Каких новых веяний нам ожидать в русской литературе в наступившем году? Многое зависит от того, удастся ли завершить СВО. Все мы хотим мира, но если он наступит, придёт пора для более глубокого осмысления того, что произошло с нами за эти годы, и для сшивания разорванного литературного пространства на новых принципах.
0 комментариевФидель Кастро: Муравей и слон
С первых лет революции на Кубе развился дух интернационализма, возникший благодаря тому, что большое число кубинцев принимало участие в антифашистской борьбе в Испании, продемонстрировав таким образом лучшие качества мирового рабочего движения.
Мы не привыкли трубить о своем сотрудничестве с другими народами, хотя, с другой стороны, мы не можем запретить прессе говорить об этом. Это сотрудничество опирается на глубокие чувства, которые никак нельзя считать саморекламой.
Некоторые спросят, как такая маленькая страна, практически без природных ресурсов, может поддерживать столь высокий уровень в таких областях, как образование и здравоохранение, которые чрезвычайно важны в современном обществе?
Человек создает необходимые товары и услуги, за счет которых живет общество, на протяжении тысячелетий развивающееся от простых форм к более сложным.
Как мы хорошо знаем, неожиданным спутником этого развития явилась эксплуатация человека человеком.
Человек создает необходимые товары и услуги, за счет которых живет общество, на протяжении тысячелетий развивающееся от простых форм к более сложным
Различия в восприятии этой реальности всегда были связаны с тем положением, которое человек занимал в обществе. Для подавляющего большинства людей эксплуатация казалась чем-то само собой разумеющимся и не осознавалась.
В период мощного расцвета в Англии, США и ряде европейских стран, шествовавших в авангарде экономического развития, капитализма, которому сопутствовали колониализм и экспансия, великий мыслитель и исследователь истории и экономики Карл Маркс, опираясь на идеи таких прославленных немецких и английских философов и экономистов, как Гегель, Адам Смит и Давид Рикардо, с которыми он во многом расходился, разработал и опубликовал свои идеи о производстве и стоимости при капитализме в 1859 году, назвав их «К критике политической экономии». В 1867 году Маркс продолжил развивать свои идеи в первом томе «Капитала» – в своей величайшей работе, которая его прославила. Основная часть его пространного труда, со всеми записями и замечаниями, была издана Энгельсом, который обнародовал этот труд уже после смерти Маркса, последовавшей в 1883 году.
Серьезнейшее исследование классового общества и эксплуатации человека человеком, опубликованное самим Марксом, было первым в своем роде. Так родился марксизм, который стал базой для революционных партий и движений, провозглашавших своей целью построение социализма. На марксизме основывались и программы практически всех социал-демократических партий, которые к началу первой мировой войны предали лозунги, провозглашенные Марксом и Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии», впервые опубликованном в 1848 году. Этот документ начинался словами: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»
Одна из истин, которую великий мыслитель ярко и простым образом выразил в тексте: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. <…> Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества».
Я бы не смог другими словами объяснить эти четкие и ясные идеи, сформулированные Марксом настолько просто, что при элементарных объяснениях учителей их смысл доступен простому кубинскому мальчику из числа тех, которые были приняты в прошлую субботу 14 июня в Коммунистический союз молодежи Кубы.
О том, как развивается классовая борьба, Маркс написал в таких работах, как «Классовая борьба во Франции (с 1848 по1850)» и «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Это два прекрасных исторических анализа, которые порадуют любого читателя. Маркс был настоящим гением.
Ленин, верный последователь диалектического метода и идей Маркса, написал две фундаментальные работы: «Государство и революция» и «Империализм как высшая стадия капитализма». Идеи Маркса, реализованные Лениным на практике в Октябрьской революции, были также развиты Мао Цзедуном и другими революционными лидерами стран третьего мира. Без них во внутреннем дворике США не разыгралась бы и Кубинская революция.
