Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевПавел Данилин: Тайная стратегия государства – 2
Можно ли было мириться с тем, что в России 3 млн алкоголиков, до 400 тысяч ежегодно умирают от болезней, связанных с курением, а 50 тысяч травятся паленой водкой? Можно, если борьба с этим привела бы к тому, что погибло бы все государство как таковое.
Собственно, тем и обусловливалась некоторая нерешительность путинской политики в сфере оборота и потребления алкоголя и никотина. Несмотря на цельность этой политики, отдельные элементы ее не могут не вызывать критики. В первую очередь – критики а-ля занудный гундеж: «А почему раньше не сделали?» Не сделали раньше потому, что не могли. Не было сил, не было денег, не было политической воли. Причем воли в первую очередь у общества, а не у власти. У власти как раз воли было хоть отбавляй. Но, к счастью, и здравого смысла было достаточно. Впрочем, обо всем по порядку.
В СССР пиво покупали ящиками не потому, что так его любили, а потому, что средний градус пива был незначительно выше кефира (2–3,5 градуса)
В первой части статьи я рассказывал о бедственном положении в середине 90-х в сфере потребления алкоголя, о том, что практически никаких действий не предпринималось для того, чтобы изменить катастрофическую тенденцию. Конечно, я немного утрировал. Тот же закон о рекламе 1995 года сам по себе значил довольно много, хотя и принимался с целью «быть как в Европе».
А запрет торговать спиртным в школах и спортивных сооружениях? Я вижу, как у читателя поднимаются брови. Он вопрошает: «А что, неужели в России торговали спиртным в школах»? Отвечу: торговали. Даже личным опытом могу поделиться. В 1993 году в лицей, где мы учились, привезли около 15 ящиков красного вина. Продавали всем, у кого были деньги. Давали не больше трех бутылок на человека. В нашем 10 классе около половины учеников приобрели. И это не было чем-то из ряда вон выходящим. Просто бизнес… Но уже в 1996 году был введен запрет на торговлю спиртным как в школах, так и возле школ, детских садов, больниц, вокзалов.
Вообще отношение к потреблению населением спиртного было в то время исключительно прагматичным: чем больше пьют, тем спокойнее – таким бесхитростным приемом руководствовалась власть. Ну и конечно, не забывала о выгоде. Так, в 1997 году правительство модифицировало систему взимания налогов и сборов, введя новый акциз на алкоголь. Его ставка рассчитывалась с тех пор не от себестоимости, а от содержания спирта в напитке. Это дало, между прочим, двукратный рост поступлений от продаж спиртного (до 9,4 млрд в 1997 году).
Также в предкризисном 1997 году указом президента был введен запрет на торговлю спиртным крепче 12 градусов из ларьков. В целом по России этот запрет соблюдался крайне плохо, но некоторые регионы реализовали его полностью. Среди пионеров в этом деле можно назвать Москву – уже в 1997 году водка, ликеры, коньяки и спирт «Рояль» исчезли с прилавков ларьков. Впрочем, указ запрещал торговлю крепким спиртным и на рынках, за исключением помещений, оборудованных торговыми залами, но тут московские власти были бессильны – ушлые предприниматели огораживали в контейнере закуток, называли его торговым залом и спокойно продолжали продавать водку.
Впрочем, Москва была «впереди планеты всей», в Питере такой запрет был введен в действие только в 1999 году. В том же 1999 году вместо указа президента был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии с ним запрещалось продавать спиртные напитки крепче 13 градусов (тут была сделана уступка сухим и шампанским винам) в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах.
Этот закон тоже сперва соблюдался из рук вон плохо – неоднократно бывая в Новгороде в начале 2000-х, я воочию убеждался, что следовать его букве никто не собирается, – водка продавалась спокойно в любом ларьке (даже в книжных лавках). Пожалуй, лишь в 2004 году в Новгороде прекратили торговлю водкой в ларьках.
