Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияМарина Юденич: Если шпионов ловят...
...Значит это – и далее по тексту известного любителя играть ноктюрны на флейте водосточных труб. Позволю себе вольную трактовку классика. Но это и вправду так.
Шпионские скандалы разгораются, как правило, по поводу... Поводы бывают разные – политические, экономические, порой даже сугубо личные. Но так или иначе до того момента, пока не случается повод, шпионы спокойно работают под бдительным присмотром спецслужб, иными словами, с их молчаливого согласия.
Есть такое понятие в юриспруденции – «конклюдентная форма сделки», когда сделка считается совершенной без каких-либо письменных и устных договоренностей, по молчаливому согласию сторон.
Так вот, по моему разумению, деятельность шпионов всех рангов и мастей осуществляется по большей части именно в рамках глобальной конклюдентной сделки между государствами.
В голове, как навязчивый мотив, звучало одно-единственное, известное лишь в довольно узком кругу географическое название – Ковыкта
Одним из побудительных мотивов этой сделки является «всякий случай», при наступлении которого поднимается шпионский скандал. И под его шумным прикрытием сторона, развязавшая скандал, получает возможность спокойно решать проблемы, связанные с тем самым случаем, о сути которого, следуя нормам конклюдентной сделки, помалкивают.
Разумеется, это не аксиома. Всего лишь гипотеза. И вот по какому поводу.
Примерно с середины дня 19 марта ленты информационных агентств буквально взорвало сообщение о том, что в главном офисе THК-BP некая силовая структура проводит обыск и выемку документов.
Надо ли говорить, событие немедленно оказалось на гребне общественного внимания, ибо все, что связано с нефтью, тем более сейчас... полагаю, можно не продолжать – свою нефтецентрическую концепцию современного мира я излагала не раз.
Дальше все было как обычно. Официальные источники изрядно путались в показаниях.
Сначала представители МВД заявили, что в офисе компании «ТНК-ВР» не проводились какие-либо обыски или иные следственные мероприятия.
Позже Департамент экономической безопасности МВД сообщил, что пригласил сегодня двух сотрудников компании «ТНК-ВР» для получения объяснений.
И наконец, Следственный комитет все того же МВД устами руководителя своей пресс-службы уведомил, что рейд проводился в рамках уголовного дела в отношении нефтяной компании «СИДАНКО».
Все разъяснилось ближе к вечеру прошлой среды, когда – слегка подставив смежников, поспешивших отрапортовать о своей бурной деятельности, – «ответственность» за проведение акции взяла на себя ФСБ РФ, сообщив при этом, что обыск производился в связи с обвинением в промышленном шпионаже сотрудника английской части компании «ТНК-ВР Менеджмент» И.Заславского и его брата А.Заславского – руководителя проекта Британского совета «Клуб выпускников». Обоих задержали 12 марта.
Здесь можно было бы ставить точку, потому что разбираться в шпионских скандалах – дело зряшное. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что братья Заславские и в самом деле занимались чем-то эдаким, поскольку никаких возмущенных воплей ни от BP, ни от британского посольства не последовало.
Напротив, BP поспешила выступить с довольно лояльным, если не сказать подобострастным по отношению к действиям силовиков заявлением, в котором: сообщила urbi et orbi: «Мы всегда выступали и выступаем против любых противозаконных действий, целью которых является нанесение ущерба РФ, а также против использования недобросовестных методов конкурентной борьбы».
Посольство отреагировало с большим достоинством, но тоже весьма сдержанно и – более того! – поспешило некоторым образом откреститься от Александра Заславского, заявив, что ведет консультации в нефтяной компании ВР в связи со сложившейся ситуацией.
Британские дипломаты подчеркнули, что братья Заславские не являются сотрудниками Британского совета, так как в пресс-релизе ФСБ Александр Заславский был назван руководителем проекта Британского совета…
Но это все детали шпионской истории, а она не занимает меня вовсе. Потому что, повторюсь, полагаю, что у всякого шпионского скандала почти всегда есть глубинный повод, страшно далекий от того, вокруг чего кипят страсти на поверхности.
О нем, об этом вероятном поводе, аналитики заговорили почти сразу. Тогда и прозвучало уже почти сакральное теперь имя – Газпром.
