Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
3 комментарияДмитрий Алексеев: Ешь русское!
Лондонцы и лондонки, венцы и венки, братиславцы и братиславки, могли ли вы подумать еще лет десять назад, что русскими могут быть не только хоккей, валенки и автоматы Калашникова, но стейки, сэндвичи и даже суши?..
Давно позади то время, когда мы с трепетом душевным ожидали прихода транснациональных монстров общественного питания, чтобы затем послушно выстроиться в километровые очереди за заветным куском булки с котлетой и пакетиком картофеля. Визит в ресторан давно превратился для большинства жителей самого большого государства на планете из места проведения трех «эвентов» в жизни (свадьбы, проводов на пенсию и поминок) в событие ничем не примечательное, если даже не сказать будничное.
Нас уже не удивишь не только тривиальными заморскими сэндвичами, суши или картофелем фри, но и самыми рафинированными яствами – спаржей на пару, терринами из черной трески и крабов или филейной мякотью косули. В то же время русская ресторанная экспансия, которую можно наблюдать во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, стала удивительным парадоксом даже для меня, ресторанного критика и человека, не понаслышке знакомого с ресторанным бизнесом.
Русский ресторатор, представитель одного из самых антигастрономических регионов мира, добился успеха, казалось бы, в самом нерусском деле – ресторанном бизнесе
Первой русской ресторанной ласточкой, вылетевшей на бескрайние мировые просторы, стал холдинг «Росинтер Ресторантс», под руководством которого на сегодня находится две с половиной сотни ресторанов (бренды «IL Патио», «Планета суши», «1-2-3 кафе», T.G.I. Friday’, «Ростик’с», «Бенихана», «Американский бар и гриль», «Сибирская корона» и Costa Coffee), расположенных в 28 городах 9 стран мира. Произошло это в далеком 1992 году. Именно в то нелегкое время «Росинтер» начал открывать в странах Восточной Европы рестораны под торговой маркой T.G.I. Friday’s.
Хотя в принципе интерес «Росинтера» к загранице неудивителен. Создатель этой компании Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко родился в Венесуэле в семье эмигрантов из России (Ордовские-Танаевские покинули страну после октябрьского переворота) и окончательно вернулся с семьей на историческую родину только в начале 90-х годов после падения коммунистического режима.
При это «Росинтер» не специализируется исключительно на нашей национальной кулинарной специфике. В ресторанах этой компании помимо блюд русской кухни можно встретить широчайший ассортимент яств из Италии, Японии, Америки и многих других стран.
Невероятно, но факт – русский ресторатор, представитель одного из самых антигастрономических регионов мира, добился успеха, казалось бы, в самом нерусском деле – ресторанном бизнесе. Причем не только в России, но и на чужой территории. Алма-Ата, Минск, Рига, Киев, Прага, Братислава, Вена, Будапешт – вот список уже покоренных «Росинтером» столиц. На очереди – десятки городов ближнего и дальнего зарубежья.
Следующий русскоязычный покоритель заморских гастрономических горизонтов – московский ресторатор Александр Волков – также в прошлом эмигрант. В конце 70-х он уехал в Германию из Киева, чтобы затем в начале 90-х вернуться в Москву и открыть здесь в гостинице «Рэдиссон САС Славянская» свой первый ресторан.
В отличие от демократичных концепций «Росинтера», Александр Волков специализируется на самом дорогом сегменте. Сегодня под его руководством находятся рестораны высокой японской кухни «Сумосан» и «Шогун» в Москве, Киеве и Лондоне.
Волков не только вдохновляет поваров (в том числе и сам сочиняет рецепты новых блюд) и руководит сотрудниками сервиса, но и сам доставляет продукты наивысшего качества из самых удаленных точек мира. Стоит подобное удовольствие весьма и весьма немало. Однако, по мнению Александра, без подобных издержек предоставить своим гостям качество, о котором он заявляет, просто невозможно (среди клиентов лондонского «Сумосана» – все именитые российские гости английской столицы, включая Семена Вайнштока и Романа Абрамовича).
Стоит добавить, что Москва, Лондон и Киев – далеко не предел для смелых амбиций Волкова. На очереди – Берлин, город, где ресторатор прожил более 20 лет.
Еще один отечественный ресторанный оператор, претендующий покорить сердца и желудки обитателей столицы Великобритании, называется «Веста-Центр Интернешнл». Столь сложнопроизносимое название, возможно, ничего не скажет рядовым гурманам. Однако именно за ним скрывается тот ошеломительный успех японской гастрономии, который мы можем наблюдать в России в последние годы.
Наиболее популярные проекты «Веста-Центр Интернешнл»: «Якитория», «Гин-но Таки», «ИСТ буфет» и «Менза. Территория лапши». Сегодня заведения под этими торговыми марками функционируют помимо Москвы и Лондона в десятке городов России и Украины.
Добавлю, что именно «Веста-Центр Интернешнл» познакомила население нашей страны с гастрономической спецификой Страны восходящего солнца. По крайней мере, до открытия первой «Якитории» в 1999 году на Белорусской площади вкус суши и роллов был знаком от силы двум-трем сотням состоятельных столичных гурманов – постоянным клиентам японских ресторанов со средним счетом 100 долларов на человека без учета алкоголя. Других японских заведений в те времена в Москве просто-напросто не существовало.
В Лондоне «Веста-Центр Интернешнл» попробовала свои силы с наиболее популярной на родине концепцией «Якитория». Правда, если в России этот ресторан позиционируется в качестве демократичного, то в английской столице это заведение по ценам и атмосфере приблизилось к сегменту fine dining. Следующий на очереди бренд компании, который должен поразить лондонцев, – «Гин-но Таки».
Ресторан «IL Патио» (фото:zp.afisha.ua) |
Я перечислил лишь несколько крупных российских ресторанных компаний и рестораторов, вышедших за пределы отечества. Но примечательно, что сегодня о своем стремлении к зарубежной экспансии заявляют чуть ли не все поголовно успешные операторы отечественного ресторанного рынка.
Сразу несколько наших крупных рестораторов находятся на стадии поиска помещения для новых проектов и даже ведения строительных работ вне России. Некоторые из них, по какой-то необъяснимой причине, желают начать мировую экспансию с того же туманного Альбиона.
Так, большой любитель Королевства Степан Михалков собирается открыть в Лондоне ресторан «Вертинский».
Владелец ресторанной компании RPcom Михаил Зельман планирует покорить Лондон своей сетью стейк-хаусов Goodman.
Правда, еще один крупный игрок столичного ресторанного рынка – группа компаний «ТЭН» (пивные Pilsner Urquell, бар «Три кабана», корчма «Вечера на хуторе…», развлекательный центр «Каланча», ресторан «Четверг», пивная «Хмель и солод» и коктейль-бар SHOT) – не претендует на Соединенное Королевство.
ТЭН уже является совладельцем сети пивных ресторанов Kolkovna, Celnice, Laryfary и Olimpia в Праге. А в ближайшее время планирует развивать сеть пивных ресторанов Pilsner Urquell помимо России в Италии и Нидерландах.
Как видите, примерно понятно, что можно ожидать от русских Бокюзов и Эскофье в течение нескольких ближайших лет. Осталось подождать совсем немного. И посмотрим, к чему приведет русская ресторанная экспансия в более долгосрочной перспективе…