Между тем назвать вышеприведенные факты осмысленной политикой, конечно, нельзя. Скорее, это были мертвому припарки.
Разразившийся кризис 1998 года, последовавший за ним период жесточайшей борьбы за власть, рост российского производства, а также громадное бремя внешних долгов, висевшее на России, ненадолго заставили забыть о проблеме алкогольной политики. Более того, казалось, что в России впервые наметились благоприятные тенденции в этой сфере. Как уже говорилось выше, водку стали продавать не в ларьках, а в магазинах, что вывело во многом из оборота нелегальную и паленую (а это не одно и то же) водку. В России начался пивной бум, который, между прочим, продолжается уже десятилетие. Власти довольно потирали руки – в 2000 году среди опрошенных мужчин водку предпочитали всего 55%. Для России, которой водка фактически была безальтернативно навязана, 55% – прекрасная цифра.
Но торжество по поводу смены «северного стиля» потребления алкоголя на «южный» было преждевременным. К сожалению, российский пивной рынок оказался крайне эгоистичным и даже жестоким. Современная ситуация такова, что развитие пивного алкоголизма становится чуть ли не более значительной проблемой, чем алкоголизм от крепких напитков. Виноваты в этом те компании, которые производят крепкие сорта пива.
В СССР пиво покупали ящиками не потому, что так его любили, а потому, что средний градус пива был незначительно выше кефира (2–3,5 градуса). В России светлое пиво стало уже покрепче – около 4 градусов. Но моду задает пиво крепкое – от 8 до 10 градусов. Пальму первенства тут, конечно, держит «Балтика» с ее «девяткой». Того человека, который оную «девятку» придумал, безусловно, необходимо сделать всемирным пугалом, нерукоподаваемым и вообще не пускать в приличное общество.
Невозможно подсчитать тот вред, который принесли крепкие сорта пива – все эти крепкое «Охота», «девятка», «ПИТ» крепкое, «Амстердам» и им подобные. Пожалуй, выгодно на этом фоне отличаются только выдержанное «Золотая бочка» и крепкое «Старый мельник» – эти компании, очевидно, не стали гнаться за максимальным градусом и предложили потребителям пиво лишь чуть более крепкое, чем обычные сорта.
Крепкие сорта пива крайне опасны – достаточно выпить 4–5 бутылок «девятки», как уровень алкоголя в крови будет соответствовать бутылке водки. При этом человек, пьющий пиво, так и не осознает, что он становится алкоголиком. Ему кажется, что даже крепкое пиво все равно остается пивом, а значит, никакой опасности для его здоровья нет. Но это не так. Мало того что пивной алкоголизм труднее вылечить, так еще он хватает в свои цепкие лапы преимущественно женщин, девушек, подростков и детей. С медицинской точки зрения пивной алкоголизм имеет еще одну отличительную особенность – в отличие от водочного похмелья, пивной синдром гораздо тяжелее для организма и хуже проходит.
Чрезмерное (а другого обычно у нас не бывает) употребление пива ведет к снижению потенции, к ослаблению сердца, к ожирению. Наконец, огромный выбор сортов пива затрудняет борьбу с пивным алкоголизмом, а обилие рекламы пива сводит на нет все попытки ограничить употребление. Помимо всего прочего, пиво до сих пор в России не признано алкогольным напитком, а значит, на него не распространяются те жесткие ограничения, что на крепкие спиртные напитки.
Таким образом, несмотря на то, что с 1980 года рост объемов потребления пива в России составил 400% (увеличившись с 20 литров в год на человека в 1980 году до 80 литров в 2007-м), несмотря на то, что производство у пивных компаний растет самыми быстрыми темпами среди других товаров (прирост в 2007 году 16%), текущая ситуация является крайне неблагоприятной и требует решительных действий, которым пока что мешают пивные лоббисты.
