Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевКирилл Бенедиктов: 2012
Не стоит ждать слишком многого от конца света, говаривал Станислав Ежи Лец. «Вот так кончится мир – не взрыв, но всхлип», – предсказывал американский поэт Томас Элиот. Но кто же их слушает?
Ожидание конца света свойственно человеку западной цивилизации. Корни этого обычно ищут в Библии, важной частью которой является Откровение Иоанна Богослова. Ранние христиане жили с ощущением того, что вот-вот наступит Страшный суд и всем будет дано по делам их. Известны массовые фобии Средневековья, когда накануне круглых дат (1000 года от Рождества Христова, например) тысячи людей продавали свое имущество, уходили в леса и рыли землянки-склепы, готовясь к приближающемуся Апокалипсису. Поздний рецидив этих страхов мы пережили совсем недавно, девять лет назад, когда любимой темой СМИ была пресловутая «проблема-2000».
Календарь для майя был не столько астрономическим инструментом, сколько сложной предсказательной машиной, предопределявшей судьбы как отдельных людей, так и целого народа
И вот теперь человечество ждет новый конец света. На этот раз хорошо известна даже точная дата – 23 декабря 2012 года.
Нынешний (так и хочется сказать – дежурный) Апокалипсис высчитан с помощью календаря майя. Майя – индейский народ, создавший удивительную цивилизацию в дождевых лесах Гватемалы и Юкатана. Сейчас великолепные города этой цивилизации лежат в руинах, привлекая лишь археологов и туристов, но сам народ выжил. Потомки древних майя живут в Центральной Америке, сохраняя традиции, заложенные три тысячи лет назад. В том числе и знание календарной системы, которая по праву считается одним из величайших интеллектуальных достижений древнего мира.
Строго говоря, майя пользовались двумя календарями: коротким (260-дневным) и 360-дневным, который лежал в основе так называемого Долгого Счета. У майя к тому же была двадцатеричная система счисления, поэтому пять дней в конце года считались «несчастливыми», вызывали суеверный ужас и вообще игнорировались, поэтому длинный год майя несколько отличается от нашего. При этом в быту все-таки использовался 365-дневный счет (на последние пять безымянных дней закрывали глаза), а для математических расчетов – 360-дневный.
В отличие от короткого года, Долгий Счет позволял индейцам заглядывать далеко в будущее. Он состоял из серии периодов, отсчитываемых по возрастанию, начиная с одного дня. Система была такая:
20 кин – 1 уйналь (20 дней);
18 уйналей – 1 тун (360 дней);
20 тунов – 1 катун (7200 дней, или 19,7 года);
20 катунов – 1 бактун (144 000 дней, или 394,3 года);
13 бактунов составляли Великий Цикл, или Солнце. 13 бактунов – это 1 872 000 дней, или примерно 5130 лет. В мифологии майя насчитывалось пять Великих Солнц. Эпоха каждого Солнца заканчивалась мировой катастрофой.
Конец нынешнего Великого Цикла назначен на 23 декабря 2012 года.
Тут надо иметь в виду следующее.
Календарь для майя был не столько астрономическим инструментом, сколько сложной предсказательной машиной, предопределявшей судьбы как отдельных людей, так и целого народа. Некоторые ученые полагают, что массовый исход жителей из процветающих городов Гватемалы и Мексики в конце VIII века н. э. объясняется именно мистическим страхом перед концом очередного календарного цикла. То есть предсказание катастрофы сбылось, но сбылось именно потому, что все в него верили. Точно так же в середине XV века, незадолго до появления испанцев, одно из племен майя покинуло свою столицу Чичен-Ица и ушло на юг, где основало новый город Тах-Ица (судя по всему, именно эта столица пришедшей в упадок, декадентской цивилизации показана в замечательном фильме «Апокалипто» Мела Гибсона). Никто не заставлял индейцев покидать обжитые места, родные дома – никто, кроме... календаря, пророчившего немыслимые бедствия. Впоследствии испанские конкистадоры, быстро разобравшиеся в суеверном страхе индейцев перед «несчастливыми днями» календаря, планировали свои боевые операции так, что они совпадали с концом «тунов» или «катунов».
Сейчас потомки выживших хранителей календарных знаний майя активно готовятся к завершению Великого Цикла. Согласно передаваемым из уст в уста пророчествам (священные книги майя были сожжены католическими священниками вскоре после завоевания), в этот день мир погибнет от глобального катаклизма, вероятнее всего – потопа.
Нет ничего удивительного, что пророчества индейских жрецов стали широко известны в современном западном обществе. Индейские эзотерические практики вошли в моду еще со времен Карлоса Кастанеды и расцвета течения New Age. Удивительно, скорее, то, как охотно общество проглотило эту наживку и с каким наслаждением ее разжевывает.
По мере приближения роковой даты смутные страхи и ожидания все больше трансформируются в яркие картины грядущего Апокалипсиса. Одной из таких картин стал фильм Роланда Эммериха «2012».
Не стоит ждать слишком многого от конца света (фото: inomir.ru) |
Эммерих вообще большой любитель пугать зрителя ужасными катастрофами. В «Дне независимости» Земле угрожали гигантские летающие тарелки с чудовищными монстрами-завоевателями. В «Послезавтра» процесс глобального потепления парадоксальным образом приводил к стремительному похолоданию (местами до –100 градусов по Цельсию), статуя Свободы высовывала руку с замерзшим факелом из-под многометровой толщи льда, а лагерь американских беженцев в Мексике засыпал легкий рождественский снежок.
