Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
4 октября 2008, 12:47 • Авторские колонки

Андрей Архангельский: Восстание ткани

Андрей Архангельский: Восстание ткани

Андрей Архангельский: Восстание ткани

«По поводу фильма (спектакля, обеда, соседа) мнения разделились». В русском интернет-пространстве всегда найдется множество мнений по любому поводу. Демократия?.. Или бессмысленность?

У меня нет и никогда не было ЖЖ. Всякий раз, когда близкие люди перечисляли мне его преимущества, я, в общем-то, почти соглашался с их доводами – но все-таки не завел.

Объяснение, в общем, простое: слишком предсказуемо, сам формат комментирования чего бы то ни было очень утомителен и малосодержателен.

А писать мне и так есть где.

Полемика в Интернете сводится сегодня в основном к двум оценкам: «автор урод» или «автор молодец

Обмен мнениями – прекрасно; пусть бы даже и критическими. За одним исключением: если это действительно мнения.

Между тем полемика в Интернете сводится сегодня в основном к двум оценкам: «автор урод» или «автор молодец». Тут обязательно читатель воскликнет: «Но ведь есть и другие!» – и будет прав, но тем не менее чаще всего почему-то попадаются именно эти, а не другие.

Из-за разновекторности и разноценности комментариев суть обсуждаемого в блогах, как правило, очень скоро забалтывается, забывается, подменяется обсуждением частностей, не имеющих отношения к делу; очень скоро уже нельзя понять, из-за чего спор, и только жаль потраченного времени.

Да, и еще. О чем бы вы ни написали, обязательно найдется два-три человека, которые сделают из всего написанного только один вывод: «автору не дали» или «автора замуж не берут». Это потрясающая способность людей рассматривать любую проблему сквозь узкую щель… пардон… видеть мир так узко.

Набоков был прав, ругая Фрейда: теория сексуальности – страшное оружие в руках идиотов. ТАК, через Фрейда, проще всего объяснять любое явление или действие – в политике, искусстве или личной жизни.

То, что мы обычно называем комментариями, полемикой или полярными мнениями в Интернете, на самом деле есть в большинстве случаев не мнения или суждения, а физиологические реакции. Рефлекторные, сравнимые с рвотным позывом или желанием попИсать. Если что-то написано – значит нужно что-то написать в ответ. Или если кто-то с чем-то не согласен – значит тебе тоже нужно срочно не согласиться или не согласиться с несогласным.

Из этого взаимного изнасилования словами и складывается так называемая разность мнений в Интернете. То, чем гордятся как главным завоеванием демократии, – «у нас полярность мнений!».

На черта она нужна, эта полярность, если в ней никакого смысла?

У меня нет и никогда не было ЖЖ (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)
У меня нет и никогда не было ЖЖ (фото: Дмитрий Коротаев/ВЗГЛЯД)

Само по себе простое наличие «разных мнений» (а на самом деле простейших рефлексов) может иметь только социологическую ценность, но качество отзывов, независимо от того, 10 их будет или 10 тысяч, – никакого. Они ничего нового не добавляют к тому, что уже есть.

«По поводу фильма такого-то мнения полярно разделились», – с гордостью сообщают в печати. Это значит, что написано 500 постов «говно фильм» и 500 постов «фильм просто супер».

Ну и что, спрашивается? Какая польза от этого? Способствует ли это выяснению истины в отношении художественной ценности фильма? Ничуть. Особенность интернет-пространства именно в том и состоит, что мнения там разделяются по любому поводу, то есть по поводу вчерашнего дождя или яичницы мнения тоже обязательно разделятся.

Но поскольку есть только количество оценок, но нет качества, у нас вот эта самая «полярность мнений» и является единственным критерием успеха или неуспеха чего бы то ни было.

Интернет-пространство огромно, но некачественно, рыхло, а смысла, логики, рационального в нем – очень мало. Интеллектуальная ценность «Живого журнала», например, поддерживается сотней-двумя думающих людей: и новые идеи ими исправно вбрасываются – было бы погрешить против истины, совершенно отрицая это, – но развития эти идеи не получают. Все опять же погрязает в массовом рефлексивном комментировании или сводится к выяснению личных отношений.

Единственное, что сегодня структурирует интернет-пространство, продуцирует смыслы и способствует формированию качественной полемики в Сети – это, как ни странно, аналитические интернет-издания: газеты, журналы, информационные порталы. В силу самого своего устройства СМИ всегда стремятся к обобщению информации, что само по себе гарантирует большую глубину, аналитичность, цельность высказывания и тем самым формирует соответствующий уровень и у читателя/комментатора.

Надежды, что культура полемики и поиска истины будет формироваться в Сети самостоятельно, самопроизвольно, оказались иллюзорны. Интернет-пространство оказалось не способно к самоорганизации и выработке минимальных этических и эстетических критериев.

Почему? Наивный вопрос, но почему уникальное информационное пространство – Интернет – используется людьми так бестолково? Откуда берется эта вокзальная многоголосица – «полярность мнений» – при полном отсутствии рационального зерна, продуктивного остатка? Интернет-пользователей все больше, а качество среды только ухудшается?

Вы заметили, кстати, – сплошь безличные определения «интернет-среда» или «интернет-пространство». Как будто речь не об индивидуумах (а ведь писать – это акт сугубо индивидуальной воли, казалось бы, – заставить человека писать никто не может), а о каком-то неведомом звере, который тысячами щупалец пишет в Сеть одно и то же, одно и то же, с грамматическими ошибками.

Ну да, это и есть не человек, а зверь. Этот зверь называется «социальная ткань», о феномене которой пишет социолог Сергей Переслегин: «Это люди, чье мышление случайно по своему содержанию, эклектично по форме, не обладает предсказательной силой, не способно к развитию. Собственно, оно и мышлением не является: в современных социальных моделях такие люди названы немыслящим большинством.

«Немыслящее большинство» образовало собой такую систему – социальную ткань. Индивидуумы, ее составляющие, не способны ни мыслить, ни действовать. Но ткань как целое способна и к тому и к другому. Это люди, основная жизненная функция которых – поддерживать существование социальных сетей».

Индивидуумы не действуют – но ткань действует. В том, какие оценки и кому выносит эта коллективная социальная ткань, в разбросе ее мнений бессмысленно искать какую-то логику – это игра случая, рулетка; она выдает мнения за или против по тому же принципу, по которому выбирали очередную жертву в фильме Бекмамбетова «Особо опасен»: это решал ткацкий станок, выдавая по своему произволу то или иное имя.

Ткань способна заболтать любые здравые мысли и идеи – ткань сделает из них винегрет на свой вкус и приправит их лучком и матерком;

– ткань спорит не ради истины, а по инерции;

– ткань не способна отбирать из массива сказанного суть, рациональное зерно;

– ткани не присущи две простейшие функции разума – способность к синтезу и к анализу;

– ткань не различает оттенков, иронии, двойного дна;

– ткань не способна к самоорганизации – она не выдвигает из своей среды должного количества активных и думающих людей, которые были бы склонны модерировать, направлять полемику в рациональное русло.

И так далее.

Из-за этого «восстания ткани» интернет-пространство становится все более монолитным, безликим, предсказуемым. С тканью бессмысленно бороться или вступать в полемику. Единственное, что нужно и важно сделать, – попытаться от этой ткани себя оградить. «Никуда не вступать, нигде не состоять» – печальная формула советской интеллигенции, помогавшая хоть как-то сохранить себя, опять актуальна.