То, что пивное лобби сейчас препятствует принятию законов, ограничивающих потребление пива, создающих жесткое ограничение на торговлю крепким пивом, может очень дорого обойтись российским пивоварам. В конце концов, алкоголизм – он и в Африке алкоголизм, и особого значения не имеет, что стало его причиной – водка или пиво. Между прочим, власти уже поняли, что «пивной рай» в России не настанет. Об этом говорят недавно принятые законы. Но не будем забегать вперед.
Водку стали продавать не в ларьках, а в магазинах, что вывело во многом из оборота нелегальную и паленую (а это не одно и то же) водку |
В начале 2000-х годов было очевидным, что бороться с алкоголизацией населения необходимо, но делать это нужно было таким образом, чтобы само население ничего не поняло. Выйди Путин прямо к народу и скажи: «Товарищи, вы много пьете, давайте-ка вы бросите пить» – и все, тут же популярность Путина стала бы равняться нулю. А злорадные мужики вдобавок бы ответили: «Теперь не мы бросим пить, а ты бросишь есть». И были бы правы, пожалуй. В ситуации, когда народ постоянно обманывали, ставили над ним эксперименты, проводили устрашающие акции вроде шоковой терапии, обворовывали в «черные вторники», замораживали вклады в Сбербанке, – единственным средством не рехнуться для многих был алкоголь. Веры власти не было никакой, и власть это хорошо понимала. Таким образом, никаких резких и очевидных мер предпринимать было невозможно.
Руководство страны попыталось воздействовать на производителей алкоголя через экономические меры. Так, уже в 2000 году на 40% повысили акциз на крепкий алкоголь и на 10% на пиво. В 2001 года акцизы на пиво выросли еще на 10%. Тактика повышения акцизов продолжалась всю путинскую восьмилетку: в 2006 году рост акцизов составил 9%, а с 1 января 2008 года после очередного повышения ставка акциза на этиловый спирт возросла с 23,5 до 25,15 рубля.
В это же время росли акцизы и на табак. Если до 2003 года акциз был фиксированным и составлял 39,2 рубля за 1000 сигарет с фильтром и 11,2 рубля за 1000 сигарет без фильтра, то в 2003 году была введена «комбинированная ставка» акциза – 5% от отпускной цены плюс 60 рублей за 1000 сигарет с фильтром и 23 рубля – без фильтра. В 2006 году акцизы подняли на 15%, в 2007-м рост составил больше 40%, а в 2008 году впервые произошел качественный прорыв в сфере взимания акцизов.
В частности, акциз на сигареты был установлен в размере 100 рублей за 1000 штук с фильтром плюс 5% от расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены. Максимальная цена теперь написана на пачке сигарет, и превышать ее нельзя по закону. Это закрывает возможности для нелегального оборота табачной продукции, а также упорядочивает работу производителей, посредников и продавцов. Принятие аналогичных мер в отношении алкогольной продукции серьезно бы оздоровило рынок, убрав с него всевозможные фальсификаты.
Впрочем, чисто экономические меры никакого эффекта, за исключением наполняемости казны, не дали. Что неудивительно – на фоне бурного экономического роста в России, повышения достатка граждан мизерные повышения акцизов были не способны переломить тенденцию. Пока бутылка водки стоит четыре буханки хлеба, граждане будут покупать водку не задумываясь. То же касается и пива. Никто, конечно, не ждал, что повышение акцизов и рост цены спиртного уменьшит количество алкоголиков, но в общей картине и этот фактор играл свою роль.
Вообще в области борьбы с алкоголизацией материальная сторона имеет второстепенное значение. А вот со сферой идеального работать мы пока умеем слабо. Но, к счастью, руководство страны все же понимает то, как именно идеи конвертируются в реальность. В практической плоскости это означает, что власти России осознают, что бороться с алкоголизацией одними только запретами и повышениями не получается.
