Андрей Полонский Андрей Полонский Во время войны все и всегда ждут мира

Существует прекрасное православное понятие – трезвение, смысл которого заключается в бдительности, бодрствовании и воздержанности от резких поступков и высказываний. Вера в свою армию и страну, а также трезвение общества – лучшее, что мы можем пожелать себе в непростые дни начала 2025 года.

18 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Откуда у словаков дух противоречия Западу

Словакия – маленькая страна в глухом углу Восточной Европы и большой логистической ценности для Запада не представляет. Поэтому после окончания холодной войны Братислава чувствовала себя относительно свободно на фоне других стран Европы. Однако времена меняются.

10 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

15 комментариев
16 ноября 2008, 16:30 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: О голой Лолите Милявской

Андрей Архангельский: О голой Лолите Милявской

Клип «Прощай, оружие» посмотрели уже более ста тысяч пользователей русского Интернета. Автор также посмотрел его – и ужаснулся тому, какая каша в голове у наших поп-звезд.

Антивоенный клип Лолиты на песню «Прощай, оружие» уже – вполне предсказуемо – называют в блогах идеологическим заказом, хотя это, на мой взгляд, просто смешно. Ну как вы себе это представляете – что вот, условно говоря, позвонили Лолите из «Единой России» – «а сделайте-ка, милочка, нам клип позадористее, поострее…» Ну кто бы мог заставить эту роскошную женщину, если б она сама не захотела, – сделать нечто социальное, с общественным звучанием, так сказать, выходящее за рамки «телевидения для домохозяек». Это похвальное желание – отчасти подтверждающее предположения автора, что после «войны 08.08.08» все социальное и политическое стало популярнее, чем попсовое.

Однако этот клип демонстрирует в большей степени не гражданскую сознательность поп-звезд, а ту кашу, которая у них в голове образовалась – по поводу нашей невеселой политической реальности. Лолита, кстати, надо сказать, еще многим попсовикам форы даст по уму – в других головах даже двух-трех стройных мыслей не сыщешь, перефразируя Пушкина. Здесь зато, у Лолиты, – целый набор их: мыслей, образов, эстетик. Смешались в кучу садо, мазо…

Но прежде – о самом интересном: о нагом теле Лолиты.

В 1970-е годы голые Джон Леннон и Йоко Оно таким образом протестовали против войны и насилия и были понятны людям. Этот, времен Вьетнама, «голизм» воспринимался как противопоставление всеобщему пуританизму и закрытости мира, в том числе и в политике. Сегодня же обнаженность воспринимается как неотъемлемый знак индустрии продаж, и, стало быть, выступает, скорее, как символ рационализма и здравого смысла, чем идеализма. Нынче нас голыми пупками не усовестишь – этого добра теперь везде навалом, и означает этот образ сегодня не невинность, как в 60-е, а, напротив, самую что ни на есть универсальность, «пригодность миру». Не говоря уже о привычности такого дела для пользователей Интернета: имеются в виду ссылки типа «голая Лолита Милявская», которые преследуют нас повсюду и пользуются бешеным успехом у всех возрастных категорий.

В появлении такого клипа есть один положительный аспект

Но это ладно. Всякая идея, в том числе и антивоенная, предполагает свою эстетику, и если голым скакать против войны, против беды – это еще куда ни шло, то вот эстетика садо-мазо (которая мелькает в клипе и в каковой эстетике выдержана фотосессия к новому альбому Лолиты с одноименным названием) совсем уж никак не сочетается с борьбой за мир: скорее, напротив, ассоциируется с насилием и агрессией. В любом случае тут мы имеем дело с грубым нарушением законов эстетики. Попросту с их незнанием. Белинский, помнится, высмеивал французскую псевдоклассическую литературу, которая пыталась вложить в головы богов и героев мысли XVIII века; за то же ругал он и русскую литературу века XIX, которая пыталась западноевропейский культ Прекрасной дамы перенести на русскую почву времен Ивана Грозного; понятно, что из этого одна нелепость получалась.

Нельзя, словом, идею брать из одной оперы, а эстетику ей подбирать из другой – разве что только для смеха. Кожаные бюстгальтеры и ало-красные губы входят в дикое противоречие с антивоенной риторикой, которая предполагала белые одежды, кроткий взгляд, светлые тона и пр.

Есть в клипе не только эстетические, но и этические противоречия: дело в том, что всякое произведение антивоенного характера традиционно отрицало, подобно графу Толстому, политику как таковую, без деления на своих и чужих – поскольку любая политика есть насилие. А если у нас в клипе одни политики представляются как враги человечества, а другие как его друзья – это уже никак не антивоенное произведение. Никто в таком случае не поверит в вашу антивоенность – потому что не бывает так, что один политик по уши виноват, а другой «весь в белом».

