В США преимущественно не воспринимают Китай как СССР 2.0. Враждебность к Китаю носит более экономический характер – Пекин обвиняют в подрыве американского экономического могущества, уничтожении рабочих мест и якобы имеющем место манипулировании валютным курсом.
8 комментариевВадим Пономарев: Шоу-бизнес застыл
А ведь все могло бы быть значительно хуже. Каждый год повторяем, как мантру, эти слова при подведении итогов года. И каждый раз, как ни странно, они оказываются правдой.
Понятно, что мировая популярная музыка погрузилась в жесточайший кризис. Однако странно, что этот кризис коснулся и нас. Обычно дела в мировом шоу-бизе не очень-то проецировались на музыкальные дела внутри России.
В любом деле главное – это идеи. Если нет идеи, то ненужными оказываются самые виртуозные технологии воплощения идей. А с идеями было как никогда плохо.
Тренд года
Последними мелодистами остались Константин Меладзе и Игорь Крутой, но и у них творческих удач за отчетный год совсем не видно
Говорить про то, что который год в популярной музыке не появляется ни одного по-настоящему нового музыкального стиля, – это уже трюизм. Стиль – это как раз новая идея, а ее нет. Русская мысль в этом направлении закончилась на смешении R’n’B с русским попом, продемонстрированным Бьянкой. Это было еще два года назад, и никаких подвижек в этом перспективном деле нет.
Мелодии перестали появляться в новых песнях тоже довольно давно. Последними мелодистами остались Константин Меладзе и Игорь Крутой, но и у них творческих удач за отчетный год совсем не видно. К тому же оба страдают самоповторами. К ним присоединились еще многочисленные повторители их самоповторов, что являет довольно причудливую картину смешения кровей и композиторского инцеста.
Отсюда самый актуальный тренд года, который можно сформулировать как «тотальный формат». До массового слушателя доходят песни, исключительно причесанные под формат. Неважно, поп-музыка или рок-музыка – тренд един. В эфире «Нашего радио» звучат композиции, причесанные под жизнерадостный поп-рок, в эфире многочисленных поп-радиостанций – однотипные форматные песенки. Ранее исключения были хотя бы для Пугачевых и Киркоровых. Теперь лавочка прикрыта. Всем до единого артистам приходится, чтобы выжить, петь фоновые песни. Радиоформат – искусство создания фона. Теперь созданием фона для быта российского народа занимаются все популярные артисты поголовно.
Антитренд года
Если есть общий тренд, то всегда есть противостоящий ему вектор. Очень интересные события творятся на концертном рынке. Рок-артисты, играющие альтернативу и разнообразный ню-металл, без всякой эфирной поддержки собирают самые большие концертные площадки Москвы и других городов. В 2007 году это стало настоящим антитрендом. Дворцы спорта и гигант-клубы полны на концертах «Эпидемии», Lumen, Amatory, Jane Air, «Психеи» и других.
Насколько это устойчивая тенденция – покажет время. Пока количество поклонников такой музыки растет, и она пользуется для коммуникации нестандартными средствами – Интернетом и спутниковым телевидением. Почти любой андеграунд продается и покупается. Возможно, в ближайшем будущем большой шоу-бизнес решит заняться скупкой самых одаренных. Пока же это вещь в себе.
Событие года
Подавляющее большинство популярных артистов зависит все-таки от мелькания на ТВ и ротации на радио. Поэтому, безусловно, главным событием 2007 года в шоу-бизнесе стало аккуратное примирение двух враждующих кланов – Эрнста и Крутого. Правда, для этого примирения Игорю Крутому пришлось продать 75% телеканала «МузТВ». И сразу начались подвижки. Артисты Крутого стали приглашаться на мероприятия и съемки Первого канала, а артисты Первого канала широкой рекой влились в ротации радиостанций Крутого. Никаких официальных заявлений с обеих сторон, кстати, так и не было сделано. Однако процесс пошел. Многие артисты, которых вынуждали «определяться», с кем они, наконец-то спокойно вздохнули. Впрочем, это примирение не открыло дорогу в эфир независимым артистам. Но шоу-бизнес задышал более ровно.
Скандал года
Сердючка выступила на «Евровидении-2007» успешнее посланника Первого канала |
Нынешний год ознаменовался бойкотом сразу двух суперуспешных артистов – МакSим и Верки Сердючки. Это на загнивающем Западе бойкоты бывают, если артист что-то хвалебное про Гитлера произнес или афроамериканское меньшинство чем-то унизил. У нас причины более утилитарны.