В результате был взят на вооружение девиз, который ненавидят многие трезвенники. Звучит он так: «За культуру пития!» Именно культуру потребления алкогольных напитков пытаются выпестовать в настоящее время власти. Трезвенники из многочисленных обществ считают это жутким преступлением, но на самом деле радикализм и нетерпимость трезвенников сами по себе являются преступлением перед народом. К счастью, позиция трезвенников не принята в качестве модельной. Ведь одно дело работать ради снижения числа отравлений алкоголем и совсем другое – ставить перед собой нерешаемую задачу по созданию нации трезвенников. Обогревом космоса заниматься бесполезно.
Но вернемся к идеальному. Закон 1995 года выгнал с телевидения водку. В результате потребление водки уже к 2000 году сократилось до 55% (а к 2008 году до 36%, по данным исследования TGI-Russia, проведенного аналитиками компании «КОМКОН»). С 2004 года идет последовательное наступление на рекламу пива. Так, в августе 2004 года были приняты поправки в закон «О рекламе», которые запретили преподносить пиво как безвредный продукт.
Пиво до сих пор в России не признано алкогольным напитком, а значит, на него не распространяются те жесткие ограничения, что на крепкие спиртные напитки |
Также было запрещено использовать образы людей и животных, анимацию. В радио- и телепрограммах рекламировать пиво стало можно только с 22 часов вечера до 7 утра, то есть не в прайм-тайм. Впрочем, обилие рекламы пива и попытки водочных производителей рекламировать свою продукцию под видом перчиков, огурчиков и минеральных вод потребовали дополнительной работы законодателей.
В марте 2006 года был принят закон «О рекламе», заменивший соответствующий документ 1995 года. Третья глава закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» как раз касалась спиртного и табака. Крепкие спиртные напитки и табак запретили рекламировать на телевидении, радио, в кинотеатрах и на видеоносителях. Пиво на телевидении запретили рекламировать с 7 утра до 22 вечера, а по радио с 9 утра до 24 вечера.
Алкоголь и табак не разрешается рекламировать на первых и последних страницах СМИ. Наружная реклама крепкого алкоголя и табака была запрещена (к сожалению, пивному лобби удалось протащить разрешение рекламироваться на улицах). В законе существенное внимание было уделено понятию «зонтичный бренд». Понятие означает рекламу основного бренда сопутствующими товарами, в частности, когда «Немиров» рекламировал перчик со слоганом «Все дело в перце», ни у кого не возникало сомнения, что именно он рекламирует на самом деле. После принятия закона такая реклама стала незаконной. В целом это крайне прогрессивный закон, но, к сожалению, реклама пива пока что слабо им ограничивается.
В последнее время государство неоднократно проводило кампании по борьбе с алкоголизацией населения в СМИ. Правда, эти кампании никогда не анонсировались и официально не признавались, но от этого их эффективность только возрастала. Как пример особенно успешной антиалкогольной кампании можно привести серию материалов про отравление россиян суррогатным алкоголем и техническими спиртами, которая прошла осенью 2006 года.
По всем телеканалам шли тревожные выпуски новостей, из которых следовало, что в России – пандемия среди алкоголиков. При этом число смертельных исходов на самом деле было вполне рутинным для статистических данных предыдущих годов. То есть мы имеем дело с классической пропагандистской спецоперацией. Результат налицо – снижение смертности от отравлений алкоголем. Если в 2005 году алкоголики травились ударными темпами (40 тыс. смертей), то уже в 2006 году количество смертей по этой печальной причине сократилось до 28 тысяч. В прошлом же году от отравлений алкоголем скончалось около 20 тыс. человек!
То есть вдвое меньше. Безусловно, одной информационной кампании было мало – власти предприняли серию реальных действий, в частности начали облагать акцизом технический спирт и другую спиртосодержащую продукцию технического назначения, а также обязали производителей смешивать технический спирт с такими добавками ингредиентов неприятного вкуса, цвета и запаха, которые бы помешали их выпить самому небрезгливому человеку.
Интересно также посмотреть на то, как позиция первого человека в стране – Владимира Путина – по отношению к алкоголю влияет на население. Но это станет темой следующей, заключительной части статьи.