В 1970-е годы голые Джон Леннон и Йоко Оно таким образом протестовали против войны и насилия, и были понятны людям (фото: timboucher.com)
В 1970-е годы голые Джон Леннон и Йоко Оно таким образом протестовали против войны и насилия, и были понятны людям (фото: timboucher.com)

Наконец, художественно неубедительна сама песня, написанная сопродюсером «Тату» автором песен «Нас не догонят» и «Я сошла с ума» Еленой Кипер. Я прослушал песню Лолиты пять раз – и ничего не запомнил. Попробуйте и вы вспомнить хоть одну строчку из песни – кроме рефрена. Дело в том, что попса должна запоминаться, пусть и идиотизмом, это ее первый закон, – а эту песню запомнить невозможно. Она написана в той же манере, что и песни группы «Тату», – это называется «автоматическое письмо», что лезет в голову, то и ворочу – манера не хуже и не лучше остальных, когда она применяется сознательно и в меру. В нашем же случае этот прием используется от неумения довести до конца хотя бы одну мысль – отчего и получаются сплошные смысловые обрывы. Тем не менее манера эта по-прежнему в моде – по одной причине: она очень легка в производстве. Только раньше это называли неразвитостью мышления, а теперь – клиповым мышлением.

Я прослушал песню Лолиты пять раз – и ничего не запомнил. Попробуйте и вы вспомнить хоть одну строчку из песни – кроме рефрена. Дело в том, что попса должна запоминаться, пусть и идиотизмом, это ее первый закон

То, что тут все смешалось, в клипе, и так неубедительно противоречит одно другому, – это все неслучайно, конечно. Когда попса поет о своем, о попсовом, о любви до гроба или страсти сжигающей – тут она еще худо-бедно своим делом занята: когда же дело доходит до серьезных тем, тут уже на одном гольце, как говорится, не выедешь. Тут нужно кое-что в голове иметь.

Собственно, в появлении такого клипа есть лишь один положительный аспект: а именно – это попытка, хотя и нелепая, перевести политические реалии на язык художественных образов. На язык массовой культуры. Лично мне хотелось бы, и я писал об этом, чтобы попса была более жизненна, более актуальна, чтобы пела о том, что происходит за окном, в жизни, в политике, а не только в извращенном воображении продюсеров и клипмейкеров. Выразить свое отношение к происходящему в Грузии? Осудить действия Саакашвили? Прекрасно: я трижды за. Я даже готов простить некоторую идеологическую ангажированность – лишь бы это было талантливо и главное – убедительно.

Почему это пока выходит неубедительно – это и есть самый важный момент.

Патриотизм, отрицание войны, социальное неравнодушие – темы вполне для попсы естественные. Конечно, самый идеальный вариант – когда эти темы рожаются сами собой у автора, по велению души. Но даже в случае, если это госзаказ или попытка угодить власти, это должно быть сделано талантливо. Вот, например, «Повесть о настоящем человеке»: казалось бы, вещь подчеркнуто идеологическая, насквозь советская, а между тем уберите из нее идеологию – и останется просто история о потрясающем мужестве человека, о победе над обстоятельствами, о преодолении самого себя. О силе характера – неважно, в каком это времени происходит.

Да, мы нуждаемся в пропаганде – в том числе и художественными средствами: недавняя война это доказала. Наивно полагать, что какая бы то ни было миролюбивая страна может обойтись без пропаганды – и без пропагандистского аппарата: они нужны (сейчас не место говорить о самом содержании идеологии). Да, эта пропаганда должна быть современной и понятной. Но при всем при этом пропаганда должна быть талантливой. Вообще это уже не первый случай – у нас почему-то все произведения на патриотическую тему, произведения с идеологическим содержанием совершенно неталантливы и неубедительны. Скажем даже грубее – они совершенно топорны. Возможно, это оттого, что люди, их создающие, сами ни во что не верят. И они даже не знают, какие идеи они проповедуют и защищают: советский пропагандистский аппарат был не в пример подкованней сегодняшнего.

Неплохо подучиться и у Америки. Вот американское патриотическое кино класса Б и С: оно примитивно, но убедительно – почему? И заметим, кстати, какое это мощное оружие! Америка вообще воюет давно не танками и самолетами, а фильмами. Режиссер Юрий Грымов как-то заметил, что Америке не нужно строить непобедимый авианосец – потому что она может снять боевик о непобедимом авианосце и показать его во всем мире. Но все же: почему это кино, которое насквозь идеологично и грубо патриотично, тем не менее убедительно? Потому что в этих фильмах соблюдаются формальные законы логики. И люди, снимающие эти фильмы, считаются с этими законами. Например, там герой начинает убивать врагов только в том случае, если государство по каким-то причинам само не успевает или не может вмешаться. То есть только в том случае, когда самооборона оправдана и соблюдена, таким образом, логика фильма, – тогда уже герой берет топор или базуку и начинает сам вершить справедливость. Но – не ранее. Иначе какой же это, на фиг, патриотизм? Это бандитизм получается.

Словом, прежде чем самостоятельно или по государственному велению заниматься патриотизмом, нужно иметь представление о законах эстетики и этики, логики; этим стоит заниматься тем, кто способен просчитать реакцию зрителей-слушателей хотя бы на два-три хода вперед. Иначе государству от ваших усилий – только вред один.

..............