, статус Черноморского флота, русский язык, вообще отношения с Россией) превратятся в важные, ключевые темы будущей избирательной кампании. Не в плане «уступок России», а в плане «учета интересов России».
Что ж, такой расчет в принципе может оправдаться, хотя очевидно, что для Украины, как для любой страны, находящейся в тяжелом кризисе (падение ВВП за первые полгода – больше 20%), самое важное – вовсе не отношения с иностранным государством (Россией) и споры о голодоморе, а экономика, споры о том, как обеспечить народу хлеб насущный сегодня.
«Наши»
Теперь о «своих кандидатах».
Конечно же, их у России НЕТ.
#{portret}
Могу лишь еще раз напомнить слова Путина – не потому что Путин, а потому что очевидная правда. «На Украине нет ПРОАМЕРИКАНСКИХ политиков. На Украине нет ПРОРОССИЙСКИХ политиков. На Украине – УКРАИНСКИЕ политики». Замечу, что Украина в этом вопросе не исключение, и довольно странно, что саму эту ОЧЕВИДНУЮ истину надо специально оговаривать – да и то народ не верит…
Так что Москва отлично понимает: никакой Янукович не «пророссийский». Ставленник «донецких» не пустит русского медведя к украинскому угольно-стальному меду. Как Россия защищала Газпром от мощного западного капитала, так и украинская элита защищает свои ключевые отрасли от иностранного (прежде всего – русского) капитала. Далее. Украина – в развале. Ей позарез нужны кредиты. Кто их может дать? Россия, финансовая система которой столь маломощна, что неспособна поднять саму Россию? Деньги могут прийти лишь от западных фондов, банков и т. д. И ЛЮБОЙ президент Украины исходит именно из этого очевидного факта.
Что касается русского языка, то и здесь все непросто.
Да, Украина боится русского языка как второго государственного! Потому что он быстренько станет ПЕРВЫМ – на нем и сейчас говорят и пишут больше, чем на украинском. Канада, Австралия, США пишут официальные документы по-английски, но, во-первых, им выбирать не из чего, а во-вторых, они-то не боятся, что Англия станет доминировать в их политике и экономике! У Украины с Россией ИНАЯ ситуация, не так ли?
В общем, как Россия протекционистскими мерами поддерживает неконкурентоспособный ВАЗ против иностранных фирм, так и Украина (прошу прощения, никого не хочу обидеть) будет поддерживать свой язык с помощью государственно-протекционистских мер. При любом президенте.
Что касается госпожи Тимошенко, то только в мгновенном помешательстве от ее косы и карих очей можно поверить, что она когда-нибудь может стать «чьей-нибудь». Уж она-то точно вертит кем и как хочет – но ею не вертел, не вертит, не может и не будет вертеть НИКТО. Ни «российским», ни «американским» президентом она не станет. Физически не сможет – не тот у нее темперамент и ум.
Наконец, Яценюк…
Он настолько хитер, что почти откровенен.
Да, говорит он, я прагматик. Для меня нет вообще вопроса о «советском прошлом», «братстве» и т. п. Я из другого поколения, стал взрослым, когда Украина была уже отдельным государством. Ее полная независимость от России для меня столь же самоочевидна, сколь и независимость России от Украины. Вы в России не сомневаетесь, что вы суверенное государство? Вот и мы точно так же. Отношения должны быть прозрачными в правовом отношении, выгодными экономически, вежливыми – дипломатически. «И ничего личного». А личное пусть остается людям – братьям, не братьям, родственникам, не родственникам…
Попробуй возрази!
Чего же ты хочешь?
Но здесь-то собака и зарыта.
России трудно сформулировать свои «чисто рациональные» требования к Украине (и другим союзным республикам, но прежде всего, конечно, к Украине), потому что тут «слишком много личного».
Ревность, обида, память о былом величии… И эти массовые эмоции – ОБЪЕКТИВНЫЙ факт, с которым ОБЯЗАН считаться любой руководитель России (какие бы чувства он сам ни испытывал). Как, впрочем, обязан он понимать и то, что материализовать все эти эмоции НЕВОЗМОЖНО. Невозможно уже НИКОГДА.
Причем часто под добрым псевдонимом «братские чувства» скрываются РЕВНИВЫЕ чувства людей, потерявших «имперское самоощущение». Что тут греха таить – часто (не всегда!) это именно так.
Держава становится сама собой только вместе с Украиной – так было исторически (фото: nta-nn.ru) |
Память-то общая – да помнят-то по-разному. Что для России братство и единство Державы, то для многих (не всех!) украинцев – «подчинение Москве».
Есть «разногласия по историческому вопросу».
«Меня не любишь, но люблю я – так берегись любви моей».
Есть такое дело…
И потребности в самоидентификации – РАЗНЫЕ.
Для российского великодержавного сознания МАЛА одна необъятная Россия. Российская Держава становится сама собой только вместе с Украиной – так было исторически. Россия равно Великая Россия равно Россия плюс Украина.
Для украинского патриотического сознания не нужна Держава, не нужна, извините, и Россия. Украина равно Украина. И хватит с нее. Лучше быть в составе Украины, чем в составе Великой России.
Интересно, что российское сознание (даже у людей поколения Яценюка) воспринимает это с большим трудом. Всякий раз, напоровшись на какой-то факт «вопиющей независимости» Украины, это сознание испытывает небольшой шок, маленькую, но фрустрацию, «эффект от неожиданного сообщения». Сообщение – ожиданное, но нежеланное.
Лаэрт, откуда эта неприязнь?
Мне кажется, когда-то мы дружили.
А впрочем, что ж, на свете нет чудес:
Как волка ни корми, он смотрит в лес.
Конечно, постепенно от «ударов о реальность» вырабатывается мозоль, привыкаешь и смиряешься…
И в этом смысле полезно посмотреть на Польшу.
У Польши сложная история отношений со всеми (беспокойная страна!), но особенно – с Украиной.
Западная Украина – она же Восточная Польша.
Веками шла польско-украинская война. Пусть не такая простая, как ее описал Гоголь, но война и правда была – и непримиримая, «разногласия по аграрному вопросу». Веками вся эта земля принадлежала – нет, даже не «польскому государству», а вполне конкретным магнатам, шляхтичам. Крупнейшими землевладельцами в Киевской губернии, не говоря уж о «чисто польской» Западной Украине, были поляки – например, графы Браницкие.
И все это оттяпали, буквально «росчерком карандаша», Сталин – Черчилль – Рузвельт. Да кто вы такие, ребята – решать судьбы братских… ну, пусть не «братских», но тесно связанных народов, польского и украинского?
Львов – УКРАИНСКИЙ город? Вот как? Город, где был лучший университет Польши, город коренной польской культуры…
Словом, почвы для обид (взаимных) и претензий никак не меньше, чем у России и Украины.
А претензий – нет.
Споров – нет.
Разногласий – нет.
Обид – нет.
Почему?
Наверное, потому что Польша занята своими и только своими делами, давно «вошла в берега» своих границ (уж какие есть!) и совершенно не интересуется, что творится на ее недавних и древних землях. «Пусть Польша останется Польшей», а Украина – Украиной…
Копировать чужой опыт нельзя. Но призадуматься – why not?
И, во всяком случае, «ПРИНУЖДЕНИЕ К БРАТСТВУ» - штука бесперспективная. «Насильно брат не будешь».
А как называется «ПРИНУЖДЕНИЕ К ЛЮБВИ»?
Не лучше ли попытаться следовать мудрому совету: «Давайте жить дружно». А это значит – не слишком тесно прижимаясь друг к другу…