Впрочем, это была скорее дискуссия, нежели единая версия. Так, согласно одной гипотезе, по действующему законодательству эксклюзивным газоэкспортером является владелец газопроводов, то есть Газпром. Однако Федеральная антимонопольная служба готовит поправки к закону об экспорте газа, согласно которым экспорт будет распределяться пропорционально добыче.
Эксклюзивным газоэкспортером является владелец газопроводов, то есть Газпром |
У этой гипотезы сразу нашлись оппоненты, которые справедливо заметили, что поправки предполагают лишь квотирование экспорта с возможным замещением газпромовского дефицита внутри страны. В этой связи вполне обоснованные сомнения вызывает утверждение, что независимые газопроизводители вступят в борьбу за экспорт. В качестве иллюстрации этого тезиса приводилось недавнее заявление НОВАТЭКа о полном отсутствии интереса к возможным перспективам экспорта.
И тем не менее «газпромовский след» проступал все более явственно.
На следующий день пожелавший остаться неизвестным высокопоставленный сотрудник ФСБ вдруг (вдруг ли?) разоткровенничался с информационным агентством. Он доверительно поведал, что в действительности шпионскую деятельность Заславских разоблачила... служба безопасности Газпрома, «которая сразу подключила (какова постановка вопроса-то! – М.Ю.) к работе ФСБ РФ».
Про Газпром потом говорили много и многие. У меня же все это время в голове, как навязчивый мотив, звучало одно-единственное труднопроизносимое, известное лишь в довольно узком кругу интересующихся проблемами нефтегазовой отрасли географическое название – Ковыкта.
Информация к размышлению:
Ковыктинское месторождение (Ковыкта) – перспективное газоконденсатное месторождение в Иркутской области России. Открыто в 1987 году.
Запасы природного газа на месторождении оцениваются в 1,9 трлн кубометров газа, 2,3 млрд кубометров гелия и 115 млн тонн жидкого газового конденсата.
Проект разработки Ковыктинского месторождения предусматривает строительство магистрального газопровода протяженностью более 550 км по маршруту Ковыкта – Саянск – Ангарск – Иркутск, газоразделительного и гелиевого заводов.
Лицензией на разработку месторождения владеет ОАО «РУСИА Петролеум» (дочерняя компания ТНК-BP и компании «Интеррос»).
Однако компания в течение 10 лет не могла приступить к разработке Ковыкты.
С 2003-го Минприроды РФ неоднократно угрожало отозвать лицензию на месторождение в связи с длительной его неразработкой.
Тогда же в дело попытался вмешаться Газпром, намереваясь стать участником проекта. Компания рассматривала (как монопольный владелец экспортных газопроводов России) возможность экспортировать ковыктинский газ.
Не договорившись с акционерами «РУСИА Петролеум», менеджеры Газпрома передумали и насчет экспорта и предложили газифицировать Иркутскую область без Ковыкты.
В феврале 2006-го «РУСИА Петролеум» предложила Газпрому создать консорциум для разработки Ковыктинского месторождения, в котором газовому концерну будет принадлежать 50% плюс одна акция.
В середине июня 2007 года Газпром и ТНК-BP достигли соглашения, в соответствии с которым российско-британская компания продаст газовой монополии всю долю в «РУСИА Петролеум» и ВСГК; цена сделки ориентировочно составит 600–900 млн долларов. При этом ТНК-BP имеет опцион обратного выкупа 25% плюс одной акции «РУСИА Петролеум» сроком действия один год.
Однако тут возник еще один камень преткновения. Аудиторы Газпрома сочли, что заявленные расходы предполагаемых партнеров завышены в разы.
Газпром затребовал дополнительную информацию, ТНК-ВР предоставлять ее не спешила, всячески затягивая процесс, тем самым косвенно подтверждая выводы-претензии аудиторов.
Переговоры по стратегическому партнерству и обмену активами зашли в тупик и на сегодняшний день отстают от графика на несколько месяцев...
Дальнейшее – гипотетически.
...Тогда-то, как это часто бывает в российской предпринимательской практике, в дело вмешалась служба безопасности Газпрома. Которая, полагаю, без особого труда обнаружила братьев Заславских, действительно работавших с «использованием недобросовестных методов конкурентной борьбы». Но на это – в силу того самого конклюдентного соглашения, о котором выше, – никто не обращал внимания.
До того момента, пока не случился повод.
Повод случился, и служба безопасности Газпрома «подключила к работе ФСБ РФ».
И это, собственно, все.
И это, собственно, правильно.