Если бы марксистская мысль ограничила себя идеей, что «ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора», то прокапиталистическая теория Фрэнсиса Фукуямы имела бы право утверждать, что исчезновение СССР было не только концом истории, но и концом сопротивления капиталистической системе производства.
В эпоху, когда создатель научного социализма излагал свои идеи, производительные силы стремительно развивались, еще не было изобретено смертоносное оружие массового уничтожения, не существовало космического господства, безграничного количества углеводородов и других видов топлива, никто не знал об изменениях климата; природа казалась бесконечной и полностью принадлежащей человеку. Тогда никто не мог себе представить кризисов снабжения ресурсами, которые необходимы как двигателям внутреннего сгорания, так и населению, выросшему в шесть раз по сравнению с миллиардом, который населял планету во времена, когда родился Карл Маркс.
Опыт социалистической Кубы относится к тому времени, когда империалистическое господство распространилось по всей земле.
Говоря о сознании, я не предполагаю, что человеческая воля способна изменить мир, а лишь обращаюсь к знанию объективных законов, которые определяют поведение людей.
В середине XX века десятки миллионов жизней унесла война, развязанная фашизмом, который зародился в антимарксистском нутре капитализма. Ленин предсказывал это.
На Кубе, как и в других странах третьего мира, борьба за национальное освобождение под руководством среднего класса и мелкой буржуазии, а также та борьба, которую на основе социалистического учения вели наиболее прогрессивные представители рабочих и крестьян, слились воедино и усилили друг друга.
От последней мировой схватки остались ООН и другие международные организации, в которых многие видели новую совесть планеты. Но это было иллюзией.
Фашизм, чьим главным инструментом сам Гитлер называл Национально-социалистическую партию, расцвел в наши дни с таким блеском и пышностью, как никогда раньше.
Чтобы иметь возможность военного вторжения, империалистические страны содержат военные корабли во всех морях. Кто на территории нашего полушария может соревноваться с Кубой? Можно отправить огромный корабль, превращенный в плавучий госпиталь, который будет работать по 10 дней в каждой стране. Конечно, определенному числу людей там помогут, но все это очень далеко от реального решения проблем. К тому же, это не может ни компенсировать утечку мозгов, ни обучить настоящих специалистов, которые нужны, чтобы оказывать медицинскую помощь в любое время суток. Даже если превратить в подобные госпитали все корабли мира, они не смогут оказывать услуги миллионам людей, что с успехом делают кубинские врачи в различных уголках мира, где рожают женщины, рождаются дети и где распространены заболевания, которые требуют пристальнейшего внимания.
Наша страна доказала, что она может сопротивляться любому давлению и помогать другим народам.
О сотрудничестве с нами мечтает не только Боливия, но и Гаити, и весь Карибский регион, и различные страны Центральной и Южной Америки, и даже далекая Океания, которая находится в 20 000 километрах от нас. Все вспоминают миссии контингента «Генри Рив», члены которого в случаях бедствий и тяжелых эпидемий немедленно отправлялись на место происшествия на наших самолетах, доставляли пострадавшим нужных специалистов и необходимые вещи.
В Латинской Америке и на Карибах ежегодно проводится миллион совершенно бесплатных хирургических операций – и это не пустые слова. Могут ли Соединенные Штаты состязаться с Кубой?
Мы будем использовать знания не для того, чтобы производить оружие массового уничтожения и истреблять жизни, а чтобы передавать наши знания другим народам. С экономической точки зрения, рост интеллектуального уровня наших сограждан, благодаря революции, позволяет нам не только безвозмездно сотрудничать с теми народами, которые в этом нуждаются, но и экспортировать услуги, в том числе и в области здравоохранения, в более богатые страны. В этой сфере Соединенные Штаты едва ли могут соперничать с Кубой.
Наша маленькая страна выстоит.
Одним словом, муравей смог больше, чем слон!