Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Время эпатажных фриков уходит

Мир неизбежно будет двигаться к системе рационального потребления. Это мир, в котором есть, конечно, место и фрикам, потому что они занимают свою нишу потребления. Но их удел – вовсе не трон властителей дум, не главные сцены и не всенародное обсуждение, а шоу уродов типа «Евровидения».

13 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Русское кино набрало высоту

2024 год в кино рискует остаться последним годом яркого возрождения русской киноиндустрии. Распустив в этом году свой невообразимо красивый хвост, этот павлин завтра рискует оказаться тем, кто он есть – крупной общипанной птицей, похожей на курицу обыкновенную, домашнюю.

23 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Как войти в новый год без тревоги

Во всеми нами любимой комедии про Ивана Васильевича, который меняет профессию, есть песенка со словами «все на свете было не зря, не напрасно было». Для наших предков это было не поэтической метафорой – а ясной, непоколебимой верой в промысел Божий.

3 комментария
4 декабря 2008, 22:17 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Золушка

Михаил Бударагин: Золушка

У Вас что-то ёкнуло, когда до Владимира Путина дозвонилась девочка Дашенька, которая хочет платье, как у Золушки? Наверное, нет: это ведь все так понятно, так, в общем-то, просто и непритязательно…

Владимир Путин не мог на просьбу девочки о платье не откликнуться: сюжет, строго говоря, закончился, так и не успев начаться. Сомнительно, что во время новогодних праздников среди обычной для российских телеканалов вакханалии «поющих» и «шутящих» живых трупов кто-нибудь вспомнит о том, что месяц назад до премьера дозвонилась какая-то там Даша из Бурятии.

3 минуты в новостях – о том, что подарки нашли адресатов, – это все, и я искренне рад за Дашу, мечта которой исполнится. Но в том, что потенциально очень сильная, красивая и правильная история будет нашими медиа отвергнута за ненадобностью, нет ничего радостного.

Устроение социального самочувствия т. н. «простых людей» российские СМИ освоили: в России все спокойно

Устроение социального самочувствия т. н. «простых людей» российские СМИ освоили: в России все спокойно, паники мы не допустим, ситуация под контролем, поля колосятся и коровы доятся – все это «официальная часть», которая сменяется «интервью со «звездами» и рассказами про «расчлененку». И пятиминутками юмора, конечно. Общая картина вытанцовывается веселая и страшная, но никаких «ужас-ужас-ужас».

Вот только никакой Даши в этой картине нет: она не «звезда», не юморист, она обычная девочка, которая живет с бабушкой (и даже, представьте себе, без «прекрасной няни» – такое тоже случается). Возникнуть из своей провинциальной тишины и заговорить собственным голосом она может, только дозвонившись до Владимира Путина: он, конечно, поможет – проблема социального самочувствия вновь будет решена.

Но проблема социального пространства, социума в целом никуда не денется.

Современное российское общество, срез которого мы видели сегодня, исключено из медиа-пространства и, что самое страшное, из большого кино, которое формирует представление людей о самих себе. Можно сколько угодно не любить Америку, но там Вуди Аллен снимает «Энни Холл» о нью-йоркских чудаках, Роберт Земекис в «Форесте Гампе» трогательно и честно рассказывает историю дурачка, а Стенли Кубрик в своей последней ленте изящно препарирует страхи middle class.

Всего этого у нас нет. Нет чудаков, дурачков, среднего класса, врачей (главный герой «С широко закрытыми глазами» – именно врач, вполне себе по-чеховски, без лишнего снобизма), учителей и нормальных ниггеров, как в «Не грози Южному Централу». У нас нет никого, кроме очередного адмирала Колчака, который, конечно, хороший был человек, но зачем же стулья ломать.

Владимир Путин не мог на просьбу девочки о платье не откликнуться (фото: government.ru)
Владимир Путин не мог на просьбу девочки о платье не откликнуться (фото: government.ru)
«Мы живем, под собою не чуя страны» – это о девочке Даше, которая уже, наверное, собирается в Москву за платьем Золушки, но которой не было вчера и не будет завтра: о ней, кроме нее самой, просто некому сказать.

И дело ведь не в том, что нужно помочь всем страждущим, а ровно в том, что страждущие, девочки из Бурятии, их бабушки и остальные сто тридцать девять миллионов пятьсот тысяч человек – они и есть Россия, они наш «человеческий капитал», наше «развитие» etc.

И до тех пор, пока они не появятся на экранах и не заговорят своим собственным голосом, до тех пор, пока они не поймут, что до них кому-то, кроме Владимира Путина, есть дело – до этих самых пор нечего и говорить о нормальном функционировании общества.

И слава кризису, если нынешнее сдувание «творческих бюджетов» уничтожит уродливый и пошлый глянец 2000-х годов, его диалоги ни о чем, придуманные ситуации, его ненастоящих героев. Нужно забыть все это, как страшный сон, и никогда не вспоминать, что в России снимали, писали и играли так.

Потому что просто стыдно будет не сделать из истории девочки, едущей в Москву за платьем Золушки, хотя бы среднеголливудского (куда там нашим даже до Земекиса) уровня новогоднюю мелодраму с обычными и трогательными героями, у которых все в итоге будет хорошо, – и не потому, что им повезло, а просто потому, что у хороших людей все должно быть хорошо.

Но ведь не сделает никто, к сожалению… Смотрите под Новый год «Иронию судьбы».

..............