Но и в «Дне независимости», и в «Послезавтра» все заканчивалось, можно сказать, хэппи-эндом. Пришельцев побеждали доблестные американские летчики, арктические бури успокаивались, и человечество начинало понемногу привыкать к жизни в условиях нового ледникового периода.
От «2012» такого благодушного финала ждать не приходится. Сказано – конец света, значит, конец света. Все по-взрослому. Из всего человечества выжили четыреста тысяч человек, загодя купивших себе места на гигантских «ковчегах» (стоимость одного посадочного талона – один миллиард евро).
Притом что библейские аллюзии в фильме прослеживаются достаточно четко (многократно повторяемый термин «ковчеги», эвакуация животных и т. д.), сама система отбора, когда спасенными оказываются лишь «взбитые сливки» пресловутого золотого миллиарда, выглядит абсолютно антихристианской. Что там было сказано по поводу богатых и царствия небесного? Так вот, у Эммериха все наоборот. Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем человеку, не имеющему миллиарда евро, – на борт «ковчега». Вероятно, имеется какая-то прослойка технической и военной элиты, обеспечивающей выживание обладателей недешевых посадочных талонов, но в фильме мы видим лишь ученого, поднявшего тревогу за три года до катастрофы, да пожилого капитана американского «ковчега». Вообще, количество, политкорректно выражаясь, немолодых людей среди обитателей ковчегов наводит на невеселые мысли. Понятно, что юнцы редко бывают миллиардерами. Но учитывая тот факт, что спасшимся на «ковчегах» предстоит возрождать человечество, значительная часть «избранных» выглядит просто бесполезным балластом.
Впрочем, это детали. Фильм Эммериха интересен другим – попыткой предугадать возможные действия политических лидеров перед лицом глобальной катастрофы.
И как бы это ни было неприятно, приходится признать, что сценарий, предложенный Эммерихом, выглядит вполне правдоподобно.
Для тех, кто не смотрел фильм, поясню: узнав от ученых о том, что в 2012 году человечество действительно погибнет в результате мирового катаклизма, лидеры «большой восьмерки» мгновенно засекречивают эту информацию (и без колебаний уничтожают всех, кто может донести ее до «широкой общественности»). В Тибете с помощью дешевой китайской рабочей силы строятся те самые «ковчеги». Предприятие финансируется желающими спастись богачами (их информируют в индивидуальном порядке). Параллельно ведется работа по спасению шедевров мировой культуры, особенно тех, которые не занимают много места.
Земля сотрясается в судорогах непрекращающихся землетрясений, стонет под ударами исполинских цунами, Калифорния уходит под воду, собор Св. Петра рушится, как карточный домик. И только тогда героически остающийся на своем посту президент США обращается к гражданам своей страны с покаянной речью и открывает им правду. Правду, которая была ему известна за три года до катастрофы.
Вот этот момент (при всей его голливудской попсовости) и делает, на мой взгляд, фильм Эммериха достойным серьезного анализа.
«Они никогда ничего не скажут», – как бы говорит нам Эммерих. Даже если будут знать заранее, что Землю ждет Великий Потоп или удар астероида, или вторжение инопланетян. Они будут так же сладко улыбаться и произносить гладкие, правильные речи. Возможность спастись будет предоставлена лишь узкому кругу избранных, в то время как наша участь, участь всего человечества – быть поглощенными огромной волной.
Если бы такой сюжет взялся снимать, например, Тарковский, мы увидели бы фильм-притчу о выборе, о муках совести и о спасении.
Эммерих снял зрелищную развлекалочку об «элите» и «стаде». Элита без малейших колебаний принесла в жертву шесть миллиардов человек просто потому, что не видела смысла в их дальнейшем существовании. Представители «стада»: писатель-неудачник, его бывшая семья, любовница русского олигарха, бабушка и дедушка китайского рабочего, строившего «ковчег», – попали на борт нелегально. И то, что именно они в конце концов спасли «ковчег» и его холеных обитателей от крушения, выглядит чудовищной несправедливостью. «Мужик» в очередной раз прокормил четыреста тысяч «генералов». Молодец, мужичина!
Впрочем, я сомневаюсь, что Эммерих читал Салтыкова-Щедрина.
Утешает только одно: 23 декабря 2012 года конца света все-таки не будет.
Вам нужны доказательства? Пожалуйста.
Великий Цикл майя, как уже говорилось, – это 5130 наших лет. Если отступить от 23 декабря 2012 года на 5130 лет, мы получим 13 августа 3114 года до н. э., когда, если верить календарю майя, взошло нынешнее, Пятое Солнце.
В это время в Египте легендарный фараон Мина основывает Первую династию Раннего царства, в Индии закладывается фундамент загадочной Хараппской цивилизации, в Шумере возводят зиккураты. Правда, в некоторых местах (например, в том же Шумере) действительно фиксируются катастрофические наводнения, которые впоследствии найдут свое отражение в библейском рассказе о Всемирном Потопе.
Вполне возможно, что 13 августа 3114 года в Центральной Америке тоже имел место какой-то локальный катаклизм, принятый жрецами майя за конец Четвертой Эпохи.
Но никакого Апокалипсиса планетарного масштаба в это время не происходит.
Не произойдет и 23 декабря 2012 года.
И «элите» не придется до последнего держать в неведении слепо верящее ей «стадо», чтобы потом, пробормотав невнятные извинения, скрыться за стальными переборками спасительных «ковчегов».
И «стаду» не придется разочаровываться в своих пастырях.
Повод для оптимизма?
Скорее, повод задуматься.