Первый канал поссорился из-за денег и несдержанных слов с артистом Андреем Данилко и организовал вскоре целую компанию травли под надуманными предлогами. Бессмысленная дурацкая фраза «Лаша Тумбай» в результате стала известна даже равнодушным к попсе. Сердючка выступила на «Евровидении-2007» успешнее посланника Первого канала, и от неадекватных комментариев в эфире этого канала покатывалось полстраны. Ситуация не разрулена до сих пор. В результате Первый канал и приближенный к нему журналист Гаспарян потеряли лицо, Сердючка потеряла много денег из-за отмены концертов, и никакого выхода пока не видно.
Другой скандал произошел из-за обиды Аллы Пугачевой на какую-то двусмысленную фразу самой продаваемой певицы в стране МакSим, сказанную в одном из телешоу. И Пугачева в старых советских традициях решила показать, кто в шоу-бизнесе хозяин. Но времена-то изменились. И Пугачева далеко не столь всевластна, и отношение к самой нынешней Пугачевой неоднозначное, и объект для кар она выбрала очень уж неудачный. Получилось так, что МакSим не попала в престижные телешоу «Песня года» и «Новые песни о главном» волею Пугачевой. Но пресса почти единогласно выступила на стороне МакSим (которой самое место как раз на этих фестивалях), а не уважаемой Примадонны. И тут уже Пугачева оказалась в незавидном положении, впервые со времен ее неудачного выступления на «Евровидении-97». Будем надеяться, великая певица выпутается.
Но главным событием, если судить по количеству публикаций, оказался развод Николая Баскова со своей женой. Широкую публику заинтриговала и неожиданность расставания, и желание скрыть его, и подоспевшие скандальные обвинения Баскова в нетрадиционной ориентации. Словом, всё сошлось для того, чтобы это частное событие вдруг превратилось в главное. В американском шоу-бизнесе тоже регулярно происходит именно такая подмена понятий, вспомним хотя бы душераздирающую историю с Майклом Джексоном.
Гастроли года
Это самое положительное, что произошло с шоу-бизнесом за год. Небывалая плотность первоклассных гастролеров – такого еще в России не бывало. Лето 2007 года запомнится навсегда тем, что едва ли ежедневно в Москве и Питере шел концерт мировой звезды. Были дни, когда их было два в один вечер!
В первую очередь надо благодарить за это новый клуб «Б1 Максимум», который с момента появления просто оглушил столицу чередой громких иностранных имен. Превосходные концерты прошли в Олимпийском и Лужниках. Но гастролями года надо все-таки признать невероятно энергетичный концерт легенды мирового рока Игги Попа и феерическое шоу стильного Джорджа Майкла. Они выделились среди других замечательных концертов прежде всего отличным звуком, идеально подходящим под артиста.
Но и эпохальные концерты Metallica, Alice Cooper, Tokio Hotel, Avril Lavigne, Aerosmith, Bryan Ferry, Basement Jaxx, Linkin Park, Antony & The Johnsons, Sparks, Marc Almond, Sonic Youth, Ozzy Osbourne, Joe Cocker, Manowar, Muse, Placebo, Chuck Berry хотя бы не упомянуть невозможно.
Концерт года
Лучшим концертным шоу года стала десятидневная серия концертов Филиппа Киркорова |
Наши музыканты значительно превосходили гастролеров в душевности. Но отставали, увы, по всем остальным компонентам концертного бизнеса. Финансовые и креативные возможности музыкантов по-прежнему несоразмерны желаниям публики видеть отличное шоу и качественный звук.
Лучшим концертным шоу года стала десятидневная серия концертов Филиппа Киркорова в Театре оперетты. Продуманная сценография и световая партитура, качественный звук и великолепное шоу, – равных Филиппу в 2007 году не нашлось. Можно себе представить, в какую копеечку влетело приглашение американского хореографа и греческого сценографа, но игра явно стоила свеч. Из поп-концертов стоит отметить также двухдневное яркое шоу Димы Билана в Лужниках, с тем же сценографом.
Рок-музыканты в 2007 году отчего-то решили экономить на своих зрителях. Понятие рок-шоу ушло, кажется, в прошлое. Сравниться по энергетике с пожилым Игги Попом тоже не получилось. Так что оценивать придется малобюджетную, статичную душевность. И любые плюсы к ней окажутся решающими. Превосходное качественное звучание показала в Зеленом театре Земфира*, отыграв на свежем воздухе кабареточно-джазовые версии своих старых и новых песен. «Ночные снайперы» в Лужниках продемонстрировали пронзительность и драйв. Lumen в «Б1» буквально «порвал» зал мясистой энергией. Ограничимся этими тремя яркими концертами, потому что настоящего «концерта года» не дал, по сути, никто.
Альбом года
В условиях переползания потенциального покупателя музыкального альбома в Сеть подсчет успешных альбомов, да и сам выпуск альбома как продукта становятся всё менее и менее необходимыми. Многие успешные артисты годами ничего не выпускают, кроме отдельных песен для радиостанций. И неплохо живут. Поэтому выбор лучшего альбома года превращается в игру ума, почти ничего не определяющую для шоу-бизнеса. Но это приятная игра, и кое-что она все-таки значит.
Самый интересный поп-альбом «For you…» выпустил всё тот же Филипп Киркоров. Он не стал ничего придумывать, а просто сложил в одну корзинку все свои радиохиты за пять лет. Получился суперальбом, уж хотя бы потому, что нет ни одной проходной песни.
Рок-музыканты, не избалованные эфирами, традиционно ответственно относятся к выпуску новых альбомов. Поэтому стоит назвать сразу несколько выдающихся релизов. «Сплин» выпустил непростой по содержанию и филигранно сыгранный альбом «Раздвоение личности». Lumen издал жестко звучащий альбом «Правда?» с острыми актуальными текстами. «Аукцыон» вместе с Марком Рибо и Джоном Медески записал в Америке альбом «Девушки поют», который никогда не станет популярным, но уже открыл новую веху в сотрудничестве русских рок-музыкантов с мировыми звездами. «Оргия праведников», создающая на основе арт-рока эклектичные рок-боевики, записала свой лучший альбом «Уходящее солнце», без которого отныне 2007 год вспоминать нельзя. И закончить этот короткий список можно многострадальным альбомом Земфиры «Спасибо», который открыл для отечественной рок-музыки новые горизонты в соседних пластах эстрадной музыки.
Разочарование года
Бывшие исполнители в группе «Премьер-Министр» проиграли суд с продюсером Евгением Фридляндом |
Главным разочарованием года стал вовсе не артист и не группа. А имеющие, казалось бы, к шоу-бизнесу весьма отдаленное отношение судебная и законодательная сферы.
Весь год шли судебные процессы между артистами и их бывшими продюсерами. В любой другой сфере деятельности работник отдает все долги своему работодателю и уходит с миром и честью. Но с музыкой всё пока не так. Судебные решения поражают своей противоречивостью. Бывшие исполнители в группе «Премьер-министр» проиграли суд с продюсером Евгением Фридляндом. Но исполнительница Катя Лель выиграла аналогичный суд с Александром Волковым. И певица Наталья Подольская тоже выиграла суд у своего экс-продюсера Игоря Каминского. А Дима Билан, связанный контрактом с Юрием Айзеншписом, до сих пор судится с его наследниками, и промежуточные решения судов порою диаметрально противоположны. Одним из пагубных следствий этой судебной неразберихи стало резкое уменьшение количества новых артистов, инвестиции в них для бизнеса кажутся неоправданно рискованными.
Законодатели столь же противоречивы. Отказываются принимать закон о запрете фонограммы на концертах, при этом издают распоряжения о запрещении «фанерных» концертов на бюджетных мероприятиях. Но надо же быть последовательными! Кроме того, в 2007 году принята новая редакция части 4 Гражданского кодекса, призванная побороть пиратство. Она вступает в действие с 1 января 2008 года. Однако уже сейчас многие эксперты указывают на ее несовершенство и юридическую противоречивость.
Дебют года
Впервые за последние годы надо разочарованно взмахнуть руками и честно признаться: дебюта года нет. Ни один новый яркий артист не появился в минувшем году. Это беспрецедентный случай, дающий поводы для отдельного размышления.
Есть пока только одно имя, позволяющее надеяться на то, что не всё так плохо. Главный музыкальный телепроект года «Фабрика звезд 7» на Первом канале подарил нам неординарную певицу Настю Приходько. Но для реального дебюта надо выпустить альбом или дать сольный концерт, чего пока нет. Так что подождем еще год.
Резюме
Словом, год выдался сложным и неоднозначным. Живым и с запашком мертвечины. С преобладанием гламура и наступлением русского шансона на пассажиров любого российского такси и маршрутки. Со скандалами и тихим прозябанием.
Отчего-то кажется, что следующий год будет лучше.
Правда, так всегда кажется.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом